"Разум в огне" или о потере души

Apr 30, 2018 10:54

"Разум в огне" - восхитительный фильм, который обычному человеку не в теме рефлексии о здоровье и медицине покажется лишь слезливой американской историей о редкой болезни. Чему доказательство - его низкий рейтинг на Кинопоиске несмотря на присутствие таких звёзд как Ричард Армитэдж (Торин в "Хоббите") и Кэри-Энн Мосс (Тринити в "Матрице"). Я же после моих размышлений на днях о принципиально разном подходе западной и восточной парадигмы к человеку и его "само-чувствию", ловила инсайты на каждом этапе разворачивания болезни главной героини. Фильм основан на реальных событиях, и сохранены даже имена реальных людей.

В нём идёт речь о молодой 20-летней журналистке Сюзанне, живущей в Нью-Йорке, у которой начинает стремительно ехать крыша, что выражается как в маниакально-депрессивных приступах, отключке сознания при сохранении функциональности, галлюцинациях, так и во вполне физиологических симптомах, типа смертельной усталости, бессонице и эпилептических припадках. Авторы фильма уверяют, что проход девушки через врачебную систему был воссоздан во всех подробностях. К сожалению, здесь мы видим неприглядную обратную сторону научного прогресса, когда людям дан высокотехнологичный инструмент, которым они не умеют пользоваться, предпочитая придерживаться сухих протоколов и не выходить за них.

Первый врач по итогам анализов и МРТ заявил Сюзанне, что она "полностью здорова". "МРТ чист - и это важно!" - сказал он голосом профессионала ей по телефону, когда она погружалась в очередной приступ отчаяния и mal-être. Следующий врач настаивал на диагнозе "хронически похмельный синдром", в качестве довода в поддержку своей теории приводя свой "20-летний опыт практики в этом городе", за который он "уже видел всё". Даже после того, как Сюзанна 2 недели прожила дома у матери под постоянным надзором, что гарантировало неупотребление ею спиртного, он продолжал настаивать на своём первом диагнозе "алкоголизм". Психиатры прилежно следовали своему странному протоколу и не расспрашивая о том, чем девушка живёт, выписывали таблетки, которые прячут особо неприятные симптомы проявления наружу её недуга.

Всё это привело к тому, что у неё начался параноидальный психоз в особо острой форме, из-за чего её накачали галоперидолом, привязали к койке и стали обсуждать с родителями её перевод к психушку на основании возможной шизофрении. Там скорее всего, учитывая её буйность, врачи продолжали бы задавливать галоперидолом и фиксацией рвущиеся из её тела признаки болезни. Это неминуемо и окончательно разрушило бы уже начавший разрушаться организм.

Наблюдая за развитием её симптомов, я всё больше замечала, что её душа находится не внутри неё, а покидает её временами или оказывается растянутой на окружающий сенсорный поток и прилепленной скорее к нему, нежели к её собственному центру. Когда она тупо в трансе сидела на кровати, не замечая, как проходят дни, и иногда автоматически на старой программе вспоминала, что время идти на работу; когда она себя внезапно осознавала на платформе метро или переходящей улицу перед машиной, либо сидящей в кабинете у обращающегося к ней шефа, - душа как-будто делала усилие, чтобы собраться у неё в центре, но тут же опять расплывалась по прошлому и удалённому от неё настоящему, наполняя её голову эхом услышанного или мельчайшими звуками того, что для большинства является фоновым шумом и отфильтровывается.

Искажённое восприятие времени показывает, что душа потеряла настроенность на настоящий момент. Недавнее прошлое постоянно отдавалось у неё в ушах. Настоящее растягивалось на с трудом воспринимаемый поток, в котором она не находила себя. Она также с трудом видела себя в зеркале, что является прямо-таки кричащей метафорой критической потери души.

Галлюцинации показывают, что частички её души оказались прилеплены ко внешним мыслеформам, не имеющим отношения к её непосредственному опыту. Её коллега на днях упомянула постельных клопов, и вот Сюзанна видит у себя на руке их укусы, которые больше не видит никто. Звук капающей воды когда-то был для неё немного раздражающим, и теперь при полностью исправном кране он мучает её, не давая заснуть. В работающем у неё в палате телевизоре говорят о ней, о том, как у неё всё плохо. Отзвуки голосов медсестёр тоже складываются в разговоры о ней, Сюзанне. В неодобрительные и уничижающие разговоры, от которых растёт тревога.

Здесь мне стал более понятен механизм таких галлюцинаций, в которых человек слышит, что говорят о нём. Его воспринимающая душа находится не у него в центре, а из-за какого-то внутреннего "взрыва" оказывается разлетевшейся на присутствующие в поле человека объекты и прилепившейся к ним. Однако сохранившееся гравитационное притяжение центра тянет эти кусочки души обратно. Центр человека усилием дотягивается до находящихся снаружи кусочков души и пытается их интегрировать в себя, что выходит вместе с потоком этих внешних объектов. Поэтому-то телевизор говорит только о нём, и медсёстры обсуждают только его. Даже неодушевлённые предметы могут "смотреть" на него с неодобрением. При усложнении галлюцинаций  якобы сказанные присутствующими людьми слова или их якобы читаемые мысли тоже несут поток об этом человеке, чаще всего тревожащего свойства. Таким образом, подобные галлюцинации являются признаком нахождения души снаружи, а не внутри.

Паранойя, когда человек убеждён, что все вокруг настроены против него, что ему опасно находиться в этом месте, - это лишь столкновение человека вне себя с непознанным Другим. Другой вообще в мироздании противопоставлен нам по умолчанию. И пока он не "переварен" духовно и не интегрирован в модель реальности человека (что у большинства происходит автоматически), от восприятия Другого в душе рождается эмоция, которую мы называем паранойей, потому что противопоставление Другого на этом уровне приравнивается к враждебности. Здоровому человеку для нормализации состояния обычно достаточно "поправить границы", как говорит эво-люция, т.е. снять важность с себя, понять, что окружающим нет до тебя никакого дела. Человеку же со взорванной душой, как у героини фильма, этого сделать на собственных ресурсах нереально.

У неё были жестокие эпилептические припадки, которые мне напомнили недавно наблюдаемый мной естественный феномен. Горящая длинная спичка для каминов - отличный объект для медитации. В ней я в частности увидела, как уходя из сгоревшей части древесины за перемещающимся по телу спички очагом горения, пламя пытается всё ещё в ней остаться так же лихорадочно и ритмично, как дёргается тело в припадке. Как если бы тело точно так же реагировало на уходящую из него душу. Из чего можно предположить, что воспринимающая душа у нас - огненной природы. И чего также можно вывести основную стихию её недуга в терминах восточной медицины. Любопытно, что к этой же метафоре пришёл и врач, которому в результате удалось девушку вылечить. Чтобы объяснить простыми немедицинскими словами её диагноз, он сказал её родителям, что у неё "мозг в огне".

Итак, в фильме до появления "чудо-врача" девушку были готовы перевести в психушку. Она впала в полную кататонию. была абсолютно нефункциональной, а все анализы и обследования показывали, что она "здоровая молодая женщина", и на этих анализах консилиум врачей основывался, чтобы ставить диагноз и назначать лечение. Одна молодая докторесса-психиатр из консилиума пошла к своему бывшему учителю на консультацию. Этот очаровательный пожилой доктор-сириец хоть и отошёл от практики и сосредоточился на преподавании, но заинтересовался случаем и пришёл взглянуть на Сюзанну.

Не знаю, так ли всё было на самом деле, но в фильме показан такой персонаж, только у которого и могло получиться найти способ её спасти. Кроме владения инструментом медицины, в нём было ещё то, что я могу назвать "сердце", хотя всё ещё слабо представляю, что это такое. Он смотрел не на инструмент, не на результаты анализов, а на девушку. Каким-то шестым чувством он уловил то, что я описала выше. Он смотрел прямо ей в лицо и говорил "Я тебя найду" и потом шёл использовать данные ему научно-техническим прогрессом инструменты на реализацию заявленным им целям по поиску девушки, чьё тело недвижно лежало в палате. Остальные врачи смотрели на свои протоколы и инструменты и в полученных результатах пытались разглядеть Человека. Он же видел изначально Человека и его страдание, и медицинские инструменты использовал исключительно для помощи ему.

Когда ему определёнными техниками удалось её немного раскачать и заставить нарисовать тест, который оказался решающим в его поисках, что подтвердили результаты исследований ткани её мозга, первыми его словами были не "Я поставил диагноз..." или "Результаты анализов показали..." жадно смотрящим на него родителям девушки. Первыми его словами были "Я тебя нашёл!", обращённое прямо к девушке, всё ещё лежащей в кататонии.

Что тут важно? Тут важно не "чистое МРТ" для первого врача, не абсолютно нормальные анализы для всех остальных.  И тут важен даже не общий прогресс медицины, открывающей новые болезни для более эффективной диагностики. Важно не то, что за 3 года до этого случая открыли новую разновидность аутоимунной болезни, какого-то энцефалита со сложным названием, о котором вовремя вспомнил сириец. Тут важно то, ЧТО стоит за мотивацией врача. Мотивация, намерение, - первичны. То, как они реализуются, - вторично.

Да, учёные от медицины обнаружили ещё один стабильный набор симптомов, который дифференцировали, классифицировали, дали название и составили протоколы для бездумного применения теми, кого в Китае и Тибете называют "босоногими/полевыми докторами" (barefoot/local doctor), и которых можно было наблюдать в этом фильме в их дорогущих нью-йоркских кабинетах, со всеми их MD PhD FMedSci FRSB FRCP и прочими регалиями научной аристократии. Но достаточно немножко другого набора симптомов, который выразится в кардинально отличной химической картине в теле и оттенках на МРТ - и вот ещё сотни и тысячи страдающих больных, кому не могут помочь или помогают неверно, пытаясь бездумно запихнуть их в существующие протоколы и задавливая любые внешние выражения болезни вместо того, чтобы слушать их и с их же помощью излечивать.

Настоящие же доктора применяют не протоколы, но намерение, под реализацию которого и привлекают все имеющиеся у них знания. Будь то знания химии, физиологии, последних научных достижений, имеющихся протоколов, энергетических меридианов, У-Син, природы мира духов или головологии.

китайская медицина, кино, эво-люция, наука, целительство

Previous post Next post
Up