Мысль о рюгенском происхождении Круто далеко не нова в истории и начала высказываться немецкими историками уже в позднем средневековье. В начале XVI века об этом повествуют мекленбургский историк Николай Маршалк и поморский историк Томас Кантцов. Источники их относительно конкретно этого исторического эпизода установить пока не удалось, однако, отличия деталей в этих сообщениях говорят не о простой выдумке и переписке друг у друга, а скорее просто об использовании обоими каких-то источников своего времени, либо утерянных, либо ещё не введённых в научный оборот или же попросту каких-то редких и малодоступных обычным исследователям, не специализирующихся на немецкой научной литературе XV-XVI вв. Такое представление продержалось в немецкой науке до 19-20 вв., лишь в прошлом веке уступив новому предположению о вагрийском происхождении Крута.
Впрочем, указание на рюгенскую приналежность династии Крута содержатся и в современных событиях источниках. Круто возглавил языческое восстание и стал правителем над всеми подчинявшимися до этого Готтшальку землями, что положило начало вражде его династии с династией Готтшалька. В 1193 году сам Круто был убит по приказу сына Готтшалька, Генриха, которому в результате нескольких победоносных войн удлось не только вернуть к рубежу XI и XII веков контроль над всеми подвластными когда-то его отцу землями, но и подчинить новые, вплоть до Поморья. Реакция Рюгена не заставила себя долго ждать - в начале XI века столицу Генриха, город Любицу, осадил флот рюгенских славян, однако, их армия была полностью уничтожена у стенам крепости. Вне контекста всего ободритско-рюгенского противостояния X-XII веков, невозможно было бы понять и то значение, которое Генрих придавал этой победе. Гельмольд сообщает, что Генрих сделал день победы над рюгенскими славянами под стенами Любицы ежегодным праздником - для него это должно было обозначать день полной мести за отца и момент распространения своей власти на все земли балтийских славян от Северного моря до Поморья, включая Рюген. Но конфликт на этом исчерпан не был. Вскоре рюгенскими славянами был убит сын Генриха Вальдемар, а в отомщение Генрих и сам предпринял поход на Рюген. Сражения на Рюгене не произошло - рюгенские славяне откупились большой суммой денег, которую впрочем выплатили не в полном размере. В результате им был предпринят второй, на этот раз неудачный, поход на остров, после чего «Генрих, прожив после этого еще не очень долгое время, смертью своей положил конец войне(Гельмольд, 1-38). Сообщение Гельмольда о том, что во втором походе на Рюген помощь Генриху оказали саксонские войска герцога Людера позволяет предположить, эта помощь Генриху и была известным по корвейским анналам и Саксонскому Анналисту походом герцога Лотаря (Людера) на чрезпенян 1114 года, в ходе которого был побеждён рюгенский князь.
Противостояние династий Готтшалька и Крута продолжалось при племяннике Генриха, Прибиславе. После смерти Генриха, его сыновья Кнут, Святополк и Звенике начали междоусобицу из-за наследства, в результате которой все трое были убиты. Ободритский престол остался без прямых наследников, и к власти приходит двоюродный брат Генриха по материнской линии, шлезвигский герцог Кнуд Лавард, умерший на уже третьем году своего правления ободритами. В итоге ободритское королевство было разделено между племянником Генриха Прибиславом и Никлотом, о происхождении которого точных сведений не сохранилось. Получивший в правление западную область с главными городами Старигардом и Любицей Прибислав вскоре подвергся преследованию потомков Крута, в результате чего Любица была разрушена рюгенскими славянами, а правителем в Старигарде на какое-то время стал потомок Круто Рохель. Это разрушение Любицы также очень важно для реконструкции происходивших на юге Балтики событий, так как указывает на связь рюгенских славян и потомков Круто. Гельмольд описывает разрушение Любицы дважды в своей хронике. В первый раз он помещает это событие во времена Святополка:
«Священник Вицелин, видя, что князь славянский обращается с христианами человеколюбиво, пришел к нему и снова повторил ему намерение, на выполнение которого было получено некогда согласие его отца. Добившись у князя благосклонности, он послал в Любицу достопочтенных пастырей, Людольфа и Фолькварда, чтобы они заботились о спасении народа. Они были милостиво приняты купцами, немалое число которых привлекли сюда вера и благочестие князя Генриха, и поселились в церкви, расположенной на холме, что напротив города, за рекой. Прошло немного времени, и вдруг на не защищенный кораблями город напали раны и разрушили его вместе с крепостью. Достойные пастыри, когда язычники ворвались в церковь через одну дверь, ускользнули через другую и, спасшись благодаря близости леса, бежали в порт Фальдеру (Гельмольд 1-48)
А впоследствии переносит их уже во времена Прибислава:
«Священник же Людольф и те, которые находились с ним в Любеке, не были разогнаны этим опустошением, потому что жили в замке, под покровительством Прибислава, оставаясь в этом месте и в такое трудное и полное ужасов смерти время. Ибо кроме того, что им приходилось испытывать нужду и ежедневную опасность для жизни, они были вынуждены видеть оковы и различные мучения, причинявшиеся христианам, которых разбойничье войско обычно в разных местах захватывало. Некоторое время спустя пришел некий Раце, из рода Крута с войском, рассчитывая захватить в Любеке врага своего, Прибислава. Ибо два эти рода, Крута и Генриха, вели между собой борьбу за первенство. Но поскольку Прибислав все время находился вне Любека, то Раце со своими разрушил крепость и окрестности. Священники же, укрывшись в тростнике, нашли убежище в Фальдере(Гельмольд, 1-55)
Не трудно заметить, что в обоих отрывках Гельмольд рассказывает одну и ту же историю о том как при нападении неких язычников на Любицу, находившихся там священников чуть не постигла незавидная судьба и лишь чудом им удалось спастись. Общие в обоих отрывках не только место действия (церковь Любицы), само событие (нападение язычников и разрушение ими города), но и имена главных героев (священник Людольф), место бегства (Фальдера) и даже мелкие подробности об укрытии главных героев в тростнике. Гельмольда, самого занимавшегося при Прибиславе христианизацией Вагрии вместе с Винцелином и Людольфом, вполне естественно беспокоила в первую очередь судьба своих соратников, а не происхождение напавших на Любицу язычников и именно эта история и является основной линией обоих сообщений. В том, что речь в обоих случаях идёт об одном и том же событии можно убедиться и из отрывка I 49, в котором, вслед за описанием разрушения Любицы при Святополке, вдруг сообщается, как в Любицу после этого прибывает сменивший Святополка Кнуд Лавард для освящения там церкви, построенной ещё Генрихом. Стало быть, разрушение Любицы имело место в XII веке лишь один раз и произошло во времена Прибислава в 1138 году. Случайное же перемещение этого события во времена Святополка (как было указано выше неточности в датировках были у Гельмольда и в случае смерти Генриха) даёт чрезвычайно важную информацию для понимания процессов, определявших историю славянских племён юго-запада Балтики в средние века, так как из этого следует, что потомки Крута были рюгенскими славянами. Вся вражда между династиями Круто и Готтшалька в этом свете предстаёт как противостояние двух наиболее сильных игроков региона: языческого Рюгена и христианского ободритского королевства за влияние и контроль над соседними славянскими племенами
Высказав аргументы за принадлежность Круто к рюгенской династии и участии рюгенских славян в чрезпенянской войне на стороне последних, дают основания предполагать подчинения ими чрезпенян в середине XI века, что спровоцировало два очень значительных для региона события: полный распад союза лютичей и смещение ободритской династии. И если результатом второго события стало установление контроля рюгенских князей над всем славянским отрезком южной Балтики на востоке по крайней мере от Одры (или от Лебы) и на западе до южной Ютландии, кроме того, ключив в себя и Нордальбингию (регион южной Ютландии, выходящий к северному морю), то второе (разгрома и ослабления лютичей) во многом обусловило последовавшее вскоре завоевание этих земель немцами и выхода ими прямо к границам самого Рюгена.
Предполагаемая «империя Крута», в случае его рюгенского происхождения.
О самом периоде правления Крута известно не много. После убийства Готтшалька его младший сын Генрих бежал к своим родственникам по матери в Данию, а старший, Бутуй, призвав на помощь саксов из Нордальбингии и Барденгау, попытался оказать Круту сопротивление. Захватив город Плуне в Вагрии, он вскоре был окружён и убит Круто. Судя по тому, как передаёт ход событий Гельмольд, Крута едва ли можно назвать «захватчиком» или узурпатором. Скорее в глазах местного населения он должен был быть «героем-освободителем», хотя и происходил из другого племени. Кроме общего недовольства народа и языческой локальной знати политикой христианской династии (христианизацией и церковными налогами), сам факт использования Бутуем исключительно сил саксонских наёмников и союзников, говорит о его непопулярности у своих подчинённых. Даже и само убийство Бутуя, симпатизировавший христианской династии Готтшалька и действовавший под её покровительством Гельмольд описывает как справедливую казнь за изнасилование неких «знатных жён» из города Плуне. Военные успехи Крута в то же время были не малыми - в короткий срок ему удалось взять под свой контроль всё обширное королевство ободритов, устранить сопротивление Бутуя и даже перейти в наступление на оказавших помощь его противникам христиан, разрушив такие важные города как Гамбург и Шлезвиг и захватив всю Нордальбингию. В целом же, недолгий период его правления в истории южного берега Балтики представляется таким же «белым пятном», как и прочие периоды славянских восстаний - в это время здесь не было христиан, потому они и не знали о происходивших там событиях.