История Рюгена. IV. Первая половина XI века.

Mar 02, 2015 23:59

Союз ободритов и лютичей, прошуществовавший с 983 до 1018 гг., был нарушен после нападения на последних Болеслава и расторжение этого союза способтвовало сближению ободритов с саксами. Впрочем, и само расторжение союза в свою очередь должно было быть обусловлено христианскими традициями ободритских правителей и устремлению их к тесным связям с соседними христианскими государствами (саксами, данами, поляками). Находившиеся в «изгнании» в Саксонии христианской династии (Мстивой-Биллунг, Мстислав, видимо, бывший его сыном, Удо и Готтшальк) позволили восстановить разрушенное ими же (согласно Титмару - Мстивоем) Гамбургское епископство, вместе с самим городом. После 1043 года ободритский князь Готтшальк восстановил существовшую до этого только на бумаег Гамбургскую епархию и начал христианизацию своих земель, простиравшихся тогда «до реки Пены и города Деммина» на востоке. Так как все его земли вошли в Гамбургское епископство, а в наиболее важных городах ободритского королевства были основаны церкви и монастыри, границы обладавшего письменностью немецкого мира вновь достигли интересующего нас региона. История Гамбургской епархии и её христианизации подробно описана в одноимённом труде Адама Бременского, законченного в середине 1070-х годов. Кроме занимавшихся христианизацией «Славии» (латинский термин, которым называли ободритское королевство) церковнослужителей Гамбургского прихода, среди источников Адама были и рассказы саксонских купцов, плававших мимо Рюгена на Русь; датский король Свен Эстридсон, императорские грамоты, франкские анналы и даже древние римские тексты. Именно Адам первым из немецких источников после вековой паузы снова упоминает рюгенских славян. Первое его их упоминание, впрочем, опять застаёт их  не на Рюгене, а в землях чрезпенян - по информации Адама, рюгенские славяне населяли город Деммин, бывший одним из важных звеньев морского торгового пути из Вагрии и Ютландской Англии на Русь.

Ab illa civitate brevi remigio traiicitur, hinc ad Dyminem urbem quae sita est in hostio Peanis fluvii, ubi et Runi habitant; inde ad Semland provinciam, quam possident Pruzi. Iter eiusmodi est, ut ab Hammaburc vel ab Albia flumine septimo die pervenias ad Iumne civitatem per terram; nam per mare navim ingrederis ab Sliaswig vel Aldinburc, ut pervenias ad Iumne. Ab ipsa urbe vela tendens quartodecimo die ascendes ad Ostrogard Ruzziae. Cuius metropolis civitas est Chive, aemula sceptri Constantinopolitani, clarissimum decus Graeciae.

От этого города коротким путём добираются до города Дымина, который расположен в устье реки Пены, где обитают руны. А оттуда - до провинции Земландии, которой владеют пруссы. Путь этот проходят следующим образом: от Гамбурга или от реки Эльбы до города Юмны по суше добираются семь дней. Чтобы добраться до Юмны по морю, нужно сесть на корабль в Шлезвиге или Ольденбурге. От этого города 14 дней ходу под парусами до Острогарда Руси. Столица её - город Киев, соперник Константинопольской державы, прекраснейшее украшение Греции ( Адам, 2-19)

Одновременно с этим Адам называл Деммин и столицей чрезпенян: Ещё дальше обитают хижане 65 и черезпеняне 66, которых от доленчан 67 и ратарей 68 отделяет река Пена, и их город Деммин (2-18)

Второй раз он упоминает их в 18 главе своей четвёртой книги, посвящённой географическо-этническим описаниям северной Европы:

Illae autem insulae quae Sclavis adiacent insigniores accepimus esse tres. Quarum prima Fembre vocatur. Haec opposita est Wagris, ita ut videri possit ab Aldinburg, sicut illa quae Laland dicitur. Altera est contra Wilzos posita, quam Schol.117 Rani [vel Runi] possident, gens fortissima Sclavorum, extra quorum sentenciam de publicis rebus nichil agi lex est: ita metuuntur propter familiaritatem deorum vel potius daemonum, quos maiori cultu venerantur quam ceteri. Ambae igitur hae insulae pyratis et cruentissimis latronibus plenae sunt, et qui nemini parcant ex transeuntibus. Omnes enim quos alii vendere solent, illi occidunt.

Недалеко от области славян находятся, насколько нам известно, три примечательных острова. Первый из них называется Фембре 31. Он лежит напротив вагров, так что его, как и Лолланн, можно видеть из Ольденбурга. Другой остров 32 расположен напротив вильцев. Им владеют раны [или руне] 121*, могучее славянское племя. По закону без учёта их мнения не принимают ни одного решения по общественным делам. Их так боятся по причине их близости к богам, вернее, к демонам, поклонению которым они преданы более прочих. Оба острова переполнены пиратами и безжалостными разбойниками, которые не щадят никого из приезжих. Ибо всех, кого другие пираты обычно продают, эти убивают.

Над словом «рани [или руни]» в тексте Адама стоит дописанная позднее схолия, поясняющая, что:

Reune insula est Runorum, vicina Iumne civitati, qui soli habent regem

Реуне - остров рунов, по соседству с городом Юмной, которые единственные имеют короля

На этом информация Адама о Рюгене заканчивается. Это - первое описания места жительства и первая характеристика рюгенских славян в западноевропейских источниках. Она представляет их, как самое сильное из известных Адаму сильное племя, оказывающее значительное политическое (По закону без учёта их мнения не принимают ни одного решения по общественным делам) и религиозное (Их так боятся по причине их близости к богам, вернее, к демонам, поклонению которым они преданы более прочих) влияние на другие славянские племена. Единственное занятие рюгенских славян, о котором сообщил Адам (то есть, которое отличало их на фоне остальных и сближало с ваграми), было пиратство. Не много.

Однако, вместе с тем, в хронике Адама содержится описание других важных событий, по всей видимости, связанных с рюгенскими славянами. Вернёмся опять к началу христианизации славянских земель Гамбургской епархии 1040-50-х гг:

(18). По ту сторону Эльбы и в землях славян наши дела по прежнему имели большой успех. Ибо Готшалк, о котором было сказано выше 65, муж, знаменитый мудростью и храбростью, взяв в жёны дочь короля данов 66, настолько усмирил славян, что они боялись его как короля, платили дань и, оказывая подчинение, просили о мире. При таких обстоятельствах наш Гамбург наслаждался миром, а в земле славян было полно и священников, и церквей. Итак, Готшалк, благочестивый и богобоязненный муж, находился в дружеских отношениях с архиепископом и почитал Гамбург как свою мать. Он имел обыкновение часто приходить туда для исполнения обетов. В землях славян по эту сторону реки никогда не появлялось более сильного и пылкого распространителя христианской религии. Ибо он решил обратить в христианство всех язычников, - если ему будет дана более долгая жизнь, - и уже обратил почти третью часть тех, которые прежде отпали к язычеству при его деде [Мстивое].

20 (19). Итак, при этом князе христианскую веру смиренно почитали все славянские племена, которые относились к Гамбургскому диоцезу, а именно, вагры, ободриты, ререги и полабы; а также линоны, варнабы, хижане и черезпеняне вплоть до реки Паны 70*, которая в грамотах нашей церкви именуется Пеной. Провинции были полны церквей, а церкви - священников. Священники же свободно действовали
67во всём, что касается Бога 67. Их служитель, князь Готшалк, как говорят, настолько пылал религиозным рвением, что часто, позабыв о своём сане, обращался в церкви с увещевательными речами к народу, желая на славянском языке растолковать людям то, что во время мессы говорилось епископами и священниками 71*. Количество тех, которые ежедневно обращались, было столь велико, что приходилось посылать за священниками во все страны. Тогда же во всех городах были основаны обители живущих согласно канонам святых мужей, а также монахов и святых дев, как то свидетельствуют те, которые видели их в Любеке, Ольденбурге, Ленцене, Ратцебурге и других городах. В Магнополе же, славном городе ободритов, как говорят, было три общины служивших Богу людей.

21 (20). Образование новых церквей весьма обрадовало архиепископа, и он послал к этому князю мудрых мужей из числа своих епископов и священников, чтобы они укрепили в христианстве новообращённые племена. В Ольденбург он вместо умершего Абхелина посвятил монаха Эццо
68; Иоанна Скотта 69 поставил в Магнополь; в Ратцебург рукоположил некоего Аристо, который прибыл из Иерусалима, а прочих - в другие места. Кроме того, когда он пришёл в Гамбург, то пригласил на переговоры князя Готшалка, убеждая его последовательно довести до конца начатые ради Христа труды и обещая будущую победу во всём, а также блаженство в том случае, если он потерпит во имя Христа какой-либо ущерб. Великая награда уготована ему на небе за обращение язычников, многочисленные короны увенчают его за спасение отдельных душ. Теми же словами и к тому же самому побуждал архиепископ и короля данов, который неоднократно встречался с ним возле реки Эйдер, когда Адальберт был в тех местах. Всё, что тот говорил ему, опираясь на слова Писания, король старательно замечал и запоминал; только в том, что касалось чревоугодия и женщин 72*, грехов, которые лежат в самой природе этих народов, епископ не смог его исправить. Во всём остальном король был послушен и покорен архиепископу.

22 (21). В это же время
70 в земле славян произошли крупные события, о которых ради славы Божьей не следует умалчивать перед потомками, ибо «Бог мести восстал и воздал возмездие гордым» 71. Итак, хоть и многие племена винулов были знамениты своей храбростью, но только четыре из них, которые у них зовутся вильцами, а у нас лютичами, спорят между собой за первенство и власть. Это - хижане и черезпеняне, которые обитают по эту сторону Пены, а также доленчане и ратари, которые живут по ту сторону этой реки. Когда их соперничество дошло до открытой войны, доленчане и ратари, несмотря на поддержку со стороны хижан, были разбиты черезпенянами. Во втором сражении ратари вновь потерпели сокрушительное поражение. Наконец, из третьей битвы черезпеняне также вышли победителями. Тогда побеждённые, призвав к себе на помощь князя Готшалка, а также герцога Бернгарда и короля данов, напали на врагов и в течение семи недель содержали за свой счёт огромное войско трёх королей, ибо черезпеняне оказали мужественное сопротивление. Много тысяч язычников было тогда перебито с обеих сторон, и ещё большее количество уведено в плен. Наконец, предложив королям 15 000 талантов, черезпеняне добились мира. Наши с триумфом вернулись домой; о христианстве не было и речи; победители «думали только о добыче» 72. Такова доблесть черезпенян. Об этих и других тамошних событиях мне правдиво рассказал один благородный человек из трансальбианов

Итак, после начала христианизации Готтшальком части подконтрольных ему лютичских земель между лютичами вдруг вспыхивает междоусобная война, как принято называть это событие в историографии. Не трудно заметить впрочем, что Адам несколько противоречит сам себе или путает хронологию. Готтшальк, по его мнению, сначала должен был крестить земли хижан и чрезпенян - событие, возможное в то время только при условии военного и политического подчинения этих земель Готтшальку; «добровольного» крещения «соседей», не подчинявшихся ободритам представить себе невозможно - но вскоре после этого чрезпеняне выходят по каким-то причинам из союза лютичей ( союз лютичей состоял, по представлению Адама из хижан, чрезпенян, толлензян и редариев ), в результате все три остальных племени идут на них войной. Далее события начинают развираться ещё более удивительно и не понятно без превлечения других источников. Племени чрезпенян, о котором через три четверти века в Корвейских анналах сообщат, что земли их состояли всего из трёх городов, удаётся победить  все три остальные объединившихся и окружавших их племени лютичей, да не просто, а целых три раза подряд. Отчаившись одолеть чрезпенян своими силами, лютичи призывают ободритского князя Готтшалька, данов и саксов. Странно не только то, что Адам посылает Готтшалька войной на своих же подчинённых христиан по просьбе язычников и по причине того, что эти его подчинённые христиане отказывались подчиняться язычникам. Ещё более странно, что вся эта огромная братия: весь союз лютичей, владевший значительным королевством от Вагрии до Эльбы и Варнова Готтшальк, датский и саксонские короли - то есть, вся военные ресурсы и силы всей северной Германии и юго-западной Балтики - обрушились на маленькое, зажатое между Пеной и Рюгеном племя чрезпенян и воевали с ним целых 7 недель, «убив многие тысячи язычников», но так и не сумев подчинить их силой и ограничились взятием дани.  Не зря Адам говорит, о той войне: «в земле славян произошли крупные события, о которых ради славы Божьей не следует умалчивать перед потомками» - на самом деле по масштабу задействованных сил и военных ресурсов, по масштабу всей военной операции «античрезпенянской» коалиции, это событие в истории юга Балтики сопоставимо только со произошедшим ещё век спустя крестовым походом.



Война чрезпенян «всех против» 1050-х. Все обозначенные на карте стороны принимали участие в войне против чрезпенян.

Любопытно притом, что Гельмольд (1-21), переписываячерез век рассказ Адама о чрезпенянской войне, несколько откорректировал этот отрывок, так, что хижане оказались у него на стороне с чрезпенянами, а не в союзе с редариями и толлензянами, как о том писал Адам. Впрочем, причина легко находится прямо в тексте Гельмольда

В те дни произошло великое движение в восточной части славянской земли, где славяне вели между собой внутреннюю войну. Их же - четыре племени, и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и доленчане - по эту. Между ними начался великий спор о первенстве в храбрости и могуществе. Ибо ратари и доленчане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Редегаста, и они только себе приписывали единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради [получения] ответов и ежегодных жертвоприношений. Но черезпеняне и хижане отказывались им подчиняться и, напротив, решили защищать свою свободу оружием. Когда волнение так понемногу разрослось, дело дошло, наконец, до войны, и тут в жарких битвах ратари и доленчане были побеждены. Поэтому [74] война возобновлялась второй и третий раз, и те же теми же по-прежнему были одолены. mного тысяч людей пало с той и с другой стороны. Победителями оказались черезненяне и хижане, войну со стороны которых вызвала только необходимость.

Фраза, выделенная мною в отрывке Гельмольда является цитатой его схолии 17 к тексту Адама:

Хижане и черезпеняне живут по эту сторону реки Пены, а доленчане и ратари - по ту сторону этой реки. Эти четыре народа называют вильцами или лютичами за их храбрость.

Таким образом, черпая информацию о Готтшальке в тексте Адама и там же - общие сведения о чрезпенянах и хижанах, с которыми он был плохо знаком (Гельмольд хорошо знал лишь более-менее известные христианам земли ободритов от Вагрии до Варнова, остальное же черпал из источников), Гельмольд перепутал противопоставление Адамом двух групп лютичей по географическому признаку ( 2 группы по 2 сторонам Пены) с политическим (2 противостоявшие друг другу силы). Да и сложно было бы ожидать от него через век большей осведомлённости, чем современника Адама, особенно учитывая, что почти всё написано им о Готтшальке, заимствовано из Адама.

Так как «события, произошедшие тогда в земле славян» остро нуждаются в каком-то логическом объяснении, остаётся лишь предположить, что Адам немного перепутал хронологию событий. После славянского восстания или смещения Мстислава лютичами и до  середины XI века хижане и чрезпеняне должны были быть независимыми от ободритов и входить в союз лютичей, как это и сообщает сам Адам. Произошедший в 1050-х годах выход чрезпенян из этого союза спровоцировал войну. Готтшальк же установил контроль над этими территориями только после того, как вмешался в войну - скорее всего именно это и было его основной целью. И уже после этого началась попытки христианизации хижан и чрезпенян. Попытки эти в конечном итоге стоили Готтшальку его жизни. Не смотря на то, что Гельмольд называет убийцей Готтшалька его зятя или шурина Блюссо (Гельмольд, 1-24), убийство это должно было быть организовано язычниками. То, что Готтшальк был убит «вместе с пастырем Иппо, заколотым у алтаря, и многими другими как светскими, так и духовными лицами, которые претерпели различные мучения во имя Христа» (Адам 3-49) и сразу после их убийства на тот свет вслед за ними был отправлен и сам Блюссо, а по всем славянским землям началось языческое восстание, явно говорит о том, что убийство Готтшалька должно было быть организовано некими, противостоящими ему язычниками. Приближённому Готтшальку Блюссо во всей этой истории, по всей видимости, была отведена лишь роль инструмента. Так как в «тёмных историях» заговоров и мятежей оправдывает себя не столько подозрение того, кем было совершено конкретное действие, но и, в ещё большей степени важно установление стоявших за этим сил, логично будет задаться вопросом, кому данное восстание было выгодно и кто более всего от этого выиграл. Можно точно сказать, что это были не люди, находившиеся с ним в родственных отношениях по линии жены или детей, так как все они принадлежали к христианскому миру. В начавшемся восстании его детей поддержали саксы (Бутуя) и даны (Генриха) - силы, с которыми Готтшальк находился в союзе и родстве и которым свержение начавшего христианизацию ободритского королевства было крайне не выгодно. Организаторами восстания могли быть только язычники, которые и пришли к власти впоследствии. Претендентов в этом случае было не мало - теоретически это могли быть любые язычники-представители местной знати, недовольные введением новых порядков, введении церковных десятин и передаче церквям их бывшего имущества.

Судя по тому, что епископа Иоанна для казнииз столицы ободритов Мекленбурга доставили в столицу лютичей Ретру, не исключено участие в этой истории редариев и толлензян. С другой стороны, именно редарии и толлензяне и были инициаторами захвата Готтшальком северно-лютичских земель, более того - сами они несколько лет назад его сюда призвали, сами же оплатили и ведение войны. К тому же, речь шла не столько о политически обусловленном действии, сколько о религиозном, нужное для поддержания в народе авторитета скорее жрецов, чем князей. Потому, учитывая сообщение Гельмольда из Бозау, что богом ободритской земли был Радегаст, а главное святилище его находилось в Ретре, едва ли можно делать на этом основании далеко идущие выводы.
Вместе с тем, есть основания подозревать и участие во всей этой истории рюгенских славян, начиная уже с лютичской междоусобицы. Захват Готтшальком чрезпенянских земель к северу от Пены и начало или планы по их христианизации (в действительности эта христианизация скорее всего так и не началась, потому как об основании в этой местности церквей не сообщается) определённо должны были столкнуть его с Рюгеном, видевшем эти земли своей «зоной влияния» и собиравшем здесь налог для Арконского храма. В этом контексте стоит снова обратить внимание на сообщение Адама Бременского о том, что город Деммин, бывший столицей чрезпенян, был в его время (в 1070-х, как раз после убийства Готтшалька, во времена правления Круто) населён рюгенскими славянами. Так как Деммин находился на реке Пене и, таким образом, на южной границе чрезпенянских земель, можно предположить, что и вся область чрезпенян, между рекой Пеной и островом Рюген, была подчинена в это время Рюгену. Причём, Рюген должен был вернуть себе контроль над ними непосредственно после убийства Готтшалька, так как незадолго до этого сообщается о вхождении чрезпенян в Гамбургский приход его усилиями.

Кроме того, военные успехи маленького племени чрезпенян против окружавших их со всех сторон превосходящих по численности лютичей и необычайно масштабная военная операция, потребовавшая объединения против них в коалицию всех военных ресурсов лютичей, ободритов, данов и саксов, и, тем не менее, потребовавшая значительного времени и так и не окончившаяся полным разгромом, могут быть объяснены лишь при наличии помощи чрезпенянам какой-то третьей силы. Поиск этой силы не представляет особого труда - это могли быть лишь рюгенские славяне и поморяне, так как все остальные племена и народы были объединены против них. Однако, ещё большим аргументом за участие рюгенских славян в чрезпенянской войне и последующем восстании против Готтшалька служат указания на принадлежность сместившего ободритского князя и занявшего его место языческого князя Круто к рюгенским славянам.

история, чрезпеняне, Рюген

Previous post Next post
Up