Из более или менее новых значительных археологических находок в землях балтийских славян можно указать на раскопанное в 2012 и опубликованную в 2013 году захоронение человека с мечём рядом с городищем Штольпе на Одре, недалеко от современного города Ангермюнде, примерно в полпути между Берлином и Щецином. На расстоянии всего нескольких км в этом месте на Одре археологически известно сразу 3 славянских городища, почти 2 десятка открытых поселений, 2 находки кладов и 2 находки мечей - в средние века здесь проходила граница лютичей с польскими княжествами и королевствами и именно здесь по Одре, по всей видимости проходила линия обороны. Сложно сказать к какому именно племени принадлежали жители региона - скорее всего к укрянам, редариям или какому-то другому мелкому локальному племени, не отметившемуся в источниках. Так как точных географических описаний занимаемых лютичскими племенами не сохранилось, в этом месте могли пересекаться границы сразу нескольких княжеств, племён и их объединений- укрян, лютичей (в общем), поморян и поляков. Река Одра известна средневековым хронистам как "самая богатая славянская река" (Адам Бременский).
большой круг - слав. городище
маленький круг - слав. отрытое поселение
треугольник - слав. захоронения
квадрат - находка клада
крест - находка меча
Захоронение привлекает на себя внимание не только вложением меча и другим инвентарём, но и самим похоронным обрядом. Оставление ведра или чаши с питьём или едой у ног покойника, наряду с вложением меча хорошо известно по традиции камерных захоронений, с той лишь только разницей, что следов самой деревянной камеры здесь обнаружено не было. В землях лютичей известно ещё 4 подобных камерных захоронений с мечём и ведром, но уже и с настоящей камерой - в Вустерхузене (дошане), Цедыне (поморяне или лютичи), Узаделе (редарии) и Узедоме (чрезпеняне или поморяне), а также ещё одно схожее захоронение из Волина, в гробу, но также с оствленной у ног покойника чашей из цветного металла. Всего же на территории Германии и Польши камерных захоронений известно около 15, так что эта новая находка хорошо вписывается в уже известное о местной культуре и обычаях. Как погребальный обряд, так и вложение меча указывают на значительное социальное положение покойника - если и не князь, то по крайней мере можно предположить некого знатного лютича, например воеводу или градоначальника.
План находки захоронения
фото с раскопок
Инвентарь захоронения.
Особенное внимание привлекает редкий экземпляр пряжки ремня. Пряжки такого типа традиционно характеризуются как балтские (вроде бы наиболее распространены в Пруссии и соседних балтских землях) и также не менее традиционно почему-то связываются со скандинавами (так как встречаются и в Скандинавии). Достаточно часто, хоть и не массово, находят их и в значительных южнобалтийских городах и особенно в торговых центрах. Однако, находок пряжек оканчивающейся резными змеиными головами в Германии до сих пор не было известно. Судя по данным немецких археологов - не только в Германии, но и вообще, что, в таком случае, указывает на местное производство, а не импорт.
Пряжка ремня
Ещё раз общая реконструкция погребения
Источник: Biermann/ Kersting /Roskoschinski / Storch, Eine spätslawische Elitenbestattung von Stolpe an der Oder // Soziale Gruppen und Gesellschaftsstrukturen im westslawischen Raum, Langenweissbach, 2013