В небезызвестном отрывке Саксона Грамматика между описаниями взятия Арконы вкратце замечается о любопытном эпизоде произошедшем во времена короля Свена:
"Этому идолу, подати которому присылались со всех славянских земель, также и соседние короли, совершая кощуство, оказывали почтение подарками. В числе прочих и датский король Свен, чтобы добиться его [идола] расположения, почтил кубком исключительной работы, в этом рвении возвысив чужеземную религию над своей. За это кощунство он позже поплатился своей несчастной смертью".
Любопытно, откуда у него была эта информация? Во времена Свена III Саксон должен был быть ещё очень молод и едва ли мог находиться настолько близко к королю, чтобы получить от него эту информацию. Или же эта история стала в Дании ходячим анекдотом, которую использовало духовенство в качестве примера, до чего доводит поклонение идолам? Возможно, ещё одним вариантом было бы получение им этой информации от Абсалона, к которому он уже точно должен был быть близок, если и вовсе сам не принимал участия в походе на Аркону, описанном им в мельчайших подробностях "глазами" или по крайней мере с рассказа очевидца. Любопытным в этом случае кажется завещание Абсалона, оставленное им в 1201 году и завещавшего своей племяннице Маргарите "duos ciffos Rojanorum idolorum". Конечно, не факт, что эти два кубка или чаши "рюгенского идола" происходили с Арконы - помнится, Абсалон принимал участие и в разграблении Каренцы. Но, почему-то не покидает мысль, что Абсалон мог забрать с собой в числе прочего и тот кубок, что десяток-другой лет был отравлен туда Свеном. А может прямо и узнал его среди сокровищ Арконы? Драгоценные кубки входили в то время в стандартный набор церковных реликвий и часто дарились правителями или высшими церковными чинами новым храмам. Выглядели такие церковные кубки зачастую тоже довольно схоже, вроде представленных на нижней картинке из захоронений Бременского собора ( 4 - начало XII века, 1 - середина XIII века, 2 - вторая половина XIII века, 3 - XV века)
Интересно, что попрекая в кощунстве, видимо не совсем детально разбиравшегося в тонкостях христианской религии и пославшего кубок вместо епископской казны в храм Свентовита Свена, сам Абсолон в тоже время, похоже, не находил ничего зазрительного в том, чтобы попивать церковное винишко долгими лундскими зимами из "чаши рюгенского идола".
Судьба рюгенских кубков в дальнейшем неизвестна. Как знать, быть может, будучи передаваемые по наследству и далее, они выставлены теперь к одном из датских музеев...Но, хочется верить, что круговорот драгоценных кубков между Данией и Рюгеном на этом не закончился. В качестве следующей возможности возвращения сокровищ Арконы с исторической точки зрения вполне подходит датский поход рюгенского князя Яромара II 1259 года, в ходе которого им был взят и частично разрушен Копенгаген, как и крепость Лиллеборг на Борнхольме. Кроме этого, он воевал и на острове Зееланд и в Сконе, где вполне мог и разжиться какими-то трофеями, либо просто получить их в подарок от духовенства)