Знаки на камнях. О мегалитах и языческом культе в Мекленбурге.

Sep 30, 2013 19:15




Тема роли мекленбургских мегалитов в языческих культах уже поднималась вот тут. Сейчас же несколько подробнее о культовых знаках и чашечках на мегалитах + небольшой фотоотчёт о вылазке в окрестности города Рерик.


Возле современного городка Рерик - одно из самых больших скоплений мегалитов в северной Германии. Они тут повсюду, в каждой соседней с Рериком деревне, просто в полях, на обочинах дорог, на берегу моря, начинаясь уже в самих жилых окраинах Рерика. Два года назад я уже выкладывал фотоотчёт о некоторых из этих мегалитов. В эту поездку удалось найти ещё несколько.



Один, полуразрушенный, находится прямо во дворе бывшей охотничей резиденции графа Мёлендорфа, имевшего, кстати, славянские корни. Само по себе это, построенное в 19 веке и сейчас превращённое в отель, здание на заявленное имя "замка" никак не дотягивает. Хотя живут тут совсем не плохо - с видом на мегалит.



Причём ночью он ещё и подсвечивается снизу как раз с той стороны, на которую выходят окна.



Мегалит полуразрушен, на одном из камней виден след от клина, которым раскалывали валун




На краеведческой карте местных достопримечательностей в парке возле охотничьего замка было обозначено два мегалита, но второго обнаружить не удалось. Толи нет его уже, толи не там искали. Что ж, будет повод вернуться. Зато нашли большой старый дуб.



Ему вроде как должно быть более 120 лет.

От охотничьего замка в Хёэн Ниндорфе через поля и деревеньки направились к местечку Бленгов, рядом с которым находится также полуразрушенный, но очень интересный мегалит.



Мегалит возле Бленгова.

Интересен он в основном тем, что на одном из камней ( на том, который на переднем плане ) помимо чашечек выцарапаны многочисленные символы в виде креста в круге.




Найти их правда оказалось не так то просто. Присматриваться пришлось долго. Вот этот камень ещё раз крупным планом.




Видит ли кто-нибудь знаки на нём? Я вот например вижу на фото всего 4 из них. И то потому, что уже знаю, где они находятся. Хотя на самом деле их намного больше. Для выявления пришлось прибегнуть к муке и мелу.






Впрочем даже и так поиск их занял довольно продолжительное время. Найдя и обведя 7 знаков ( ещё несколько не стали обводить, так как были не уверены, что это не обычные рытвины) и множество чашечек, удовлетворённо оборачиваемся к информационному плакату, и...




...понимаем, что наши знаки не сходятся с прорисовкой! Получается, ничего и не нашли, а обвели то, чего на самом деле нет?! Попробовать ещё раз? С чувством досады обходим весь мегалит и понимаем, что долгое всматривание в неровности на камне и попытки определить в них круги сделали таки своё дело - такие знаки видятся нам уже и на тех камнях, где их и вовсе быть не должно. А в некоторых так и вовсе мерещаться лики с глазами, ртом, да ещё в придачу и шапкой.




Нет, определённо дальше продолжать смысла не имеет, отсюда до видения "славянских рун на сырой штукатурке" уже совсем не далеко! План на день ещё большой, так что отправляемся дальше. Но всё же фотографирую один из камней со знаком перед уходом - на всякий случай, что называется.

И, как оказалось, правильно сделал. Это уже позже выяснилось, что знаки мы отметили верно, просто не все. И художник на плакате изобразил знаки также правильно, но тоже не все) Так и получилось, что наши "части" не сошлись. На самом же деле знаков просто больше.



Знаки на том же камне, в прорисовке археологами.

А при просмотре фотографий оказалось, что и знаки на другом камне отнюдь нам не почудились.




Круг в середине видно отчётливо. А если приблизить и хорошенько присмотреться - то, кажется, и крест в нём. В общем надо будет непременно вернуться сюда с мукой и мелом) Эти знаки, кажется, никто ещё и не описывал, по крайней мере я не встречал до сих пор их описаний, всегда речь шла только об одном камне.

Следующим по плану был мегалит, стоящий в поле к востоку от Рерика, можно сказать, ещё в пригороде.



Два знака нанесены на его "крышу". Найти их, не зная точно, где искать - тоже крайне не просто.







Тут же снова обнаруживаем множество чашечек. Те, что помельче - присыпал мукой




те же, что побольше, хорошо видны на фото и так




Совсем недалеко от этого мегалита, у деревни Мехельдорф, находится и ещё один со знаками - на этот раз снова разрушенный. К нему добрались уже к сумеркам. На море, которое хорошо видно от этих мегалитов, начинался шторм, какими славится Балтика. Пронизывающий, чуть не сносящий с ног, завывающий по полю ледяной ветер и бегущие по небу с бешеной скоростью тёмные тучи, на только что сером небе отлично дополняли момент, наполняя всю атмосферу мистичностью и суровой и сказочной северной красотой.




Знаки ( два точно, и, возножно, ещё третий - если это не просто чашечка) нанесены на бывший некогда крышей, но уже свалившийся, камень. Фотографировал со вспышкой, так что тут их видно гораздо лучше. По крайней мере обводку.




Поход на этом благополучно закончился, а тут же уместно будет привести и некоторые другие аналогии таких знаков на культовых валунах и мегалитах в балтийско-славянских землях.

Уже упоминавшийся знак креста на мегалите в Ноббине, недалеко от Арконы на Рюгене.




Фото пока всё тоже, неразборчивое. И сюда надо будет вернуться с мукой и мелом)



Камень, найденный на побережье к западу от Ростока в 1988 году. Кроме 16 чашечек на него нанесены также и два уже хорошо знакомых нам знака. После находки камень долго "ходил по рукам", то валяясь в частном подвале в Ростоке и был известен до недавнего времени только по фотографиям, пока не не был заново найден в частной коллекции на Рюгене. В отличии от предыдущих, этот едва ли мог быть частью мегалита - размеры его всего 54х49х26 см.

Самый, пожалуй, интересный пример известен из Вагрии.



На один из камней в обрамлении кургана бронзового века, кроме чашечек и такого же знака креста в круге, были нанесены и следы рук и ступней. Можно сказать, этот камень наилучшим образом иллюстрирует все известные в северо-восточной Германии знаки на культовых камнях:

- чашечки
- знаки креста в круге
- следы (ступней, рук или копыт )

Из категории "камней-следовиков" в связи со славянами можно отметить камень "чертов след" на горе Чернобог в Лужице



В народных преданиях и легендах такие камни-следовики как правило бывают связаны отпечатками следов дьявола, либо человека, подтверждающего таким образом свою клятву. Камни же чашечники так и вовсе нередко именуют "дьявольскими камнями".

Это, разумеется, далеко не полное собрание знаков на мегалитах славянского Поморья, похоже, список со временем можно будет значительно расширить. А пока же - несколько преданий о священных камнях, мегалитах и язычниках.

I. Камень Эльверта (Elwertstein)

Камень Эльверта - это гранитный блок к северу от Лемке, на границе общинных угодий с Мере, на котором проделано два больших углубления в форме подков, а также несколько маленьких прорезов той же формы. Один учитель рассказал о нём Августу Фройденталю(1) следующую историю:

Когда впервые пришедшие с востока славяне, также называемые гунами (2), хюнами (3), язычниками или вендами, были подеждены саксонцами, или христианами, в великой битве на поле Циляйтц (4) и через город Ханштедт были отброшены далеко к Эльбе и даже за неё, а их святыню - камни - привезли к первой христианской церквушке на скале в Ханштедте или Йоханисштедте, прошли долгие годы. Когда же внезапно, после того как из Ольденштедта христианизация вендской границы уже существенно продвинулась, сюда снова явилось войско язычников, разрушило церкви, в том числе и церквушку в Ханштедте, до самого основания, и вознамерилось продвинуться через Ильменау в христианские саксонские земли.Тогда один знатный саксонец или саксонский князь по имени Эльверт поспешил собрать войско и выступить навстречу неприятелю. Придя на поле возле Мере, саксы увидели приближающееся со стороны Ханштедта во многом превышающее их силы войско язычников. И видя превосходство противника, некоторые воины почувствовали, что маленькое саксонское войско проиграет. Когда князь Эльверт заметил это отчаяние, он попросил господа подать знак, и со словами: "Так же ясно, как подковы моего коня отпечатаются на этом жертвенном камне, так же ясно пребудет с нами Бог!" перескочил на коне через камень. И тогда стали видны следы конских подков, глубоко отпечатавшиеся на камне. Возликовало тогда маленькое войско, обрушилось на грозного противника, и, победив, заставило его отступить. Напрасно приказал Злой (5) затем своей демонической рати танцевать на этом камне дьявольские танцы в иванову ночь, чтобы стереть следы божественного чуда. Это у него не вышло, лишь только следы копыт его нечистой братии нашли потом рядом со конскими следами, отпечатанными в камне.

Предание записано в Нижней Саксонии, в округе Эльцен, на западной границе расселения дравено-полабов.

1 - немецкий писатель 19 века, описывающий путешествия по Нижней Саксонии
2 - Hunnen - народ гунов
3 - Hünen; Hüne - в северно-немецких диалектах означает "великана".Hünengrab -  "могила великана", название мегалитов на севере Германии
4 - Zieleitz - топоним имеет славянское происхождение
5 - эпитет дьявола, вроде русского "лукавый"

Как по-моему, так просто замечательное предание. Сразу "полный комплект" - и прямое отождествление славян с хюнами - древним народом, похороненным в мегалитах, и прямое описание камня следовика как славянской языческой святыни, и известная печально реалистичная история о встройке славянского священного камня в первую христианскую церковь, и описание распространённого народного поверия о связи культовых камней с летним солнцестоянием и танцующими на них демонами. К слову, подобные камни-чашечники действительно встроены в несколько церквей в заэльбских землях дравено-полабов. Однако, предание это имеет и не менее интересное продолжение.

II. Колокольный пруд у Ханштедта.

Менее чем в двух километрах от Ханштедта, в нескольких сотнях шагов в левую сторону от нашей дороги, в поле был расположен небольшой водоём, называемый колокольным прудом. Этот маленький пруд также, как и вышеназванный, несколько больший, был окружён кустарником...Этот колокольный пруд также имел свою легенду. Когда венды-язычники снова разрушили первую христианскую часовню на холме в Ханштедте, они украли из этой церквушки колокола и попытались увезти их по полю на запряжённой двумя белыми быками повозке. Но тут внезапно разыгралась непогода. Молния ударила в повозку, и возчик вместе со всем остальным провалились под землю. На месте этого чуда образовался колокольный пруд. В полночь Иванова Дня, одинокие прохожие могут услышать колокольный звон из глубины пруда а также увидеть призрачных белых быков, пасущихся у его берега, которые по прошествии этого часа духов снова исчезают в глубинах вод. Однако, тот, кто увидит этих животных, не должен звать их, иначе от власти злых сил его уже не спасти.

Оба предания по: G.Osten - Slawische Siedlungsspuren im Raum um Uelzen, Bad Bevensen und Lüneburg, 1978.

Повозка язычников, запряжённая быками, уходящая под воду, и всё это один раз в году на летнее солнцестояние? А ведь где-то всё это мы уже слышали:)



Не у Тацита ли?

Есть на острове среди Океана священная роща и в ней предназначенная для этой богини и скрытая под покровом из тканей повозка; касаться ее разрешено только жрецу. Ощутив, что богиня прибыла и находится у себя в святилище, он с величайшей почтительностью сопровождает ее, влекомую впряженными в повозку коровами. Тогда наступают дни всеобщего ликования, празднично убираются местности, которые она удостоила своим прибытием и пребыванием. В эти дни они не затевают походов, не берут в руки оружия; все изделия из железа у них на запоре; тогда им ведомы только мир и покой, только тогда они им по душе, и так продолжается, пока тот же жрец не возвратит в капище насытившуюся общением с родом людским богиню. После этого и повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются омовением в уединенном и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы, которых тотчас поглощает то же самое озеро. Отсюда - исполненный тайны ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречен смерти.

Интересно что даже последнее предложение у Тацита один-в-один сходится с "христианским" предостережением в легенде.

В самом предании можно отметить сразу несколько распространённых на юго-западном берегу Балтики сюжетов. О озёрах в связи с Нертой уже был пост. Про колокола, звонящие в десятках легенд из глубин озера в полдень или полночь Иванова Дня, как и о связи их с вендскими городами, также уже не раз упоминалось. Тут же приведу как пример лишь ещё одно предание, на этот раз из Поморья.

Вендкие колокола в озере Вирхов.

В Поморье есть одно озеро, называеное Вирховом, или озером Вирхов. На западной его оконечности расположена деревушка с таким же названием Вирхов. На восточной же его стороне стоит деревня Зассенбург (нем. "крепость саксов" - nap1000). В давние времена в этих местах жили венды. В основном они проживали в деревне Зассенбург, которая тогда ещё называлась Вирховом. Там у них была большая прекрасная церковь, в башне которой висели самые красивые колокола во всей стране. И тогда случилось, что много столетий назад в их земли пришли саксы, завладели этими землями, а бедных вендов всячески унижали и притесняли. Им тогда приглянулась красивая деревня, называвшаяся Вирховом, и они, вытеснив оттуда вендов, сами стали в ней жить и назвали её Зассенбургом. Изгнанные же венды ушли на другую сторону озера и основали там деревню, которую назвали в память о старом Вирхове. Из своей старой деревни они не смогли взять с собой ничего, кроме прекрасных церковных колоколов. Они очень любили их, так как это была единственная память о их старой деревне, в которой родились они сами и в которой лежали похороненные их родители, а у кого и дети. Но саксонцы вознамерились отобрать у них и эту последнюю память. Они ворвались в деревню Вирхов, забрали силой колокола и погрузили их на корабли, собираясь так переправить их на другой берег в Зассенбург. Но когда они были на самой середине озера, поднялся страшный шторм, разбишвий их корабли один об другой а самих саксов обрекший на жалкую смерть в волнах. Колокола также ушли на дно. Люди говорят, причиной того несчастья были сами колокола, которые не хотели отрываться от вендов и служить саксам, а потому предпочли уйти под воду. Они и сейчас ещё лежат под водой и никто не в силах их достать. В известное время их можно услышать; они поют, как будто человеческими голосами, печальную песнь о том, что лежат на дне и не могут вернуться к вендам.


Сюжет практически один и тот же, только акценты поменялись. Если в нижнесаксонском предании отрицательными героями были венды, то в поморском - наоборот, саксы.

Впрочем, такой же "саксонский двойник" существует и у первого предания о языческом камне-алтаре и следах копыт. Только уже с пояснением, что это был за камень.

Император Карл победил саксов. В одной роще у германцев было большое место для жертвоприношений, состоящее из могучей каменной плиты. Но все попытки разрушить этот жертвенник огнём или железом, оставались тщетными. Когда же император Карл в то же самое время узнал, что Видукинд собрал новое войско, то упал духом.Он ушёл от камня и даже приказал своему войску отступить. Тогда семеро братьев посоветовали ему положиться на помощь божью. Напротив языческого жертвенного камня они основали первый христианский алтарь в этих местах. Там они упали на колени и просили Бога о помощи. У императора же Карла всё ещё не было надежды и он, ударив хлыстом по камню, произнёс: "так, как не смогу я разбить этот камень, так не смогу я склонить и головы саксов!" Но едва он произнёс эти слова, каменная плита распалась на три части. Все увидели в этом знак небес, и уверовали, что Бог не оставит своих слуг в бою.

Языческий алтарь саксов оказался мегалиом. Вот этим.



рядом стоит крест с надписью



HOC LOCO CAROLI MAGNI
TEMPORIBUS PRIMAM
IN HAC REGIONE MISSAM
CELEBRATUM ESSE
ANTIQUITUS TRADITUM EST

HoИмеется даже видео мегалита. Всё отсюда.

image Click to view



К слову о первой легенде о вендском камне-алтаре, вмурованном в церковь, археолог А. Вахтер, занимавшийся раскопками в славянских землях Нижней Саксонии также приводит в пример языческих пережитков камни-чашечники и следовики, встроенные в деревенские церкви в древанских районах. Немало таких камней чашечников встроено и в Мекленбургские церкви. А в более южных землях лужицких сербов "чашечки" на камнях в церквях соседствуют с вмурованными туда ликами, явно дохристианского происхождения.

знаки, язычество, предания, мегалиты, святыни, камни

Previous post Next post
Up