Нельзя не заметить, что принятие Яромиром и Тецлавом датского вассалитета и начало христианизации острова, позволили рюгенским князьям решить сразу несколько как внутренне- так и внешнеполитических проблем. Ленная зависимость от датского короля и религиозная - от датских епископов, подразумевали обязанность рюгенских князей поставлении войска для нужд первого и финансов, либо продовольственных ресурсов (ржанные сборы в пользу роскильдского епископства, доля в рыбных уловах) - для вторых. Такое положение могло восприниматься полностью независимым до этого правителем как сильное ущемление своих законных прав, однако для рюгенских правителей того времени всё равно было шагом по иерархической лестнице именно вверх, а не вниз.
Описания Рюгена до 1168 года называют столицей острова город Аркону, вовсе не бывшую княжеской ставкой, но бывшую местом средоточения власти и - что не менее важно - местном, куда стекались основные финансовые средства, такие, как дань с покорённых народов (ежегодно 60 монет серебром или лисьими шкурами, видимо, с плуга - Корвейские анналы, 1113), и жителей самого острова ( ежегодно по одной монете с мужчины и женщины (видимо - с семьи), Саксон Грамматик), а также третья часть военной добычи (Саксон Грамматик), налог с торговли на Рюгене иностранных купцов (Гельмольд, 1-6). Каких размеров достигали при этом "ежегодные пожертвования" из других славянских земель, вплоть до Вагрии (Гельмольд, 2-12), остаётся только догадываться. Однако, несомненно, что рюгенские князья того времени доходов, сравнимых с арконскими, иметь попросту не могли. Да и политически они были подчинены Арконе также, как и впоследствии датскому королю - обязывались посылать войско "куда укажет гадание" и вообще подчиняться арконскому жрецу даже в таких делах, как объявление войны саксонским купцам непосредтвенно на острове. В этом плане после свержения жречества рюгенские князья должны были почувствовать себя намного свободнее по крайней мере во внутреннерюгенских делах, куда датские ни короли, ни епископы не вмешивались, в отличии от жречества.
Вместе с этим, после нескольких неудачных войн с ободритами в начале XII века военная мощь Рюгена была подорвана. Возможно, на несколько лет данам удалось заставить Рюген признать датское верховенство и выплачивать дань, позже дань с Рюгена взял Генрих ободритский. Авторитет находящихся ближе других к богам вместе с этим стремительно снижался среди зависимых от них ранее племён. В первой трети XII века Рюген потерял важнейшие с экономической точки зрения, самые богатые регионы балтийских славян в нижнем течении Пены и устье Одры. Бывшие подданные на континенте вместе с тем принимали христианство и отказывались выплачивать дань Арконе, платя вместо этого десятину церкви. После смерти Никлота победа христиан на континенте стала очевидной для всех. В 1163 году ободритские и рюгенские князья приняли христианство, пытаясь таким образом добиться признания своих прав на наследные земли хотя бы в качестве ленников, пока не стало поздно.
Можно предположить, что "Рюгенский переворот" произошедший в 1168 году был осуществлён в силу достигнутых ранее с Вальдемаром или Абсалоном договорённостей. Собственно, для согласования этих условий, видимо, к Абсалону и был послан Дамбор. Более далёкие от событий источники вроде Гельмольда из Бозау сообщают о признании рюгенскими князьями вассальной зависимости после датской победы. Очевидец же этих событий, Саксон Грамматик, сообщает, что произошло это на несколько лет раньше, после чего на Рюгене произошёл бунт, окончательно подавленный на Арконе в 1168 году (очевидно, от Арконы же и исходивший). В числе этих договорённостей, по всей видимости, были и обязательства датской стороны в военной помощи Рюгену против поморян, совместном завоевании Поморья и возвращении Рюгену земель между морем и Пеной.
Сразу же после датируемого датскими источниками 1169 или 1170 гг. падением Арконы состоялся совместный датско-рюгенский поход на подчинённый Казимиру и Богуславу Волин. Поморский князь не остался в долгу и начал угрожать Яромару набегами. В 1171 году для защиты рыболовных промыслов на Рюгене (судя по Гельмольду из Бозау - одних из самых больших на юге Балтики) дежурит датский флот под личным руководством Абсалона. В этой связи Саксоном Грамматиком в последний раз упоминается Тецлав, как предлагающий провизию флоту Абсалона. Далее, в этом же 1171 году, речь идёт уже только о князе Яромаре.
Между тем, в виду того, что Влаьдемар не пожелал делиться с Генрихом Львом семью увезёнными из Арконы сундуками сокровищ, последний отправляет Прибислава против данов. Ободритский поход оказывается успешным, снова занимаются датские острова, а в крепости Мекленбург в день на продажу выставляется до 700 привезённых из Дании рабов. В ответ даны предпринимают поход на Старигард. Оценки этого ответного похода данов разнятся, Саксон, как водится, рассказывает о героической победе данов и ужасе наведённом ими на ободритов. Гельмольд же уточняет, что сразу после разорения армией сына Вальдемара Кристофора окрестностей Старигарда, ободриты в девятеро возместили нанесённый им ущерб. Для рюгенской истории этот эпизод интересен участием рюгенского флота в походе на Старигард на стороне данов. Саксон Грамматик говорит о семи кораблях рюгенцев, однако, в силу того, что численность датских войск умышленно преуменьшается им на протяжении всей хроники (к примеру, он говорит о походе Кристофора на Старигард "всего лишь со своей дружиной", а Гельмольд сообщает, что Кристофор пришёл туда с 1000 рыцарей в доспехах, что для отборных войск не такая уж и малая цифра), судить о действительных масштабах той войны сложно.
Затем, в том же 1171 году, состоялся совместный датско-рюгенский поход на чрезпенян,
крепость Любечику и князя Отимара. Западная часть чрезпенянских земель после этого, по всей видимости, была передана Яромару (в 1184 году Саксон упоминает эти земли, в районах Трибзее и Любечинки, как зависимые от датского короля). За восточные же ещё предстояло побороться - для этого потребовалось не менее 4-5 походов на поморян.
Первый поход состоялся между 1172 и 1175 гг, результатом стало разрушение Волина. В 1176 состоялся второй поход в устье Одры, на города Камин, Волин, Осну и Щецин. Впрочем, брать города приступом ни даны ни рюгенцы, главной силой которых был флот, особенно не умели. Потому даны прибегли к уже опробованной на Рюгене практике и, окружив крепости кораблями, сами, пользуясь тем, что войско поморян находилось внутри крепости, разоряли окрестные сёла, из которых выносилось всё ценное вплоть до еды. То же, что не могли забрать с собой - сжигали, чтобы лишить противника ресурсов для содержания войск. В 1177 году между данами и поморянами было заключено перемирие на 2 года.
В это же время (между 1172 и 1175 или в 1178) данами и рюгенцами был предпринят поход в восточночрезпенянские земли, на этот раз при участии Генриха Льва. Последний осадил Деммин, датско-рюгенский флот между тем сжёг Гютцков, Волин, разорил окрестности Камина и неудачно попытался осадить Вольгаст. Следующий поход на Вольгаст - настолько же неудачный и теперь и вовсе без осады - был предпринят данами согласно Саксону Грамматику между 1177 и 1181 гг.
Окончательное подчинение Поморья произошло в 1184 году. Это событие отразилось сразу в нескольких источниках того времени, таких как Деяния данов, Риенские Анналы, хроника Арнольда Любекского или Сага и Кнютлингах. Наиболее подробно произошедшее описывает Саксон, говоря о том, что война началась с попытки нападения Богуслава на Рюген. Узнав о готовящемся против него походе, Яромар при помощи флота Абсалона вышел на встречу поморскому князу. Оценки датских и немецких источников традиционно расходятся (точнее - традиционнно расходится оценка Саксона с любыми другими источниками). Саксон приписывает победу одним данам, лишь упоминая об участии нескольки кораблей Яромара, в то время, как Арнольд сообщает о победе флота Яромара над численно преобладавшем флотом Богуслава, после чего последний, обращённый в бегство, попал в засаду данов и был ими окончательно разгромлен.
Так или иначе, у Рюгенских берегов в этом году должно было состояться достаточно грандиозное морское сражение, решившее ход 60-летней рюгенско-поморской борьбы за чрезпенянские земли. За разгромом флота Казимира состоялся последний поход Яромара и Абсалона на западных чрезпенян (снова в район Любечинки) и устье Одры. Согласно Саксону Грамматику, рюгенское войско Яромара в этом походе составляло 12 000 воинов. Поморье стало зависимым от Дании также, как и Рюген, однако, прилегающие к Рюгену земли на континенте отошли Яромару. Потеряв все континентальные владения в середине XII, уже к концу его Рюгену удалось вернуть себе все свои традиционные зоны влияния.
https://2.downloader.disk.yandex.ru/disk/13971eb9d27d9c2916fdb61a26a14d60946733ca578b07edf89dac1132d60682/inf/6XLNv2nI9PrpRaWnfS42sTBQBpFLEW-NHVVlgnLPXj9x81xGcoO_2dIdDX8EIGRovGMcs3VCkyuBNITgEe86Jg%3D%3D?uid=0&filename=01.jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2 Датско-рюгенско-поморские войны второй половины XII века по Ф. Рюххёфту. Белым цветом отмечены владения Яромара к 1190 году.
Любопытно при этом, что ни датско-ободритские, ни рюгенско-поморские войны, никогда не были "войнами народов" в прямом смысле этого слова. Все конфликты происходили в ходе борьбы за власть тесно связанных между собой, в том числе и узами родства, правителей. По сути это - усобицы локальной знати. И если о ободртиско-датских династических связях, как и участии славян в датской экспансии на юг со времён Вальдемара, уже было сказано не мало, остаётся лишь упомянуть и о поморянах и рюгенцах. О постоянных набегах первых на Данию на протяжении всего XII века упоминается как Саксоном Грамматиком, так и во всех трёх Житиях Отто Бамбергского. Традиционно упоминается и об удерживании в Поморье множества датских рабов и пленников, в том числе и сына датского короля. При этом сами поморские князья были уже христианами и породнились с польскими князьями, также традиционно дружественными данам. Саксон Грамматик упомианет о родственных связях подчинившегося Кнуду Богуслава с датским королевским домом - они приходились друг другу далёкими родственниками по женской линии.
Также и рюгенский князь Яромар приходился родственником Богуславу, правда, неизвестно по какой линии. Судя по тому, что на родственные связи обоих указывают как Саксон, так и Арнольд, таковые должны были быть достаточно близкими и известными в своё время. Известно, что отцом Богуслава был Вартислав, а братом - Богуслав. Братом Яромира был Тецлав. Вартислав же принял христианство ещё в начале XII, после чего отметился ревностным ему приверженностью. При таких данных, наиболее вероятным кажется женитьба либо Яромара на сестре или дочери Богуслава, либо наоборот, что, в свою очередь, могло произойти только после принятия Яромаром христианства.
Взаимоотношения Рюгена и Поморья в дальнейшем были не менее насыщенными. Не редки были территориальные споры за всё те же чрезпенянские земли, посредниками в которых теперь выступали уже датские короли. Также и в ободритских землях рюгенские и поморские князья вытупали как противоборствующие стороны - например, в междоусобице ободритских князей, Яромар поддерживал сына Вертислава (Никлотовича), Никлота, в то время, как Богуслав - Борвина, сына Прибислава. Дания же после покорения Рюгена и Поморья достигла пика своего могущества устранив всех основных конкурентов в западной Балтике и установив на море свою полную гегемонию (следом, опять при поддержке рюгенских князей, экспансия была направлена дальше на восток - в Прибалтику). Однако, это уже совсем иная история, история христианского Рюгенского княжества. Потому, доведя исторический очерк до "круглой" даты конца XII века, на этом и остановимся, перейдя к разбору форм упоминания рюгенских славян и попытки установления среди них экзоэтнонимов и самоназвания.
https://4.downloader.disk.yandex.ru/disk/831c6d6c4dfe41099c410c1ae1e233f7a1ac3d7c1d90c5abb14e6ab3fe9cedf4/inf/TnLIFgf5uwETjfVZIM-Hf0XFJbQbN_FwHH2AOx9hCOUta0Hs5fsjFAp6gCdW0nvSrzeax9hpawAI_l0Amdro1A%3D%3D?uid=0&filename=%D0%98%D0%BB%D0%BB.%205.JPG&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2