История Рюгена. VII. От 1147 до 1168 гг. Датские войны.

Mar 09, 2015 12:54

Участие данов в крестовом походе на славян обошлось им дорогой ценой. К тому времени политическая нестабильность длилась в Дании уже не менее десятка лет - различные короли боролись за власть и убивали друг друга, так что в крестовом походе совместно участвовали две до этого времени противоборствовшие "партии" или правителя - Свен и Кнуд - со своими армиями. После поражения данов под Добином и уходе саксонских войск из ободритских земель, ситуация вдруг быстро начала меняться с точностью до наоборот, становясь критичной на этот раз уже для самих данов. О датско-славянских войнах середины XII века сообщают сразу несколько источников: Гельмольд из Бозау, Саксон Гамматик и Сага о Кнютлингах, из которых подробнее всего повествует Саксон.

Из славянских земель отличились Вагрия и Рюген. Тотчас же после этого еще худшее время настало, потому что славяне не выполнили своего обещания креститься и не удержали рук своих от опустошения Дании (1-65) - замечает Гельмольд о последствиях крестового похода.

Ибо Дания в большей части своей состоит из островов, которые окружены со всех сторон омывающим их морем, так что данам нелегко обезопасить себя от нападений морских разбойников, потому что здесь имеется много мысов, весьма удобных для устройства славянами себе убежищ. Выходя отсюда тайком, они нападают из своих засад на неосторожных, ибо славяне весьма искусны в устройстве тайных нападений. Поэтому вплоть до недавнего времени этот разбойничий обычай был так у них распространен, что, совершенно пренебрегая выгодами земледелия, они свои всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду, и все свои богатства полагая в кораблях. Но они не затрудняют себя постройкой домов, предпочитая сплетать себе хижины из прутьев, побуждаемые к этому только необходимостью защитить себя от бурь и дождей. И когда бы ни раздался клич военной тревоги, они прячут в ямы все свое, уже раньше очищенное от мякины, зерно и золото, и серебро, и всякие драгоценности. Женщин же и детей укрывают в крепостях или по крайней мере в лесах, так что неприятелю ничего не остается на разграбление, - одни только шалаши, потерю которых они самым легким для себя полагают. Нападения данов они ни во что не ставят, напротив, даже считают удовольствием для себя вступать с ними в рукопашный бой (2-13) - продолжает наш хронист.

И открылись запоры и ворота, которыми раньше было закрыто море, и оно прорвалось, стремясь, затопляя и угрожая разорением многим данским островам и приморским областям. И разбойники опять отстроили свои корабли [239] и заняли богатые острова в земле данской. И после длительного голода славяне [опять] насытились богатствами данов (2-13).

Это упоминание Гельмольдом "ранних времён", когда "море не было закрыто" и славяне грабили Данию и занимали там богатые острова как раз и было отсылкой к событиям середины XII века. После крестового похода отношения данов с соседними саксами несколько ухудшились. Саксон Грамматик сообщает о столкновении, произошедшем между войсками саксонского графа Адольфа Гольштинского и Свена на реке Эйдер, бывшей датско-саксонско-вагрийской границей. После этого Свен совершил несколько поход на не названных по племени славян, но всякий раз терпел поражение. По словам Саксона неудачи и трусость Свена на поле боя стали в это время предметом насмешек славян, несколько раз обращавших его войско в бегство и истреблявших его при отступлении. Нечто схожее рассказывает и Гельмольд, помещая этот сюжет однако уже в 1169 год, в описание похода Кристофора, сына Вальдемара Великого, на Старигард, и сообщая по этому поводу, что "когда же даны возвращались, славяне пошли за ними следом и свой ущерб возместили местью, в девять раз большей." (2-13). Была ли эта история случайно пересена Гельмольдом в более поздние времена, подобно "воспоминаниям" о былом разграблении Дании славянами во времена Свена и Кнуда, прямо следующим за этими словами, так как пришлась там "к слову", или же речь шла о двух разных историях, установить уже едва ли удастся. Судя по тому, что Саксон упоминает о нескольких таких случаях во времена Свена, скорее можно предположить, что подобный исход был "стандартом" славянско-датских войн того времени.

После ряда поражений данов в славянских землях, обороняться пришлось уже самим данам. Точной хронологии Саксон не даёт, однако упоминает, что вскоре после крестового похода славяне начинают нападать на Данию с моря. Для защиты от славян Свен обносит валами и укрепляет город Виборг. Также строит для защиты от славян крепости и Кнуд: 2 у пролива Большой Бельт, одну на острове Фюн и одну на Зеладнии. Однако, вскоре они были разрушены славянами. Далее Саксон повествует о нападении славян на Роскильде "с огромным флотом" и конницей, впрочем, закончившееся для славян неудачно. В середине XII века разорение Дании приняло ужасающие мастшабы - по сообщению Саксона, вся восточная, выходящая к Балтике, часть Ютландия была покинута жителями, а поля заросли бурьяном, потому что перестали возделываться. Ту же судьбу разделила и южная и восточная части острова Зеландия, покинутые местными жителями и контролируемые пиратами. На острове Фюн осталось лишь несколько жителей, а остров Лолланд выплачивал славянам дань. Лишь остров Фальстер продолжал оказывать деятельное сопротивление, остальные же, более мелкие - обезлюдели.

Любопытно, что в настоящее время эти сообщения Саксона Грамматика не считаются большим преувеличением даже датскими археологами, раскопавшими только на маленьком острове Лангеланд 2 разрушенные в середине XII века славянами крепости. Датский археолог Й. Скааруп предполагал, что в это время остров Лангеланд дейстительно мог почти полностью обезлюдеть, а часть уцелевшего в результате набегов населения - быть переправлена на работорговские рынки в соседний Старигард. Это предположение можно лишь дополнить, что кроме управляемого в то время возможно ещё потомками Крута Старигарда, основную роль в разорении Дании играл Рюген и прилегающие к нему земли в устье Пены. Так, Саксон Грамматик описывает несколько попыток Свена привлечь Генриха Льва для спасения своей страны, в том числе и выплату ему 1500 марок для защиты от славян и личную поездку к Генриху после разорения славянами острова Фюн. Назад в Одденсе Свен вернулся уже под сопровождением ободритского флота. Достоверно заключить из этого о том, что разорявшие Фюн не были ободритами, впрочем, не возможно, так как Саксон входит в этом отрывке в противоречие, с одной стороны говоря о последовавшем обещании ободритов не нападать на людей Свена, а с другой - о приготовлении Свена к оборони Оденссе от "многочисленных врагов".

Несколько упоминаний о тех войнах сохранились и в датских анналах. Так в Риенских сообщается о датском походе на Аркону в 1149 году. Кольбацкие анналы дополняют эту информацию сообщением о том, что после войны в Аркуне, в Славии, славяне пришли в Сконе, и помещая произошедшее в июнь 1150 года. Очевидно, речь шла как раз об одном из неудачных походов Свена, упоминавшихся Саксоном Грамматиком, за которыми следовали походы славян в Данию. Свен правил как раз в Сконе.

Перелом наступает в конце 1150-х - начале 1160-х. В 1157 году королём становится Вальдемар Великий - действительно выдающийся правитель и полководец (точнее - флотоводец), прославившийся как раз тем, что смог, приняв королевство находящимся на гране уничтожения, за пару десятилетий одержать победы над всеми южнославянскими княжествами, присоединив немалые их земли к Дании. Славянские нападения на Данию в начале его правления были ещё самым обычным делом. Саксон Грамматик повествует, как 24 славянских корабля напали на город Бользунд, но были отбиты Абсалоном в 1157 году. В этом же году он сообщает и о нападениях славян на Орхус. Остров Фальстер контролировался в это время Рюгеном - официально он подчинялся Вальдемару, но рюгенцы имели на острове такое влияние, что на Фальстере содержались захваченные в Дании же рабы, а местные жители докладывали рюгенцам о планах планировавшихся против них Вальдемаром походах. Схожая ситуация наблюдается и в случае острова Лолланд, для которого также сообщается о сообщении его жителями рюгенцам о передвижениях датского войска. В силу таких "особенностей" фальстрийцев и лолландцев, Вальдемар стал уведомлять их о походах на Рюген лишь в самую последнюю очередь, что те не успели предупредить врагов. Думается, о причине такого поведения жителей южнодатских островов может рассказать их топонимика, выявляющая достаточно обширный славянский слой (несколько десятков), по плотности сравнимая с некоторыми "приграничными" к славянам областями Саксонии (процент её кажется значителеь, особенно учитывая слабое заселение Лолланда, Фальстера и Мёна в XII веке).



Славянская топонимика южнодатских островов



Вендская топонимика южнодатских островов

Вообще, достаточно любопытно, насколько неожиданные результаты может приносить более детальное рассмотрение фактов. При выражениях "даны нападают на славян", "славяне разоряют Данию" складывается впечатление, что речь идёт о двух дико ненавидящих друг друга народах, но если обратить на всё это более пристальное внимание, открываются неожиданные подробности. Начать с того, что сам "покоритель славян" Вальдемар Великий был сыном русской княжны, наполовину русским и, собственно, Владимиром (имя дано из русского династического именослова), а не Вальдемаром. Его отец, Кнуд Лавард, два года правил всем ободритским королевством, двоюродным же его дядей был ободритский король Генрих Готтшалькович. Понятно, что славянами Вальдемара Великого при таком раскладе действительно было не испугать и никакой экзотики они для него не представляли. Также и воеводы, сопровождавшие его в походах на Рюген, крайне любопытны. Один из знатных его приближённых, участвовавший в походах и бывший в Дании крайне влиятельным, носил имя Бурис.

Другого воеводу звали Гнемаром. Он происходил с острова Фальстер, на котором жители различных поселений с названиями "Горке", "Далеке" или "Корзелицы", давали детям такие имена (вообще, имя Гневомир было достаточно распространено на южнодатских островах, кроме Фальстера, Гнемиры и Гнемары известы на Лолланде и Мёне; подробнее об этом, как и о прочих фальстрийских Казимирах здесь). Потому, вопросом скорее является, хотел ли Саксон Грамматик подчеркнуть происхождение Гнемара, называя его Фальстрийцем, или же просто выделить его таким образом среди других Гнемаров из войска Вальдемара. Этот Гнемар на удивление хорошо разбирался в славянских землях, окружавших Рюген, отвёл данов к провинции Барт, причём, знал, где там мель и как пройти не замеченным.

Ещё одним проводником в экспедициях Вальдемара был Прислав - сын Никлота. Последний не только приходился Вальдемару родственником в его большой и не совсем датской семье (Прислав был женат на сестре Вальдемара. Сын Прислава, Кнуд, при этом приходился Вальдемару племянником), но и владел в Дании в это время несколькими островами.

Можно упомянуть и переводчика Абсалона, некого Готтшалька, знавшего славянский язык, обычаи и "образ мысли славян", долгое время жившего в их землях и пользовавшегося среди славян определённым влиянием.

Сплотив такую интересную команду, Вальдемар выбрал новую тактику войны со славянами и очень быстро добился в этом направлении поразительных успехов. Сконцентривовав все возможные на тот момент датские военные ресурсы, он избегает прямого объявления войны и старается подходить к Рюгенским берегам незаметно. Для этого на кораблях не разрешается поднимать парусов, флот подводится в не контролируемые славянами бухты, после чего высылается разведка, лишь после донесения которой об отсутствии большого гарнизона защитников, все датские силы устремляются к славянским берегам и разграбляют находящиеся там деревни, забирая продовольствие. Такие походы проводились на протяжении более десятка лет, нередко по 2 раза в год, один из которых приходился на время жатвы (неожиданно появлявшиеся у берегов даны оперативно устанавливали контроль над небольшой территорией, собирали урожай и уходили, чтобы лишить продовольствия славянские воска.

В 1157 или 1159 году Вальдемар предпринимает свой первый поход на Рюген. Саксон Грамматик сообщает, что собранный изначально у острова Мён (на против Хиддензее) его флот насчитывал 260 кораблей, из которых из-за шторма до Хиддензее добралось только 60. Не решаясь нападать с такими силами на сам Рюген, даны под руководством Гнемара отправляются наприлегающие континентальные земли и разграбляют деревни в местности Барт. Здесь Саксон снова входит в противоречие, так как указывает, что жители Барта подчинялись Казимиру и Богуславу, то есть поморьским князьям. Однако, само разграбление Барта происходило в контексте похода на Рюген, так же при выходе в море в узком заливе после этого похода данов уже встречает именно рюгенский, а не поморский, флот. После столкновения датских кораблей из 60 остаётся всего 7 и они поспешно ретируются. Поход должен был произойти весной или летом (описывается пасущийся скот).

Вообще, анализируя рассказы Саксона, заметил несколько особенностей.

1) не совсем ясна подаваемая в немецких исторических работах хронология первых походов, датирующих их 1159 годом, хотя они следуют сразу за рассказами о событиях 1157 г (потому я датирую их этим годом). Впрочем, в других местах Саксон отходит от хронологи событий в другом направлении. Взятие Арконы помещается в 1169 год, вместо указанного Гельмольдом 1168. Папская грамота по этому случаю также датирована 1169 годом, но за время посольства мог настать уже и следующий год. Датские анналы также датируют это событие 1169 или даже 1170 гг. Вообще, расхождение в один год - совершенно обычное для датских источников дело.

2) изложение Саксоном датских походов на славян выглядит построенным по одной схеме. Даны набирают огромные силы и идут на славян. Те же то ничего не подозревают об этом, то бояться, прячуться и всячески избегают боя с ними. Не смотря на это, даны оставляют флот где-то в надёжном и тихом месте и как правило отправляются в походы на континент небольшими группами, часто речь даже о единичных людях. Эти маленькие группы пешком захватывают "огромную добычу" в прибрежных деревнях и уходят. На обратном пути их обычно настигает огромный славянский отряд. Весь этот огромный отряд героически и без потерь разбвается данами, однако описывается всё это в единичных поединках между двумя-четырьмя людьми. После благоразумно поразмыслив, о том, что нельзя рисковать жизнями соотечественников, Вальдемар поспешно уводит остатки своего флота в Данию.

Из всего этого складывается впечатление, что Саксон знал просто несколько конкретных рассказов конкретных людей из войска Вальдерама, хваставшихся своими подвигами, но о действительном ходе сражений представления не имел, сильно додумывая его сам, где-то преувеличивая,а где-то преуменьшая в выгодную данам сторону. Сама частота датских походов на Рюген при этом скорее говорит об отсутствии особых успехов в ходе таких предприятий.

Осенью этого же года (1157 или 1159) Вальдемар разоряет окрестности Арконы и берёт большую добычу, не осаждая сам единственный на острове Виттов город. На обратном пути, как водиться, попадает в засаду и, разбивая намного превосходящие силы противника, в спешке уходит назад. В этом походе участвовал Прислав.

На следующий год (1158 или 1160) Вальдемар опять готовиться в поход. С Рюгена для заключения мира прибывает посольство во главе с Домбаром, впоследствии удержанного данами в качестве заложника. Разговор Абсалона с Домбаром Саксон приводит дважды в разные времена. Не смотря на это, содержание его достаточно схоже. Домбар представляется опытным дипломатом, умеющим аргументировать свою позицию и добиваться результатов. В беседах с ним Абсалона проскальзывают два мотива:

1) разорение Дании в середине XII века быо осуществлено рюгенскими славянами;

2) до этого в истории Рюгена был некий период подчинения и выплаты дани Дании. Не смотря на то, что сами обстоятельства этого оказываются несколько странными - Рюген должен был выплачивать дань не датскому королю, а прадеду Абсалона - если за этим мотивом Саксона действительно скрывались какие-то исторические события, то это бы объясняло претензии датского епископа на христианизацию острова в 1128 году. Подчинение должно было в таком случае произойти в конце XI или самом начале XII вв. Можно предположить связь этих событий с приходом к власти Генриха Готтшальковича, имевшего в Дании надлежащие связи и воевавшего с динстией Крута при помощи датского флота. Таким образом, подчинение Рюгена Данией действительно могло произойти между 1093 и 1110 гг., но не продлилось долго.

Ситуация в ободритском королевстве в это время сильно осложнилась. В 1156 году Никлот открыто отказывает Генриху Льву в обещанной по итогам крестового похода ещё 10 лет назад христианизации своих земель, остроумно предложив саксонскому герцогу вместо постройки церквей изготовить идол его самого и поклоняться сразу ему. В конце 1150-х саксы заключают с данами новый противославянский союз. В 1160 году состоялась ещё одна идентичная крестовому походу по военной составляющей и стратегии (одновременное нападение на ободритов датского флота с севера и саксонких войск по суше) экспедиция против Никлота, на этот раз закончившаяся его убийством, полным разгромом остатков ободритского королевства и разделе его между саксонской знатью.

Саксы подошли к последней крепсти Никлота Верле на реке Варнов с юга и запада, в то же время в устье Варнова вошёл датский флот, но, разрушив Росток, не смог продвинуться дальше. Объединённый флот рюгенцев и поморян тем временем попытался перекрыть данам выход из Варнова, однако, их попытка не увенчалась успехом. Рассказ Саксона здесь как обычно путанен. После небольшого сражения на прилегающем к Рюгену континенте, даны проходят далее в Валунг на самом Рюгене. Это место отождествляется с местечном Шапроде на западном берегу Рюгена. Здесь же видимо происходит заключение мира с Рюгеном и признание им либо вассальной зависимости, либо обещания не нападать на Данию.

В 1162 году Вальдемар отправляется в поход на Вольгаст уже при поддержке Рюгенских войск. О положении самого близкого к Рюгену континентального города сообщается, что он находился на особом положении и управлялся собственными князьями. Тем не менее вольгастские князья призывают на помощь поморского князя Богуслав. Последний не решается выступить против Вальдемара и Рюгена и город переходит в подчинение датского короля (возможно - через рюгенских князей). В связи с этим походом Саксон описываеткрайне любопытный эпизод о саксонских претензиях на Рюген. Некий Бернард появляется на рюгенском вече и пытается склонить жителей перейти в подчинение поморского князя и Саксонии, на что ему отвечают бранью. Однако, сближение рюгенских князей и саксов в это время действительно имело место быть. В 1163 году в уже немецком городе Любице произошло освящение нового собора Генрихом Львом. По сообщению Магдебургских и Пёльдских анналов сюда же к Генриху (на освящение христианского собора в Вагрии!) прибыли "ради мира" рюгенские князья. Речь должна была идти о Тетиславе и Яромаре.

В 1164 году Прибислав при поддержке поморский князей попытался вернуть себе бывшие земли Никлота и добился в этом определённых успехов. В ответ Генрих Лев снова объединился с Вальдемаром и оба по традиционной схеме одновременно выступили в поход - саксы с континента, а даны с моря. На стороне Вальдемара против Прибислава, Богуслава и Казимира снова выступили рюгенские славяне. Вместе с данами они вошли в устье Пены и разорили тяготевшие к поморянам чрезпенянские земли. В поддержку Вальдемару флот в этом походе прислал Тетислав. О Яромире ещё не упоминается. По итогам этой войны было заключено соглашение, по которому Вольгаст делился на три части, одна из которых отошла Тетиславу, вторая Казимиру, а третья Приславу, видимо, представлявшему датскую сторону.

Переход земель между Пеной и Рюгеном снова к Рюгену, спровоцировал рюгенско-поморские войны. В 1164-1165 гг. Казимир совершает несколько походов на Рюген, кроме грабежа, впрочем, особых успехов при этом не добиваясь.

В 1166 году между Генрихом Львом и рюгенскими князьями опять происходят какие-то переговоры, после которых Рюген отпадает от Дании. В ответ Вальдемар предпринимает поход на Аркону и Цудар, но также не добивается успеха. Осенью этого же года он совершает второй поход на Рюген и осаждает Аркону. Взять город ему при этом опять не удаётся и он отправляется далее на восток, воюет в Ясмунде и Гёрене. Расчитывавшие на помощь саксов рюгенцы её не получают и опять заключают с Вальдемаром мир у пролива Стрела.

Поморским князьям тем временем принимают вассалитет Генриха Льва, после чего им удаётся полностью захватить Вольгаст и выгнать от туда рюгенсцев, видимо, надеясь, что Вальдемар не вступит из-за этого в конфликт с Генрихом Львом. Вальдемар же совершает поход на Вольгаст и некую местность Острусну, не то захватывая их, не то просто разграбляя. Генрих Лев направляет лишь претензию Вальдемару, не выступая открыто на стороне Богуслава.

Заигрывания Генриха Льва то с Рюгеном, то с Поморьем, видимо, имели целью не допустить их помощи продолжавшему беспокоить его Прибиславу. Однако, не увидя помощи против Вальдемара и Рюгена, поморские князья всё же оказывают поддержку Прибиславу. В 1166 году тот проводит успешное наступление на ободритское королевство, захватывает и уничтожает важные крепости Илов и Мекленбург. В ответ Генрих снова выдвигается ему навстречу и преследует до чрезпенянии. Решающее сражение происходит неподалёку от Деммина, оба войска несут большие потери, в итоге побеждают всё-таки саксы. Славяне же, поджигают Деммин и уходят в Поморье, после чего, в 1167 году, Генрих заключает с Прибиславом и поморскими князьями мир, а Прибислав становится его вассалом.

Далее на Рюгене происходят достаточно странные события. Саксон сообщает об отпадении Рюгена от Вальдемара. В контексте того, что произошло это ровно после того, как у Рюгена не осталось больше никаких союзников на континенте, но там же находились только чот заключившие между собой мир давно претендовавшие на остров поморяне, саксы и их новые вассалы ободриты, "восставать" против Вальдемара означало бы бороться против всех их соседей с этих пор одним и одновременно. В случае, если бы рюгенские князья стремились бы к независимости, логичнее было бы воевать против Вальдемара в 1164-1166, когда они действительнос могли бы расчитывать на поддержку каких-то континентальных сил (поморян или саксов). Однако, вместо этого, Тетислав посылает войска для войны с поморянами и ободритами, ослабляет их и настраивает против себя захватом территорий на континенте.

Да и отношения Вальдемара с Рюгеном в это время несколько странны. Переговоры ведутся с Тетиславом, он же предоставляет данам свой флот, а когда дело доходит до "отпадения", идёт Вальдемар почему-то вовсе не на Тетислава, а прямиком на Аркону. За все эти бесчисленные походы на Рюген Вальдемар умудрился ни разу не войти в прямое столкновение с войском Тетислава. Разорив, большую часть территории острова и множество городов, при этом он ни разу не пытался взять две известные в последствии княжеские крепости - Каренцу и Ругард, хотя, там, в княжеских владениях, добыча, наверное, должна была быть побогаче, чем в прибрежных деревнях.



География датских походов на Рюген в 1160-х по Ф. Руххёфту.

Ещё более странно начинают вести себя сами рюгенские князья сразу после "отпадения" в 1168/69 году. Находясь с 6000 армией в Каренце, всего в немногих часах пути до Арконы, Тетислав тем не менее не пришёл на помощь осаждённым. До этого он послал в Аркону лишь небольшой отряд воинов, один из которых, Гранца, сразу после капитуляции города, пришёл к Абсалону и Вальдемару и выявил желание отвести их к рюгенским правителям в Каренцу, сообщив, что те сдадут город сразу после того, как узнают о падении Арконы. В итоге Абсалон отправляется в Каренцу лишь с небольшим отрядом телохранителей, испытывавших сильный страх перед огромной армией Тетислава. Город действительно сдают без боя, разрешают разрушить все святилища, вывести их сокровища, а земли, принадлежавшие храмам передаются датскому епископству.

В походе кроме данов участвовали также ободриты и поморяне. После капитуляции Каренцы поморские князья потребовали от Вальдемара отстранить Тетислава и передать им Рюген. На последнее король ответил отказом, а вот Тетислава, похоже, действительно отстранили. По рассказу Саксона, добравшись до Каренцы Абсалон ведёт переговоры сразу только с Яромаром, а не с действующим правителем Тетиславом. И Гельмольд сообщает, почему:

Князем же у руян был в это время благородный муж Яромир, который, услышав о почитании истинного бога и о католической религии, с охотой принял крещение, приказывая всем своим также обновиться с ним через святое крещение 43. Став христианином, он был столь же стойким в вере, сколь твердым в проповеди, так что [в нем] можно было видеть второго, призванного Христом, Павла. Выполняя дело апостола, он привлек этот дикий и со звериной яростью свирепствующий народ к обращению в новую религию отчасти ревностной проповедью, отчасти же угрозами, будучи от природы жестоким. (2-12)

Из Каренцы Яромар отправился с Абсалоном к Арконе и участвовал в обряде причащения. Скорее всего он принял христианство уже в 1164 году в Любице (возможно, вместе с Прибиславом). Был ли там же и Тетислав - неизвестно. Вполне возможно, что он к тому времени уже также был христианином, а отстранение его было связано не с религией, а личной враждой его с союзниками Вальдемара и действительно представлялось условием участия их в походе. Возможно, поморяне расчитывали таким образом установить контроль над землями между Рюгеном и Пеной и что-то ещё. Во всяком случае, с большой долей вероятности можно говорить о том, что поход 1168/69 года был направлен исключительно против Арконы, а целью его было крещение, а не завоевание Рюгена. Об этом говорит уже само присутствие там мекленбургского епископа, которому в обычный военный поход отправляться было бы совершенно не зачем.

Рюгенские князья признавали вассалитет от Яромара и до этого и помогали ему войсками. Скорее всего весь ход операции был согласован с ними. Последним, как ни странно, такой ход событий был не менее выгоден. Традиционно, рюгенские правители имели меньше влияния и денежных ресурсов на острове, чем жречество. С принятием их христианства совершенно логично преследование ими цели уничтожить жречество и сконцентрировать таким образом всю власть в своих руках, что собственно и произошло впоследствии. Яромар принялся с неожиданно жестоко и быстро даже для немецких монахов на континенте христианизировать свою страну.

Его крепостью был Ругард в центре острова. Сейчас этот город называется Бергеном, а в центре его стоит построенная Яромаром церковь Св. Марии со встроенным с её внешнюю стену камнем с изображением, как полагают, самого князя. До начала прошлого века в руке изображённой фигуры ещё был виден крест, сейчас же рассмотреть его уже невозможно.



так называемый "Камень Яромара" в стене бергенской церкви.

Из всего этого можно заключить, что "завоевание Рюгена", как и "падение Арконы" лежало на совести не столько данов, сколько принявших христианство рюгенских князей, самих же, скорее всего, Вальдемара туда и пригласивших. Всё завоевание Рюгена было произведено Вальдемаром без значительных сражений, включая и сдачу Арконы в 1168 году. Силы Тетислава и Яромара между тем не только не были разбиты, но и составили ударную часть флота Вальдемара в его последующих войнах с поморянами.

история, Аркона, Рюген, поморяне

Previous post Next post
Up