"Вообще же «символ» - по-гречески «соединение», и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением".
Вы наверняка знаете, что одной из структурных опор для садхан ануттара-тантр является "привнесение на путь Трёх кай" и очищение таким образом сансарных рождения, бытия и смерти. Существует деление различных видов стадии зарождения на 6 типов - согласно очищаемым видам рождения в разных мирах. Рассмотрим то, что относится к очищению рождения в сфере людей. Это т. н. тантрическая эмбриология)).
Момент возникновения и созерцание лунного диска соответствует моменту вхождения потока сознания в оплодотворённую яйцеклетку.
Проявление биджи, семенного слога божества, соответствует одновременному порождению сознанием центрального канала и праны, "поддерживающей жизнь".
Далее идёт проявление боковых ответвлений каналов от области тигле - у обычных существ это нирмана-чакра, у бодхисаттв - дхарма-чакра. То есть тела тулку и обычных людей строятся на разных основаниях, если, конечно, мы говорим о настоящих тулку, а не просто о практикующих, облечённых каким-нибудь званием, например, перерождение настоятеля монастыря, который наследует имущество и власть, это просто политика))). Формирование тела зародыша на основе сердечного центра (дхарма-чакры) возможно лишь для сознания, напрямую постигшего пустоту, то есть как минимум для бодхисаттвы 1-й бхуми. Именно поэтому проявление в практике слогов-символов не становится сансарным ограниченным явлением. Все символы тантры подобны пятнам на перьях павлина. Я уже писал как-то, что существование мира и его иллюзорность как способ существования напоминают такие пятна - нельзя сказать, что их нет, и совершенно невозможно определять их как сущность, поскольку они - просто эффект, видение, сложившееся именно таким образом из волосков перьев.
Таковы абсолютно все явления, включая тантрийские символы. И, хотя в текстах наставлений их значение часто описано просто интеллектуально, здесь нет постоянного процесса размышления, а есть проникновение в понимание какой-либо высокой истины, какого-то аспекта, а затем йогин просто пребывает в ясном видении этого, вплоть до слияния с ним, пока не проявляются полностью качества созерцаемого в потоке сознания созерцателя.
Разветвление пран и каналов от центрального тигле сильно разнится от садханы к садхане. Это связано и с типом преобладающих клеш индивида, что определяет в будущем основной метод практики, и другие факторы. Этот этап ассоциирован в садхане с проявлением из биджи атрибута йидама, его орудия. Например, если атрибут - ваджра, то это очищение стадии "1 на 5". На энергетическом уровне - пять главных пран, на ментальном - 5 скандх, 5 мудростей. То, что атрибут помечен внутри биджей (например, ХУМ), может символизировать нераздельность ума и энергии. То есть созерцающий должен в этом проявить шиней и лхатонг, пустотное, непоколебимое восприятие движений ума, объединение с ними без потери равновесия. Причём, такое сознание не может поколебаться не потому, что ум созерцателя так жёстко укреплён в шаматхе, а именно по причине прямого постижения им пустоты. Не предустановленной умом, как при созерцании с мантрой "свабхава", а настоящей - неразделимой с движением. То, насколько этот этап вообще детализирован, говорит о требованиях к способностям практика. Краткая садхана предполагает, что подробности уже проработаны и йогин овладел ими в переживании. В принципе, подобных этапов в расширенной садхане с наставлениями может быть десятки.
Когда божество проявлено из атрибута посредством лучей, оно обязательно связано с опорами из дисков солнца и/или луны. В самых разных методах тантры вы встречаетесь с дисками солнца и луны, но мало кто задумывается, что именно нужно делать в их отношении. К слову, практики тантры чаще всего вообще не понимают, что нужно делать со всем, что они визуализируют в ходе созерцания - и это при том, что каждая деталь садханы является символом. И получается, что огромный вал ключей к неким энергиям и действиям в потоке ума остаётся незадействованным!
Говорится, что солнце - это абсолютная бодхичитта, безмерный потенциал метода, помощи, действия. Это символическое безмерное горение. И нужно в созерцании добиваться переживания символа. Далее проявляется диск чистой полной луны - запредельной мудрости, пустотности, "охлаждающей" метод, дающей ему проявляться беспрепятственно. Если этого шуньевого действия, растворяющего жесткую конкретику не происходит, то это значит, что вы просто строите в уме некие ограниченные объекты. Если же вы знаете, что созерцать при проявлении диска луны, то далее происходит поистине волшебное. Но происходит лишь в случае определённой чистоты ума и целостности связей с Учителем, передавшим этот метод.
Итак. В любом методе вы найдёте, что диск луны находится прямо над диском солнца и это означает слияние мудрости и метода. Так вот, если вы осознанно созерцаете солнце как безмерный метод и получаете некое переживание этого, то при появлении и переживании символа шуньи - лунного диска и их объединении вы естественным образом переживаете слияние мудрости и метода. Минимум - как краткую вспышку вместерождённого блаженства, во время которой ваша прана резко, подобно тому, как во время смерти, устремляется в центральный канал.
И каждая из стадий в садхане имеет принципиальное значение в этом смысле. Всё, что проявляется, сам процесс проявления непременно должен отзываться на состоянии ваших пран, тигле и каналов. Даже когда вы делаете подношения, представляя их как безмерные, чистые и блаженные, вы должны потихоньку начинать переживать это. И каждый ваш жест в мудре подношения будет иметь отклик в вашем ваджрном теле. И то же самое касается всех процессов растворения - необходимо добиваться совершенно конкретных и разных(!) переживаний при растворении внешней мандалы в божестве, самого божества, его биджи, лунной и солнечной огласовки и нада. Или же вы не понимаете, что такое символы, путая их с аллегориями: первое - непосредственно и живо в переживании, второе - совершенно мертво. На самом деле символы в тантре чётко связаны в передаче с соответствующими энергиями-пранами и действиями. И это необходимо открыть в собственном опыте переживания. Именно здесь соединяются стадии зарождения и завершения, так как упорство в этой практике на стадии зарождения (кьерим) размягчает каналы, делает тигле и ветры подвижными, что и является начальной задачей стадии завершения (дзогрим), согласно Джамгону Конгтрулу.
САРВА МАНГАЛАМ!