Согласно воззрениям Ваджраяны, ни одно живое существо не может существовать отдельно от лучезарных будд. Именно поэтому практика Ваджраяны использует мандалы мудрости будд в качестве пути.
Милосердие будд проявляется свободно, то есть реальность этим не делится на объект, ожидающий милости, и субъект, дарящий ее. "У них отсутствует дуалистическое намерение исполнять людские желания, однако независимо от этого благо все-таки возникает, подобно тому, как драгоценный камень вдруг произвольно появляется в ветвях дерева исполнения желаний" (Тринлей Норбу Ринпоче).
Буддийские божества йидамы не существуют "географически" - например, где-то за пределами обыденных явлений. На них нельзя указать пальцем - в этом смысле они не объекты. Просто потому что любой объект - производное ума, не более того. И в этом смысле, хоть как просветление, хоть как заблуждение, буддийские божества неотделимы от ума человека. Другая крайность - считать, что они из-за этого "принадлежат" человеку, являются его производными)). От этой ошибки хорошо очищает другое - убедиться, что вообще всё в человеке не принадлежит ему)). Человек - как наёмный работник. Он может сколько угодно прикидываться хозяином, но однажды неминуемая катастрофа развеет эту ошибку, просветив человека - желаю ему, чтоб раз и навсегда. Смерть при жизни. Такой человек готов к ваджраяне. И это полностью соответствует строению садханы - после растворения всего в пустоте, привнесения смерти на путь, практик совершает "второе рождение", настоящее, в восприятии которого он не будет уже отклоняться от правды. Рождение буддийским божеством-йидамом.
Обращение к богам так, будто те существуют где-то за пределами ума, это ошибка этернализма, а ведь тантра - это буддийская Дхарма, её воззрение недвойственно, оно на любом уровне лежит вне крайностей бытия и небытия. И преодолеть присущую уму двойственность можно, только признав, что божества возникают из чистоты человеческого восприятия.
Но проблема есть и в другом. Само по себе признание "божества возникают из чистоты человеческого восприятия" ничего не меняет. К этому нужно каким-то образом прийти, убедиться, обрести переживание и реализацию)). Иначе это останется очередной ничего не меняющей идеей для болтовни. Более того - люди, воспринимая это лишь как идею, неизбежно сводят её до своего уровня современного привычного понимания - "божества это проекция моего ума". Нет, божества - это не проекции вашего ума. Дело обстоит так: вы, очищая свой ум посредством практики божества, можете обнаружить однажды в этой чистоте действительное проявление божества. А в высшей тантре полностью пресуществить тело, речь и ум в Тело, Речь и Ум божества-йидама. Всё.
САРВА МАНГАЛАМ!