Согласно особым самайям пяти семейств первая самайя, с точки зрения стадии зарождения, соответствует относительной истине: убийство требуется для тех, кто обладает особой силой, приобретённой путём глубокого самадхи, или кто получил разрешение от божества или гуру и имеет несомненное сострадательное намерение. С такими предпосылками это является самайей стадии зарождения - совершать убийство и освобождение сознания существа, которое серьёзно препятствует распространению Дхармы. Если практик не имеет этих предпосылок, способ понимания этой самайи меняется. Именно поэтому эта категория самай называется особой. В противном случае, не обладая полной возможностью поддерживать особую самайю, практик должен привнести понимание каждой из пяти самай на уровень трёх внутренних посвящений и уровень практики завершения. Например, буквально и с относительной точки зрения, первая самайя убийства соответствует очищенной природе гнева как самайя семейства ваджры, Будды Акшобхьи.
Обладая всеми десятью предпосылками, совершаются гневные действия, чтобы освободить сознание препятствующего, которому нельзя помочь или подчинить мирными средствами. Здесь нет проступка, поскольку цель - глубокое выражение и осуществление безмерного сострадания. С абсолютной точки зрения жизнь понимается как жизненная прана, которая проходит через два основных канала. Способ прервать или препятствовать продвижению этого потока, чтобы он вошёл в центральный канал и достиг теменной чакры - "убийство". В противном случае ум - это самая сущность жизни концептуальных мыслей. Отсекая или убивая ум, постигают нерождённую природу ума в дхармадхату.
Вторая самайя - очищенная природа гордости - самайя семейства Ратна. Эта самайя требует воровать и понимается как относительной, так и абсоютной истине. С точки зрения относительной истины, можно брать имущество другого либо физически, либо силой мантры, чтобы другие могли накопить заслуги и чтобы устранить страдания бедности. Такое проявление даяния не приносит вреда из-за своей высшей цели.
С абсолютной точки зрения, чтобы осуществить джняну посредством практики мантры, крадётся женщина другого, с использованием метода притягивания и получения бодхичитты силой своей праны. В ином случае, согласно абсолютной истине, смысл супруги - абсолютный смысл великого духовного постижения природы пустоты. Сущность воровства относится к осуществлению недвойственной природы джняны силой собственного созерцания. Это даёт силу осуществить две цели, для себя и других.
Очищенная природа желания - это самайя лотосового семейства. Тот, кто достиг глубины созерцания и кто поддерживает воззрение осознавания недвойственности, должен поддерживать "три осознавания" во время практики союза. Мужчины и женщины осознаются как божества джняны, два тайных места осознаются как ваджра и лотос, а великое блаженство и джняна - как Дхарма. Созерцая с тремя осознаваниями, применяют методы трёх способов поведения. Эти три - способность бинду подниматься, опускаться и равномерно распределяться по сетям каналов тела. Кармамудра - это физическая супруга, тогда как дхармамудра - это воображаемая супруга. Самайя практики туммо - это самайямудра, посредством которой бодхичитта тает, чтобы осуществить джняну примера, равно как и абсолютную джняну. В абсолютном смысле выражение "положиться на супругу" означает осуществить союз неизменного великого блаженства и природу пустоту как махамудру.
Полностью очистить природу ревности - сущность самайи семейства Карма. Согласно относительной истине ложь можно говорить, чтобы принести пользу другим. С абсолютной точки зрения, освобождающий и объект освобождения, существо, оба постигаются запредельными умопостроениям. В этой запредельной понятиям природе все существа понимаются как не имеющие "я". С этим понимание устремляются освободить их от сансары. Как сказано в "Гухьянарбхе", все дхармы подобны иллюзии. Имена, слова, умственные ярлыки ложны. Использовать то, что является ложью и само по себе лишь ярлык, на самом деле не истинно.
Согласно абсолютной истине, когда жизненная прана растворяется в сердечной чакре, возникает непрерывная вечная природа звука, это звук абсолютной природы. В ином случае эта самайя понимается с точки зрения относительной истины как одновременное раскрытие разнообразных входных путей в Дхарму, посредством которых все существа встают на путь.
Полностью очищенная природа неведения - это самайя Будды Вайрочаны, сесмейства Чакры (Колеса Дхармы - прим.). Согласно относительной истине, это означает пить алкоголь без проступка опьянения и, чтобы устранить кастовые или классовые ограничения, есть пять видов мяса существ, которые, однако, не убиваются, а используются, только если эти пять умерли своей естественной смертью. Только в этом случае их плоть становится подходящим веществом самайи. Эти пять - мясо человека, мясо слона, мясо коровы, мясо собаки, мясо лошади. Таким же образом пять нектаров без принятия или отвержения могут браться как субстанции самайи. Пять нектаров - фекалии, моча, менструальная кровь, мозг и семя.
С абсолютной точки зрения, вкушать эти пять видов мяса - поддерживать чистую сущность пяти органов. Питьё алкоголя относится к нисхождению бинду и переживанию блаженства без испускания. Принятие пяти нектаров относится к поддержанию чистой сущности пяти элементов и плавлению бинду, чтобы полностью очистить даже тончайшие молекулы. Чистая сущность бинду должна поддерживаться и быть перенесена в пупочную чакру.
Поддерживая эти практики как опору, всё множество мыслей переживается как единый вкус в сфере равностности.
Практика и поддержание особых высших самай ануттара-тантры начинается, опираясь на общие самайи. Понимание различий относительного и абсолютного - особенность традиции наивысших тайных колесниц. Существа же ведутся по пути того уровня, которого они действительно могут придерживаться.
Кьябдже Дуджом Ринпоче Джигдрал Еше Дордже, "Вместилище нектара прекрасных разъяснений, устраняющих страдания умов начинающих", подробный комментарий на "Полное разъяснение трёх видов обетов" махапандиты из Нгари Пема Вангьяла Дордже Драгпа Гьялцена