Самскары. Ментальные факторы

Aug 08, 2013 14:37




В последнее время участились открытия)). Вдруг раз, машина останавливается и в лучах софитов - "отношенческие" повороты мысли, те, что незаметно мотивируют нас в реакции на всё. А незаметно, потому что это наш опыт, плоть от плоти, и воспринимается он как само собой должное - ведь предыдущие его основы были приняты тоже безоговорочно. Внезапное замечание этих мотивирующих самскар весьма забавно - потому что едва ли не мгновенно видно, что вся наша "цельность", "уверенность в себе" основана на пустом месте)).

Это инерция. Привычка быть, рождённая некогда жаждой быть (не из этого ли рождён пресловутый лозунг "жить, чтобы жить"?). И весь наш опыт - это просто безоговорочное согласие с самим собой. Опыт работает как закон, пока вы не задаёте вопросов. В обычной жизни чаще всего вы периодически задаёте некоторое количество вопросов - так происходит наше так называемое развитие. Сомнительное, поскольку вопросы не всегда двигают вас в одном и том же направлении. Прогресс не гарантирован, поскольку не вы выбираете вопросы.


Но есть более базовый, глубокий тип движений ума. Вот что пишет Ургьен Тулку: "Есть движение мысли, в которое мы оказываемся вовлечены, когда "медитируем". Мы сидим и разделяем субъект и объект: вот "я", или то, что замечает; а вот состояние, ощущение ясности и осознавания. Так создаётся ощущение: "Вот оно, это состояние; оно продолжается!". Это не слишком явное и несформулированное ощущение. Но очень часто практика медитации является не более чем упражнением в поддержании этого измышления. После чего мы думаем, что состояние медитации продолжалось довольно долго. На самом деле довольно долго продолжалось тонкое разделение субъекта и объекта, казавшееся нам ясностью, ярким светом или непрерывным вниманием.

После такого рода "медитации" люди часто испытывают определённую усталость. Степень усталости находится в прямой зависимости от того, сколько усилий было приложено к поддержанию этого состояния. Как только мы выходим из него, мы замечаем, как мы устали.

Главный аспект воззрения - это не иметь никаких идей по поводу воззрения. Особенно важно быть свободным от идеи "того, что поддерживается, и того, кто это поддерживает". "То, что поддерживается", - это то, о чём мы слышали или читали; некое осознавание, состояние полной пробужденности. "Тот, кто это поддерживает", - это внутренний "свидетель", судящий о том, происходит это или нет. Если этого не происходит, мы пытаемся восстановить это, т.е. "поддерживаем" это. Истинная тренировка в медитации должна быть свободна от всего.

Природа ума не основана ни на чём. Нужно просто признать это".

Ургьен Тулку, личное, созерцание, ваджраяна, природа ума, самоосознание

Previous post Next post
Up