Оригинал взят у
newsmaker_su в
Памятник времен перестройки в подарок русским от американцев В наше время вновь разворачивающейся гонки вооружений и ухудшения отношений между Россией и Америкой самое время вспомнить о годах перестройки, когда наши страны имели тесные дружеские отношения. Причем не всегда американцы в те времена делали подарки нам из корысти - порой они оказывали уважение советским людям за нашу бескорыстность и самоотверженность.
Необычный памятник стоит во Владивостоке.
Скульптура из дерева изображает трех серых китов, выпрыгивающих изо льда.
Внизу табличка: "Братство, вера и мир. В подарок русским людям от американцев".
Эта история началась четверть века назад на крайнем севере Аляски. Семья серых китов (папа-кит, мама-кит и детеныш) возвращалась с севера на зимовку к побережью Калифорнии. В начале октября 1988 года киты зашли в лагуну у мыса Барроу. Но резкое похолодание заперло выход из лагуны тяжелыми арктическими льдами. Киты были обречены.
7 октября 1988 года терпящих бедствие китов обнаружил эскимос Рой Амаогак из ближайшего поселка Барроу. В то время в поселке проживало около 3 тыс. человек и почти все они были эскимосами, которым разрешено бить китов. Раньше они так и делали. Киты уже попали в подобную ловушку, а эскимосы этим пользовались. Но не в этот раз.
О чрезвычайной ситуации в лагуне Элсон разнюхали местные СМИ, а 13 октября 1988 года о попавших в ловушку китах говорила уже вся Америка. В поселок Барроу примчалась координатор «Гринпис» на Аляске Синди Лори, а также журналисты крупных телеканалов. Ну а после того, как китов показали в новостях СNN, о них заговорил весь мир.
Осенью 1988 года подходил к концу второй срок президента Рональда Рейгана и предвыборная гонка была в самом разгаре. Республиканская партия, к которой принадлежал Рейган, двигала на высший пост США новую фигуру - Джорджа Буша-старшего. Спасение животных могло поднять рейтинг партии, и Рейган отдал приказ военным и спасателям подключиться к операции по освобождению китов.
Тем временем положение китов становилось угрожающим. Мороз крепчал и сковывал поверхность лагуны все сильнее. Киты, поначалу легко ломавшие лед, уже не могли так просто проломить ледяной панцирь. Когда его толщина достигла 40 см, было решено резать лед на блоки и расчищать для китов полынью. К этому подключились все жители посёлка Барроу.
Драма у мыса Барроу разворачивалась в прямом эфире. В поселок прибыли 150 журналистов из разных стран мира и новости отсюда поступали каждый день. Терпящие бедствие киты не только попали в центр внимания крупнейших газет и телеканалов, но даже получили собственные имена. Спасатели окрестили их Сику, Путу и маленький Бон-Бон.
Несмотря на все старания, американцы не могли помочь китам - у них просто не было мощного ледокольного флота. Зато он был у Советского Союза.
1988 год - это третий год перестройки и год потепления отношений между СССР и США. Недавно произошла встреча лидеров двух стран в Рейкьявике и Горбачев перестал быть для Запада врагом. Если бы Сику, Путу и Бон-Бон попали в ледовую ловушку год-два назад, шансов спастись у них не было. В 1988 году мир изменился. Рональд Рейган берет трубку телефона и звонит Михаилу Горбачеву
Горбачев выслушал Рейгана и понял, что отказать он не может. С одной стороны - на кону отношения между двумя странами, а с другой - прекрасная возможность показать Западу, что СССР - это не империя зла и советским людям ничто человеческое не чуждо. Генеральный секретарь дает обещание сделать все возможное для спасения китов и отдает распоряжение связаться с Минтрансом. 22 октября Министр морского флота СССР Юрий Вольмар звонит во Владивосток.
Китам снова повезло. Оказалось, что в Арктике находятся суда Дальневосточного морского пароходства: ледокол «Адмирал Макаров» и вертолетоносец ледового класса «Владимир Арсеньев». Неожиданно капитаны этих судов получили приказ следовать к берегам Аляски.
Операция по спасению китов продолжалась уже третью неделю, и положение стало критическим. Температура у мыса Барроу упала до -18 градусов по Цельсию. 22 октября весь мир с ужасом узнал о том, что малыш Бон-Бон, которого успели полюбить в разных уголках планеты, скончался от переохлаждения и недостатка кислорода. Американские спасатели были в отчаянии. Они начали прорубать канал для выхода китов в открытое море, но оказалось, что пространство между рифами забито стамухами - льдинами, сидящими на мели до самого дна.
Надежда оставалась одна - на русские ледоколы. Они подошли к мысу Барроу на рассвете 26 октября. На борт «Адмирала Макарова» сразу прилетели руководители спасательной операции Рон Моррис и командующий Северным флотом США адмирал Зигмунд Петерсен. Под камерами журналистов и телевизионщиков капитан Решетов сказал всего одну фразу: «Let's cut ice» (Давайте резать лед).
Эта адова работа закончилась утром 28 октября, но появилась новая проблема: ослабленные киты не понимали, чего от них хотят люди. Тогда жители Барроу и журналисты стали толкать китов палками и руками в сторону выхода Китов подгоняли криками, а прямо по курсу стоял местный гитарист и брал на своем инструменте высокие ноты, похожие на призывные крики китовКиты уходили ночью 29 октября. Никто не видел, как они вышли из лагуны, ставшей для них смертельной западней, но рано утром вертолетная разведка донесла: киты вышли в открытое море. Операция Breakethrough - «Прорыв», как ее окрестили американцы, закончилась
Американцы потратили на операцию по спасению китов 5,5 млн. долл. С экономической точки зрения это было абсолютным безумием, но моральный эффект, который произвела операция «Прорыв» на весь мир, она оказалась бесценной. Киты объединили тысячи людей из разных стран, «Гринпис» набрал вес и авторитет в мире, американцы и русские стали ближе друг к другу, а республиканец Джордж Буш-старший выиграл президентские выборы в США.
За драмой, разыгравшейся у мыса Барроу, как и многие люди в мире, следил торговец произведениями искусства из маленького городка Лейк-Цюрих в штате Иллинойс Тимоти Дагген.
Восхищенный тем, что совершили русские, Тимоти решил отблагодарить наших моряков и сделать им подарок от всех американцев - памятник, напоминающий об этом событии, и подарить его городу Владивостоку (Владивосток - порт приписки двух участвовавших в операции русских судов). Для этого он обратился к скульптору Джерри Фейберу. Памятник, изготовленный Фейбером из ствола трёхсотлетнего вяза, изображает трёх китов, выныривающих из воды. Любопытно, что, как и при самом спасении китов, при создании памятника важным инструментом оказалась цепная пила - Фейбер применял её при создании этой и других скульптур.
2 июля 1989 года во Владивостоке состоялось открытие памятника.
К сожалению дерево не выдержало сырого климата Владивостока и буквально через два года памятник начал разрушаться.
Тогда было принято решение сделать копию памятника в бетоне, которая и стоит сейчас на месте оригинала
Источники
ru.wikipedia.org/wiki/Операция_«Прорыв»http://www.otvprim.ru/news29429.htmlhttp://www.vladbiblioteka.com/informaciya.html