Итак, я снова попёрся в ПВД на фэтбайке.
1. подвес, к сожалению, был всё еще не готов. У меня не получается прокачать тормоза. Прокачка - тема на отдельный большой пост.
2. ожидались говна, и ригид-синглспид на полусликах, то бишь Surly Cross Check, я счёл менее подходящим для эвента, чем фэт.
3. приехала и была прикручена новая ведущая звезда, 33 зуба вместо 36, было необходимо проверить, насколько лучше стало.
4. очень хотелось выяснить, насколько оправдан фэтбайк в ПВД по грунтам с говнами, а не как с Дымовым, где вышло 80% асфальта...
5. вообще испытать железо.
6. проверить себя.
К подготовке я подошёл ответственно, но недостаточно. Утром ВНЕЗАПНО оказалось что дома нет достаточного количества воды. Так что я выехал, везя на себе 1.25л и 1.25л на велосипеде. Несчастных 2.5 литра. Так же я положил с собой 8 декатлоновских батончиков и рекламный чейновский протеиновый, оказавшийся невероятно мерзким. Потом я прикупил 1.5 литровую бутылку зелёного чая, которым мне рыгалось аж до самого глубокого вечера.
В колёса накачал 10 пси, наивно полагая, что это и есть то самое "идеальное давление для лета", которое ранее случайно поймал. Первые метры от дома показали что я ошибался и что на асфальте я ЗАЕБУСЬ. Так и случилось, но асфальта, как и было обещано, было рекордно мало. Зато давление отлично подошло для мягкого грунта, коего в ПВД оказалось 85%.
Выводы по железу такие:
1. 5 килограммовые колёса не делают никакой погоды зимой и в коротких покатушках, вполне себе канают как "первые колёса", но колёса для лета, особенно для длинных поездок, должны быть существенно легче. Самовезущий эффект маховика останется, при этом сил будет тратиться гораздо меньше.
2. Если бы у меня, волею случая, не стояла система Surly Mr.Whirly, то я перешёл бы на 1х10 трансмиссию. А может быть так и сделаю в будущем, фиг знает. Несмотря на все-все-все говна, мне везде хватало передачи 33-34. Ригид - он и есть ригид, он не качается и заезжает в горки и едет по говнам. Несмотря на колёса по 5 кило. А по снегу я ездил в основном на 22й звезде... Так что можно иметь две звезды и менять их по сезону.
3. Резина во многих случаях категорически не доставила. Морду частенько слизывало там, где передо мной только что проехал узкоколёсник. Физика процесса: несмотря на широчайше расставленные зубья, говно налипает тупо на поверхность покрышки. И потом скользит по говну на дороге. Те остатки протектора, что торчат из говна никакой погоды не делают. С зарплаты закажу On-one Floater. Надеюсь, она решит проблему слизывания в говнах. И не будет так забиваться говном. Заодно станут легче и колёса.
4. Имеет место быть жопоотбойность фэтбайка на твёрдом ухабистом грунту. Полагаю, связана она с эффектом мячика колёс. А так же, с 60tpi дубоватой резины. Это я вычитал, когда сегодня шерстил мтбр в поисках информации про On-One Floater. Оказалось, что 120+ tpi резина практически не имеет жопоотбойного эффекта. Видимо, в силу несколько большей эластичности. Поставлю - проверю на себе. Что странно - руки почему то не забились.
5. Приятно, когда твои рассчёты полностью соответствуют реальности. Я привинтил на пагсли коротколапый переключатель, рассчитав калькулятором, что из-за недостаточного натяжения цепи мне будут недоступны только передачи 1-8 и 1-9. Так и оказалось после того, как я прикрутил 33т звезду вместо 36т, и укоротил цепь на 1 звено. "Звеном считаю одну промежуточную часть и одни щёчки-ушки. Вообще трансмиссия порадовала, идеально работая, будучи полностью забитой говном. А вот после того, как я её почистил, начались всякие глюки и страшные звуки на некоторых передачах. Скорее всего растянулся тросик и сбилась настройка... А может говно под ограничительные болты попало, фиг его знает. Разберусь.
6. Поездка позволила сделать вывод о возможности летнего применения гейских камер Schwalbe FR. Ибо СВЕРХ-низкое давление, на котором они создадут геморрой, летом не применяется, тупо негде.
Выводы по езде вообще:
1. Учёл заявленную максимальную скорость ПВД в 15км/ч, учёл некативный опыт дымовского выезда, и решил ехать ровно. Прибавляя исключительно под настроение и под горочку, не более. А так - равномерное равномерное вращение в удобном темпе и ритме. Если это быстрее затупившей группы или участнегов спереди - ну, ничем не могу помочь. Было забавно. Едешь себе по асфальту, тебя бодро обгоняют "10 секундные лоси". Начинаются говна. Едешь так же, как и по асфальту. Фэтбайк этим примечателен. Пофигу, что под колёсами. Это пофигу выливается в тупёж на асфальте, но когда съезжаешь с него КУДА УГОДНО и не теряешь темпа и скорости - это многого стоит. Так вот, едешь себе и начинаешь всех этих "лосей" добирать. Совершенно не ускоряясь, не замедляясь, просто едучи.
2. Можно было не рулить. Ну, почти. Показываешь направление и велосипед тебя вывозит, только педали крути. В этом смысле фэтбайк идеальная машина для всяких лыжников и подобных атлетов, которых у нас дохуя и больше. С хорошей или отличной физухой и отсутствующей техникой. Знай себе крути. Главное - преисполниться самоуверенности и не думать "ой тут я не проеду", проедешь... Благодаря этому свойству я слезал с байка только отсидев окончательно жопу и просто устав. Точки сбора были расположены не очень равномерно, а точить на ходу неудобно. Поэтому, ближе к главному, большому привалу, когда пошли совсем уж лютые говнища, я довольно часто спешивался. Для смены типа нагрузки и для отдохновения жопы.
3. Собсна о ней родимой. Несмотря на памперс и удобное седло, на котором не одна сотня проехана, зимняя спячка даёт о себе знать. Больший вес и отсутствие постоянной нагрузки...Жопа. Жопе. А еще подумываю о бруксе и на фэт. Но это пройдёт.
4. Можно ехать по шпалам. Да на ригиде. Да по шпалам. Потряхивает, но едет. Но по насыпи рядом существенно легче, как по ровному.
5. Вообще любая мягкая/сыпучая поверхность под колёсами - кайф. Едешь и понимаешь что больше ни на чём, ВОТ ТАК, КАК ПО АСФАЛЬТУ, КАК БУДТО ТАК И НАДО, ты тут не проедешь.
6. Так же не сдохнуть помогло старательное отдыхание. На каждом привале - лежал, если поверхность позволяла.
7. На большой переправе случился облом. Мог проехать по речушке, но ехать было тупо некуда :(
По покатушке и организации.
1. Я уже поминал этих товарищей, но обгонятели бесили неимоверно. Смысл жизни - обогнать ровно едущего меня или кого другого и через пару метров встать и спешиться, уткнувшись в "непроходимое" препятствие, тем самым мешая проехать тем, кто может ехать.
2. Была пара моментов пешки, когда бесили решительно БЛЯТЬ ВСЕ. Группа только что отдохнула, минут двадцать, не меньше. И проехала 100 метров по асфальту. И на маааааааааааааааааааааленьком участке в лесу, который представлял из себя просто влажную тропинку, ВСЕ СУКА СПЕШИЛИСЬ И ПОШЛИ. Сеанс одновременного тупняка.
3. Учитывая, что маршрут ДО большого привала у реки представлял собой почти исключительно атомные говна, и Радомир об этом знал, точек для отдыха/сбора могло бы быть и побольше. Чтобы спокойно остановиться, перевести дух, что-то сточить. И вообще, части маршрута ДО привала и ПОСЛЕ очень сильно контрастировали между собой.
4. Вдоль маршрута действительно практически не было магазинов и палаток - шансы всей толпе затупить на закупку были сведены к нулю, и это правильно.
5. Стоило, пожалуй, предупредить, что говна не просто будут, а их будет СТОЛЬКО. Это отвадило бы еще человек 50 точно и было бы меньше тупёжки.
Лирическое.
1. Стоило ли два раза ехать в большие нубские ПВД на фэтбайке? Однозначно. Выяснил свои и байка пределы в разных местах, сделал кучу выводов по железу и не только.
2. Стоит ли ездить на фэтбайке в ПВД и впредь? И да и нет. Да - в ПВД маленькой группой, с друзьями. Когда можно на интересных местах встать и потупить, попытаться их форсировать разными способами и так далее. Аналогично можно поехать в фэт-ПВД, подобрав маршрут проезжаемый только на фэтах. Нет - все прочие ПВД, пожалуй. Если не стоит испытательски-исследовательских целей. Ну или другого байка нет. Стоит внимательно читать условия, маршрут и скорость, конечно. Но в моём случае пожалуй нет... Специфика моего личного выбора ПВДшек :)