J.K.Rowling Harry Potter and The Deathly Hallows

Sep 27, 2008 11:22

Перечитала книгу в нормальной версии - в старой в середине книги был сплошной хаос, предложение могло начинаться из одной главы и заканчиваться в другой и так много страниц подряд.

Впечатление несколько поменялось в лучшую сторону, но кажется дело не том, что на бумаге, а в том, что в голове. Благодаря первым частям мир Гарри Поттера захватил мое воображение и в нем теперь живет и будет жить своей жизнью даже вопреки усилиям изначального автора. Несмотря даже на то, что начиная с пятой книги сюжетные и эмоциональные дыры стали заметны с первого, обычно наиболее эмоционального, прочтения.

Прочитав еще раз все целиком, я думаю, что история Гарри Поттера определенно напрашивается на "взлом". Если в Гамлете можно было прочитать политический памфлет на конец правления Елизаветы, если Буратино - это о Горьком, то Гарри Поттер тоже может быть не тем скромным бескорыстным героем, за которого себя выдает, прикрывшись псевдонимом Роулинг. И чем больше он увлекается повествованием, тем отчетливее проступают те его черты, которые он пытается замолчать и скрыть - самодовольство, эгоизм, высокомерие, неблагодарность. Он не может смириться с тем, что его лучшего друга сделали префектом до тех пор, пока Дамблдор не объясняет это тем, что у него есть высшая миссия. И эта зависть и раздражение не остаются незамеченными - его друзья испытывают огромное облегчение, когда на следующий год Гарри становится капитаном команды по квиддичу, сравнявшись в статусе и привилегиях с префектами. Несмотря на все то, что Дамблдор сделал для него, после его смерти Гарри оказывается сильно уязвлен тем, что Дамблдор - пожилой заслуженно уважаемый человек -  не отчитался ему, Гарри, в каждой детали своей длинной и насыщенной событиями биографии, не покаялся в грехах и не поделился всеми чаяниями и воспоминаниями. Раз за разом убеждаясь, что Снейп на его стороне, что его неприязнь к отцу Гарри и прочим Марадерам имела не меньшие основания, чем его собственная к Драго, что действительно никчемные и злые учителя выглядят иначе (Умбридж), он все равно продолжает слепо ненавидеть мастера зелий (зельев?), ни разу не попытавшись его даже поблагодарить, ни разу не устыдившись своей хронической предвзятости в отношении него. Гарри чем дальше, тем больше озабочен не столько судьбой Воландеморта, сколько своей собственной ролью в этой судьбе. Ему настолько важно быть героем в этом противостоянии, что он согласен даже умереть. Хотя согласен ли? Сцена, в которой объяснение его "неубиваемости" дается от лица Дамблдора, на самом деле происходит в голове у Гарри. То есть он знал! Знал, на что идет, знал, что будет дальше, знал, что надо дождаться правильного момента, вынудить других уничтожить последний Horcrux, самый опасный, почти наверняка стоивший бы жизни рискнувшему, и тогда он снова сможет выйти на сцену, настоящий мастер непобедимой волшебной палочки, и стать наконец не просто Мальчиком Который (Случайно?) Выжил, но тем Который Окончательно и По-Настоящему Победил.

Это если считать, что Гарри Поттер - многослойная сложная литературная мистификация. А если так не считать, то все равно с каждой книгой, мне все меньше нравились Гарри и Роулинг. В основном, конечно, Роулинг, потому что Гарри придуманный, он не виноват. А у нее, на мой взгляд, оказалось в итоге больше фантазии, чем собственно литературного таланта. Примерно так, как у режиссеров иногда оказывается больше способностей к созданию уникального видеоряда, чем к передаче связного сюжета или глубин эмоциональных переживаний героев. Получился целый мир, насыщенный деталями, многонаселенный, яркий, живой. Но чем дольше, подробнее и старательнее она его описывала, тем скучнее и ходульнее у нее получалось. Хотелось бы мне залезть к ней в голову и увидеть все как оно было на самом деле, минуя многобукафф.

Впрочем, если отвлечься от самого Гарри Поттера, если читать "старшие" книги как историю Тома Риддли, Дамблдора или Снейпа (этот вариант мне больше всего нравится), или других, более второстепенных с точки зрения Роулинг персонажей, таких как Невил или Джинни или Нарциссия Малфой, то можно снова почувствуовать обаяние первых книг серии, в которых главные герои еще не были так "перегружены" собой и своей миссией как внутри книжного сюжета так и по отношению к читателю. Хотя в шестой и особенно седьмой книге уже и Дамблдора слишком много и слишком "обухом по голове". Может Роулинг таким образом хотела передать трагичность момента и разбалансированную подростковую эмоциональность Гарри, сквозь которого мы видим все и всех, но в результате под конец (особенно в сцене на Кингскрос) Дамблдор стал раздражать меня примерно так, как в книге всех персонажей раздражает Перси Уизли. Не говоря уже о том, что вся эта сцена вызывает очевидные ассоциации с неудачными продолжениями Матрицы, где братья Вачовски так же не смогли облечь свое богатое воображение в достойную художественную форму.

Одна проблема с этими сказками - возвращение в реальность причиняет почти физическую боль. Как после путешествий "Назад в Будущее" невыносимо было жить в мире без летающих машин, так после Гарри Поттера мучают фантомные боли  в руке, предназначенной для волшебной палочки. Хорошо было Дамблдору рассуждать о том, что любовь - древняя высшая магия, когда ему доступно столько прочей магии всех форм и расцветок. Мы, маглы, кроме любви, ничего и не умеем.

что читать

Previous post Next post
Up