"Безумные" понедельники: Феминизм в цветочный рисунок

Jun 15, 2015 19:25

А вот и новый понедельник! И значит, время для очередного "безумно"-костюмного поста. К моей большой радости, очередной выпуск выходит сегодня без опозданий. И посвящен он будет настоящей "безумной" диве и одной из любимых всеми героинь, о которой вы уже наверняка догадались!





Итак, после шести с половиной сезонов и еще до выхода последнего создатели Mad Men намекали, какой готовят для Джоан финал исключительно посредством костюма, выбранного для её промо-плаката:



Джоан так и не появилась в этом платье ни в одной из последних серий, но это все еще не отменяет его значимости. Особенно если мы сравним это платье с другими её промо-образами (в которых также можно было прочитать, как в грядущий сезон сложится судьба героини), в частности с тем, который стал практически ее визитной карточкой на протяжении не одного сезона:


Об этом черном платье в красные розы (и почему из всех промо-образов я решила выбрать именно его) мы еще дальше весьма подробно. Но пока просто посмотрите, насколько разный посыл транслирует облик одной и той же женщины в этих разных нарядах!

Два наряда отличает каждая отдельно взятая деталь, и в каждом таком различие мы можем прочитать разные строки: темное против светлого, яркий драматический принт против мечтательно-плавного, четкий силуэт платья, "затягивающего" фигуру наподобии корсета против мягкого и значительно более свободного. И, что немаловажно, выбранное для новых промо-плакатов платье Джоан куда менее классическое, для своего периода оно весьма актуальное и модное, пусть и не по авангардно-глянцевым понятиям (что нетривиально в начале 70х для женщины её форм, типажа и возраста). И это еще один замечательный пример того, насколько одежда (в данном случае костюм героини) может многое рассказать и даже, если мы в кино, предсказывать!

Новое платье предрекает немало хорошего для этой героини: освобождение от "корсета" - того, в который она почти всю взрослую жизнь затягивала себя сама, а вслед за ней это делали и окружающие, и скорее всего снять с себя этот корсет Джоан удастся, если она наконец осознает себя современной женщиной, отказавшись от старых/традиционных ценностей.

Ну а сбылось ли все это в "безумной" сериальной действительности? К разбору этого мы немедленно приступаем!

На протяжении всего сериала Джоан прошла долгий карьерный путь от секретарши до полноправного партнера. Это не была гладкая и простая дорога, и на момент нашей с ней новой встречи, Джоан все еще борется за то, чтобы доказать всем вокруг, что она достойный высшей оценки профессионал, а не просто красивое тело. Поэтому её образы все чаще склоняются к имитации мужского костюма:



"Я здесь, чтобы делать бизнес" - таков посыл её строгого, с мужскими элементами платья, которое дополнительно усиливают золотые пуговицы, добавляя милитари-мотив (как пуговицы на кителе). Плюс, в образе крупные золотые украшения, чтобы в буквальном смысле добавлять Джоан вес, сигнализируя о её статусе партнера (и соответствующих доходах). Художники по костюмам уже не первый раз используют этот прием, чтобы выделить в той или иной сцене самую состоятельную женщину, и здесь они делают тоже самое, сравнивая увешанную золотом Джоан с Пегги, на которой украшейний нет от слова совсем.

Однако попытки выглядеть более серьезной и деловой удаются Джоан не всегда, о чем свидетельствует следующая сцена и реакция коллег-мужчин на героиню:



Костюмы двух героинь в этой, уже неоднократно упомянутой мною [и важной-дальше-объясню-почему] сцене функциональны дважды. Во-первых, они в очередной раз демонстрируют динамику в отношениях Джоан и Пегги, разницу их подходов и их взглядов ( о чем я уже писала). Ну а во-вторых, эти наряда отражают то, какими каждую из этих женщин видит сидящий напротив них коллега-мужчина образца 1970-го года*.

*И именно здесь важность этой сцены вне костюмного контекста, ибо она - отличная иллюстрация того, как сексуальное домогательство может выглядеть без физического контакта или даже намека на оный. Реплики, брошенные в адрес Джоан сидящим напротив козлом коллегой - классика этого жанра, и да, сегодня за такое должны уволить!

Так что новости о том, что рекламное агенство переходит в большую компанию, где Джоан придется работать именно с такими коллегами, не могут принести радость героине. Не случайно её платье в этот момент это состояние отражает - черное (т.е. не предвещающее ничего позитивного) с ярким цветочным рисунком, который выглядит почти агрессивным/ядовитым рисунком, отражающим смятение героини:





И еще одна интересная деталь, заметная, если внимательно присмотреться, и отражающая взаимоотношения Джоан и Роджера. Посмотрите, как мелкий белый горох на её платье созвучен с принтом на его галстуке. Правда, в цветовой гамме с точностью до наоборот:



Судя по тому, как близко к друг другу они сидят и их почти спонтанное объятие, эти двое как бы ищут друг в друге поддержку. Однако, как цветовая гамма их горохового принта оказывается противоположной, также и близость Джоан и Роджера уже просто видимость, а в реальности они не могут (и не смогут) по-настоящему поддержать друг друга.

Это начинает быть очевидным уже на деловой встрече, когда решение о поглощении озвучено как окончательное. Да, эти люди все еще партнеры и пришли на встречу одной командой - все одеты с общим мотивом, в том числе костюм Джоан здесь похож на темную мужскую двойку, а бант имитирует галстук. Однако, если присмотреться, уже здесь присутствуе раскол - костюмы разных цветов, а костюмы Джоан и Роджера просто противоположны:



Он в темном, она в светлом - эти двое окончательно расходятся по разным сторонам жизни, и Роджер - не человек, который окажет Джоан истинную поддержку:



Хотя именно настоящая искренняя мужская поддержка не помешала бы героине на новом месте, где работают старые правила игры - для полноправных мужчин и менее полноправных женщин. Это достаточно точно описывают костюмы героев, когда мы встречаем Джоан в один из её первых дней на новом месте. Вот, например, первая встреча Джоан с её женщинами-коллегами:





В то время как Джоан в ярко-розовом платье, женщины-коллеги - в бледных приглушенных тонах. Они уже хорошо знают культуру этой компании и как тяжело здесь быть женщиной - лучше быть менее заметной. Что Джоан очень быстро тоже понимает во время рабочей встречи с мужчиной-коллегой.
Здесь её костюм снова имеет двуйную функцию. С одной стороны это отражение самой Джоан. Она пришла в новый офис на правах женщины-партнера, и не собирается отдить на второй план. Так что после того, как новый Большой Босс как бы "случайно" проигнорировал её, когда на встречу партнеров она пришла в деловом строгом темном костюме, Джоан обращается к своим страмы и хорошо знакомым приемам: платье, ярко-розовый цвет и бант...because men lo-o-ove scarves!

Вот только этот, когда-то давно работавший прием, её в очередной раз подводит. Мужчина-коллега видит в ней...еще одну женщину, а значит, не заслуживающую серьезного и равного отношения:



Что чувствует в этот момент Джоан? Достаточно посмотреть на интерьер её нового офиса, а именно на висящую за мужчиной картину - этот человек, как эти яркие и агрессивные цвета без четкой формы, вызывает у героини тревогу, смятение.

Не помогает Джоан и попытка найти решение смостоятельно. Сначала один из партнеров достаточно прозрачно намекает, что готов поддерживать её в обмен на..."чисто женские" услуги:



*и опять та самая абстрактно-агрессивная картина снова в кадре
(она созвучна здесь цветам рисунка на её платье)

Заметье, что для этой сцены художники выбрали для Джоан облегающее платье черного цвета с ярким цветочным принтом - как будто символизирующее обратную темную сторону бытия женщиной - мужчина видит в такой женщине цветок и спешит сорвать его.

Не оказывается успешной и попытка Джоан пойти поверх всех голов прямиком к Большому Боссу:



*кстати, посмотрите и здесь на кратину фоне -
символ расплывающихся надежд? или перепутанных чувств и мыслей?

Если вы помните, зеленый оказался для Джоан неоднозначным. Это цвет, символизирующий её соблазнение/"грехопадение" и деньги - факт, что свое партнерство она получила через постель. И с тех пор именно этот цвет появляется в тех сценах, где Джоан пытается вернуть эту частицу себя, отстаивая свои права особенно рьяно:



Джоан во время конфронтации с Доном Дрейпером

Поэтому не удивительно, что на встречу с Большим Боссом Джоан снова надевает зеленый. Она видит в этом попытку защитить свои права и вернуть утраченную силу (поэтому их полу-приятельская беседа очень скоро наполняется феминистическими угрозами), а он видит в ней незначительную помеху (т.е. возвращает её к положению бессилия, когда переспать с клиентом в обмен на партнерство казалось для Джоан единственным выходом) - опять один костюм и две функции:



И единственным выбором Джоан оказывается уйти. А её костюм в сколь важной сцене расскрывает несколько интересных моментов:



Во-первых, этот наряд - еще один пример, что на наших глаза формируется новая Джоан, которая очень скоро научится отлично объединять в одном образе профессионализм и успех с женственностью. Здесь это сочетание офисных черного и белого, делового воротничка и манжетах с тем фактом, что это все еще платье, причем мягко облегающее фигуру.

Еще одно значение - снова разрыв между Роджером и Джоан (он опять в светлом, она - в темном). И как следствеие- Джоан готова полностью уйти из жизни Роджера, забирая с собой и их общего сына. Это только её ребенок, поэтому их костюмы практически зеркалят друг друга:




Вплось до финальной сцены этих двоих. Посмотрите, как их костюмы отражают полную независимость друг от друга: здесь присутствует мотив темный против светлый, плюс, еще один пример черного платья с яркими цветами на фоне, которое как будто говорит, что рядом с Роджером Джоан не было хорошо (было темно и безнадежно). Или еще одна интерпретация этих красных цветов на черном - окончательная смерть их взаимной любви, от которой ничего не осталось.



И это ведет нас к анализу еще одной любовной линии в жизни героини.  И здесь костюмы также рассказывают нам историю во всей её полноте, даже если это не досказывают герои.

Так, роли в этом романе были заранее распределены, что и рассказывают их костюмы в момент знакомства: он в мужском серо-голубом, она - в женском розовом. Ниже пояса у Джоан цветут цветы (не случайно их история начинается как курортый роман - с переходом в постель без затяжного ухаживания)



Однако различия между ними и их взглядами на отношения проявляются уже на втором свидании, когда оказывается, что каждый ожидает разные вещи от этого романа:



Анализ этих костюмов я уже представляла в предыдущем посте о Джоан, поэтому здесь только добавлю то, что сейчас бросилось мне в глаза - "говорящая" цветовая гамма нарядов и диалог между ними. Посмотрите, он одет в бежево-коричневые тона, оттенки земли, как бы симолизируя его практичность, тот факт, что он крепко стоит на земле и готов быть опорой и поддержкой. Однако Джоан в цвете воды (и даже в отделке и рисунке её платья читаются морские мотивы) - она меняется, она уже не ищет опоры, но наоборот, ищет кого-то, кто готов плыть с ней по течению.

Так что уже здесь можно было бы предугадать, что эти двое все-таки не договорятся. Что и случилось даже после попыток сделать их роман чем-то серьезным:





Мужчина в ковбойских сапогах и женщина в принте леопарда. Он - скотовод, привыкший к послушанию со стороны коров женщины, а она [наконец-то!] успешная и самостоятельная хищница. Такой мужчина не может быть рядом с такой женщиной, поэтому эти двое расстаются.

Кстати, интересно, что художники по костюмам уже использовали этот принт для Джоан, и всегда в контексте её взаимоотношений с мужчинами: от леопардового пальто, в котором Джоан, будучи любовницей Роджера, оказалась не хищницей, а птицей в золотой клетке, до леопардовой блузы в момент, когда преимущество было не её стороне - она успешная женщина, а таже мать с ребенком по сравнению с одиноким бывшим любовником, которого оставили его семья и все прошлые жены, и до леопардового халата, в котором Джоан нашла в себе силы не жертвовать карьерными мечтами ради мужчины.






И здесь мы видим серьезный рост и изменения персонажа Джоан, что зовет нас вернуться к её черным цветочным платьям. Помните, я говорила, что на протяжении нескольких сезонов её героиня регулярно испытывала на себе обратную / темную сторону собственной женственности. Будучи безусловно привлекательной [как роза] Джоан приходилось мириться с тем, что мужчины в первую очередь воспринимали её как сексуальный объект, требуя соответствующего "женского" поведения - не отстаивать свои права и всегда подстраиваться под мужчину. Хотите костюмные доказательства? - Вот они и не только в последнем сезоне:



справа - платье, в котором Джоан в очередной раз стала объектом домогательств
со стороны бизнес-партнера



первый муж Джоан дарил ей красные розы, что не остановило его от её изнасилования




одно из знаковых платьев Джоан, в котором она окончательно поняла, что её муж далек от идеала



и красные розы, которые дарил ей муж стали её оружием против Грега
(кстати, сама Джоан в темном платье)



слева - новый любовник Джоан дарит ей, конечно же, розы
справа - Джоан принимает кокаин по настоянию Ричарда, хотя "не очень ей этого хотелось
(купальник Джоан - черный в яркие цветы)

И вот после всего этого Джоан, всю жизнь искавшая надежного мужчину, наконец приняла решение, что может обойтись и без него, т.к. у неё есть силы, талант, профессионализм и много амбиций. В путь почти сразу после ухода из агентсва она отправилась, конечно же, в ярко-красном платье - роза, но уже без темной стороны:



Решение основать собственную фирму она также принимает в красном, и что примечательно, не плотно-облегающем офисном, а расслабленно-домашнем наряде. Это её освобождение от внутреннего корсета, одно из первых проявлений настоящей личной свободы. И как бы усиливая этот эффект - на Джоан здесь очки! Помня, что её когда-то икона стиля для Джоан, Мерилин Монро сыграла девушку, предпочитающую очкам постоянно спотыкаться о все вокруг, это серьезный шаг для нашей героини - своим успехом она отныне будет обязана интеллекту, а не бюсту:



Дальше - больше, ибо для того, чтобы озвучить свое решение создать собственную фирму, Джоан надевает тот же наряд, в котором [уже бывший] коллега отпускал в её сторону неприятные реплики - так свою слабость и не умение ответить героиня превращает в силу - она теперь самостоятельна, будет зарабатывать еще больше и сможет говорить что угодно таким "коллегам":






И наконец финальный триумфальный аккорд:



Свой бизнес Джоан ведет прямо из дома, одетая в брючный(!) комбинезон зеленого цвета. Облегающие платья "ходячий секс" героиня сменила на силу (т.е. брюки), а зеленый цвет теперь будет символизировать её успех и его отражения в денежном эквиваленте.

На этой опимистично-феминистичной ноте у меня на сегодня все! Теперь интересны ваши интерпретации джоан-концовки!

madmen, джоан, костюмы

Previous post Next post
Up