Этапы формирования команды

Jun 15, 2013 18:54

Итак, вы начали вести проект и набрали команду.

В развитии команды выделяют четыре этапа:

  1. Формирование
  2. Шторм
  3. Нормирование
  4. Функционирование


Этап 1. Формирование команды и начало совместной работы

Это переход от индивидуальной работы к командной. Если команда грамотно отбиралась и набиралась, то сотрудники на подъеме, они предвкушают будущие успехи, каждый гордится тем, что выбрали именно его, все настроены оптимистично.


С другой стороны, на этом этапе присматриваются друг к другу, соблюдают дистанцию, бдительны, вежливы, внимательны, осторожны. Участники испытывают страх и беспокойство, их мучают подозрения. Каждый начинает потихоньку прощупывать и определять свое место в этом пространстве, роль, иерархию и стиль поведения.

На этом этапе очень важно:

  1. Дать четкие цели и видение результата совместной работы
  2. Определить «устав» команды и правила поведения
  3. Распределить роли и уточнить состав участников
  4. Согласовать график работы и план-график проекта
  5. Продумать механизм обратной связи о ходе проекта, его статусе
  6. Создать традиции проекта, атрибуты и артефакты

Дополнительно:

  1. убедитесь, что у каждого члена команды есть четко определенная роль, он ей соответствует;
  2. постарайтесь согласовывать с сотрудниками все решения и доводить решения до сведения каждого;
  3. время от времени перераспределяйте роли между членами команды;
  4. проводите тренинги на тему командой работы;
  5. доведите правила поведения до сведения каждого сотрудника, обязательно поддерживайте принятые правила, пресекайте их нарушение.

Чтобы сохранить контроль над ситуацией, лидеру потребуется эффективно организовать деятельность коллектива, наладить взаимообмен мнениями и проявлять уважение к мнению других членов команды.
Этап 2. Шторм - конфликты и противостояния

На этом этапе члены команды могут прийти к пониманию, что их задача отличается от той, которую они представляли первоначально, или что она является более сложной. Некоторые участники проявляют беспокойство по поводу отсутствия движения вперед или ввиду нехватки опыта работы в команде. Это заставляет их сомневаться в целесообразности всего проекта.

Помимо этого, команда может столкнуться со следующими проблемами:

·        участники опираются на свой личный опыт и не идут на сотрудничество;

·        возникают конфликты среди членов команды, даже несмотря на то, что они могут придерживаться единого мнения по основным вопросам;

·        начинаются взаимные нападки и конкуренция;

·        члены команды признают первоначальные цели труднодостижимыми и высказывают недовольство по поводу больших нагрузок.

Это трудный этап для любого коллектива. Если сотрудники не знают о четырех стадиях развития команды и особенно о второй, то в большинстве случаев команда распадается. Это этап внутренней борьбы, всеобщей конфронтации, улаживания конфликтов, выбора вариантов поведения, почти неизбежны потери членов группы, мотивация стремится к «0». Но именно борьба способствует появлению чувства взаимной связи. Важно вовремя это отрицательное чувство наполнить позитивной энергией достижения и общности.

Чтобы успешно преодолеть этап конфликтов, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Постоянно напоминайте членам команды о четырех этапах.
  2. Объясните сотрудникам, что разногласия - это неотъемлемая часть работы в команде.
  3. Сосредоточьтесь на общекомандной цели.
  4. Определите, каких результатов вам удалось добиться к настоящему моменту.
  5. Проводите командные совещания и регулярные индивидуальные беседы.
  6. Проводите круглые столы, чтобы каждый мог высказать свои сомнения.
  7. Всегда ставьте в центр внимания процессы, а не конкретных людей.
  8. Повторяйте нормы и стандарты работы команды перед каждым совещанием.
  9. Корректируйте устав команды, ориентируясь на отчеты о текущем статусе проекта и информационные справки по совещаниям, визуализируйте движение к цели (доски, графики, карты).
  10. Попросите руководителя проекта регулярно выступать перед командой (и комментировать ее достижения).

Если открытое сопротивление одного-двух человек создает в команде некомфортную обстановку, то с ними необходимо провести личную беседу, четко согласовав поведение, выявив причины конфликта, разрешив его.

На втором этапе многие члены команды могут растерять свой изначальный положительный настрой. Сконцентрируйте внимание сотрудников на том, что можно предпринять, кто это должен сделать и в какие сроки. Данный этап необходимо преодолеть как можно быстрее, чтобы негативные последствия конфликтных ситуаций не отразились на проекте в целом.

Продолжение следует

управление, проект, команда

Previous post Next post
Up