Мистицизм в Русской Православной Церкви

Nov 24, 2010 09:45


Митрополит Иларион (Алфеев)

Первым великим мистиком Русской Церкви можно назвать преподобного Сергия Радонежского (1314-1392). Этот величайший из русских святых начинал свою монашескую жизнь в глубоком уединении. Однако со временем к нему пришли ученики и построили рядом с его деревянной кельей свои маленькие домики.
Так получил начало монастырь, посвященный Святой Троице, который впоследствии вырос в великую Троице-Сергиеву Лавру. Преподобный Сергий был при жизни известен по всей земле русской своей святостью. В 1380 году великий князь Димитрий Донской, готовясь к решительному сражению с монгольской ордой, привел все русское войско для благословения к Сергию. Куликовская битва, на которую Сергий благословил Димитрия, стало началом освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

В Житии преподобного Сергия описано немало случаев сверхъестественного проявления силы Божьей во время его молитвы или во время совершения им Божественной Литургии. Так, однажды, когда Сергий служил Литургию, его ученики увидели сослужащего ему ангела в белых сверкающих ризах. В другом случае ученики увидели божественный огонь в алтаре храма, в котором святой совершал Литургию. Когда же он поднял Чашу для Причащения, огонь свернулся в свиток и вошел в Чашу.

Однажды, после того, как святой долго молился перед иконой Пресвятой Богородицы, он присел отдохнуть и вдруг сказал своему ученику Михею: “Чадо, трезвись и бодрствуй, ибо чудное и ужасное посещение готовится сейчас нам”. В тот же момент послышался голос: “Се, Пречистая грядет”. Услышав голос, Сергий выбежал в сени. И вот, великий свет, ярче солнца, озарил святого, и он увидел вну­три этого света Пресвятую Богородицу с двумя апостолами - Петром и Иоанном. Сергий пал ниц, не в силах стерпеть такое несказанное сияние. А Богородица предсказала ему судьбу его монастыря, пообещав никогда не оставлять его учеников.

О другом великом святом Русской Церкви, преподобном Серафиме Саровском (1779-1833), известно, что он не только созерцал божественный свет, но и сам преображался, подобно Христу на Фаворе, и начинал сиять неземным светом. Об одном из таких преображений святого рассказывает купец Н. А. Мотовилов, которого Серафим исцелил от тяжелой болезни ног. В один зимний день, когда все вокруг кельи преподобного Серафима было покрыто снегом, Мотовилов беседовал со святым старцем о цели христианской жизни.

- Молитва, пост, бдение и все другие дела христианские, - говорил Серафим, - сколь ни хороши они сами по себе, однако, не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Святого Духа Божиего...

- Батюшка, - сказал Мотовилов, - вот вы все изволите говорить о стяжании благодати Духа Святого, но где и как я могу ее видеть?

- Благодать Духа Святого, - отвечал старец, - есть свет, просвещающий человека. Господь не­однократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святого... Вспомните Моисея... Вспомните преображение Господа на Фаворе.


- Каким же образом, - спросил Мотовилов, - узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?

- Это, ваше боголюбие, очень просто, - ответил Серафим и крепко взял Мотовилова за плечи. - Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою. Что же ты не смотришь на меня?

- Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыплются. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли.

Отец Серафим сказал:

- Не устрашайтесь, ваше боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть... Это благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше... Смотрите просто и не убойтесь - Господь с нами!.. Что же чувствуете вы теперь?

Мотовилов ответил:

- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить невозможно... необыкновенную сладость... необыкновенную радость во всем моем сердце... теплоту необыкновенную!

- Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег и на вас больше вершка снегу... Какая же может быть тут теплота?

- А такая, как бывает в бане...

- И запах такой же, как из бани?

- Нет, на земле нет ничего подобного этому благоуханию.

Тогда преподобный Серафим сказал Мотовилову с улыбкой:

- И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас - так ли вы чувствуете?.. Ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и над нами тоже - стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих.

Так Серафим Саровский явил Мотовилову благодать Духа Святого, которая ощущалась ими обоими как неизреченный свет, необыкновенная тишина и мир, сладость и радость, благоухание и теплота.

Источник здесь.

история, мистицизм, православие

Previous post Next post
Up