Булгаковский остров

Jul 13, 2016 19:40

Продолжение предыдущего поста, я перепащиваю текст "Московская история у Никитских ворот" Вячеслава Львовича Зайцева, подборку материалов по истории Москвы:
"Булгаковский остров в центре Москвы начинается в окрестностях Патриаршего пруда и через Никитские ворота протягивается до Пречистенки. Сам писатель, многие его друзья и знакомые жили на Патриарших и Пречистенке, здесь находится среда обитания его литературных персонажей и развивается действие знаменитых московских произведений. На Никитском бульваре в доме №15, на последнем этаже обитала Зоя Петровна Шатова - прототип героини известной пьесы Зойкина квартира. В романе Мастер и Маргарита возле бакалейного магазина у Никитских ворот, пораженный Иван Бездомный наблюдал, как черный кот пытался заплатить гривенник за проезд в трамвае "А" на остановке у Тверского бульвара, а потом уехал к Арбату бесплатно на "колбасе".
Фирменный магазин торга "Бакалея №4" - находился рядом с церковью Большого Вознесения, там, где сейчас сквер с фонтаном Пушкин и Натали. Со стороны Малой Никитской, к магазину и церкви Вознесения напротив дома Рябушинских примыкала керосиновая лавка. Другая керосиновая лавка торговала на углу Большой Никитской и Вознесенского переулка, почти напротив Консерватории…

На Тверском бульваре находился Камерный театр под руководством А.Я.Таирова, где впервые появился на сцене Багровый остров.
Сначала Булгаков написал памфлет Багровый остров на профанацию русской истории как борьбы классов, начавшейся в Х веке согласно авторитетному мнению большевика Покровского в книге Русская история в самом сжатом очерке. Благодаря похвальному отзыву вечно живого вождя трудового народа, книгу издали 15(пятнадцать) раз, как учебник для средней школы и всей страны. Сжатось изложения определялась классовым подходом, поэтому русская культура и наука, и "так называемые" крещение Руси и Отечественная война 1812года отсутствовали совсем, в лице Минина и Пожарского одержали победу помещичье землевладение и торговый капитал, а промежуточный слой между предпринимателями и мелкой буржуазией, слой образованных приспешников капитала, грамотеев-десятников, согласно Покровскому, принято в России называть интеллигенцией.

В студенческие годы В. О. Ключеский, интеллигент и будущий великий историк земли русской жил в Козихинском переулке, в Бронной слободе и писал приятелю в письме: "Ты знаешь, что такое московский бульвар? Это братец ты мой, длинная аллея, усаженная деревьями, вроде нашей скверы, только длинная, не круглая, вдоль широкой улицы, посредине, между двумя рядами домов - понимаешь, ведь живо рисую? Такие бульвары огибают всю середину Москвы. Самый знаменитый из них в отношении охоты за шляпками Тверской, сиречь именно тот, от которого недалеко помещаюсь я. Только я там редко бываю…".
В.О.Ключевский полагал движущей силой истории природу и культуру. Его ученик, большевик Покровский считал главной борьбу классов и борьбу с природой, которая в руках человека будет мягким воском, из которого человек сделает все, что ему нужно…И лишь социалистическое государство, государство пролетарской диктатуры могло поставить себе задачей догнать и перегнать в сельском хозяйстве Соединенные Штаты. И только общество, где не будет классов, даст человеку ничем не ограниченные возможности в борьбе с природой. Как известно задачу догнать, перегнать и жить при коммунизме спустя 40 лет провозгласил Хрущев.

В отличие от Покровского, Булгаков любил Россию, и разделял взгляд В. О. Ключеского на историю, поэтому главным героем Багрового острова является Природа, которая обеспечивает жизнедеятельность туземцев, а природная катастрофа - извержение вулкана вызывает гибель туземной власти и дальнейшие социальные события на острове. Спустя три года этот гениальный сюжет мастер превратил в пьесу на сцене собственного независимого театра, где она теперь доступна любому читателю. В пьесе автор представил зрителю царство природы, на которое не распространятся власть лукичей, ильичей и покровских: На сцене волшебство - горит солнце, сверкает и переливается тропический остров. На ветках обезьяны, летают попугаи. Вигвам Сизи-Бузи на уступах вулкана окружен частоколом. На заднем плане океан. Три действия пьесы из четырех происходят на тропическом острове, пролог и эпилог в театре Геннадия Панфиловича, который натурально ставит буржуазную классику - Горе от ума, а для Саввы Лукича гонит пролетарскую халтуру Дымогацкого с музыкой, извержением вулкана и английскими матросами. В прологе директор театра спрашивает, нельзя ли обойтись без вулкана? "Помилуйте. Извержение во втором акте! На извержении все построено",- поясняет автор. Первый акт начинается с допроса госпреступников, посаженных в тюремное подземелье по доносу стукача Кири-Куки - друга туземного народа. Сюжет пародирует театральные штампы и засилье социально-политической демагогии власти, страха, ужаса и лжи с классовых позиций рабоче-крестьянской диктатуры, поэтому пьеса заканчивается победой красных туземцев и никак иначе заканчиваться не может, по утверждению "очень опытного" режиссера. Среди действующих лиц - говорящий, кукольный попугай - оригинальный гибрид тропической природы и театра Геннадия Панфиловича. Попугай произносит иногда невпопад, но всегда политически грамотные, угодные цензору выражения, чем приводит его в восторг: "Здравствуйте, Савва Лукич. Пролетарии всех стран соединяйтесь. Рукопожатия отменяются". Также политически грамотно ведет себя дирижер, который как попугай повторяет: Не продолжайте, я уже понял. Премьера Багрового острова в Камерном театре состоялась 11декабря 1928г., спектакль сняли после 60 представлений.

В постановке Багрового острова Саратовского академического драматического театра им Карла Маркса(1989г.) Савва выезжал на сцену сидя за огромным канцелярским столом в дыме и грохоте, как Мефистофель. Багровый остров имеет много аллюзий и аллегорий, продолжая классическое литературное осмысление русской истории в исторических балладах и былинах А.К. Толстого, произведениях Н.В.Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова. Власть и народ - сюжет Багрового острова, а мораль в том, что Природа и культура правят миром, несмотря на произвол власти и паразитизм халтуры.

В январе 1936г. с постановления ЦК и СНК Об учебниках истории, написанного Ждановым и отредактированного Сталиным, начался погром и разоблачение вредительской школы Покровского, который непочтительно относился к прошлому России. Власть высекла его за глумление над крещением Руси, а также Д.Бедного и А.Таирова за водевиль Богатыри.

В архиве М.Булгакова сохранилась вырезка из газеты Правда с постановлением СНК и ЦК ВКПб от 4 марта 1936г. "Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории". Писатель начал было работать над учебником, но передумал.

советское информбюро, Москва, Тверская, СССР, переулки, театр, история России, история, литература

Previous post Next post
Up