Московская история у Никитских ворот. 1 часть.

Jul 13, 2016 19:34

Собираясь сейчас на очередную прогулку нашего киноклуба МГУ по Москве (каковые проходят каждую среду в 20:00, присоединяйтесь все желающие), сегодня по Никитскому бульвару, я нашел в рунете любопытный текст про эту местность.
Он оказался в единственном экземпляре, но на том сайте его читать неудобно. Поэтому я перепощу у себя сборник материалов про Никитские ворота, и их окрестности: Арбат, бульвары, некоего Вячеслава Львовича Зверева.
Итак, поехали!
"У церкви стояла карета… Царский поезд Марины Мнишек остановился у стен Белого города возле Никитских ворот, откуда в Кремль вела Царицина улица, названная потом Большой Никитской. Государеву невесту сопровождало целое войско вооруженной пехоты, барабанщиков и всадников в рыцарских доспехах с копьями и мечами. У въезда в Москву ей надлежало сменить дорожную карету, на присланную самозванцем большую парадную, запряженную дюжиной белых коней. Царская карета аглицкой работы блестела золоченой резьбой, внутри отливала малиновым бархатом, подушки украшала золотая парча, вышитая жемчугом. До Спасских ворот Кремля оставалось полторы версты, до свадьбы неделя.
По свидетельству Конрада Буссова, когда царский поезд проезжал Никитские ворота, поднялся такой ужасный вихрь, как при въезде самозванца, в чем многие свидетели увидели дурное предзнаменование. Через две недели, 17 мая 1606г. мятежные бояре и князья вломились в царские покои, где царствование Марины Юрьевны Мнишек закончилось под юбкой полумертвой от ужаса гофмейстерины, которая спасла Марину, ответив мятежникам, что царица отправилась к отцу, Сандомирскому воеводе.

В конце августа 1612 года князь Пожарский начал освобождение Москвы, расположив главные силы народного ополчения у стен Белого города от Никитских ворот до Арбатских и Чертольских, откуда ожидался основной удар гетманского войска.

Через семь лет, у Никитских ворот, царь Михаил, духовенство и москвичи торжественно встречали вернувшегося из польского плена патриарха Московского и всея Руси Филарета(в миру Федор Никитич Романов).
В память о встрече патриарх основал мужской Феодоровский Смоленский Богородицкий монастырь. Ранее здесь находилась деревянная церковь, посвященная святому Феодору Студиту, в день памяти которого 11 ноября 1480г. закончилось стояние на Угре и ордынское иго. Деревянная церковь Федора Студита стояла недолго и сгорела в московском пожаре 21июня 1547г., когда, по словам Карамзина, "огонь лился рекою".
Кирпичный на белокаменном цоколе соборный пятиглавый храм Святого Феодора Студита у Никитских ворот освятили в 1627г. Храм имеет двухпридельную трапезную и двухъярусную шатровую колокольню, где восьмерик звона поставлен на четверик, а восьмискатный шатер украшают восемь фронтонных слухов(резонансных проемов). Таких отдельно стоящих, рядом с храмом колоколен в Москве две, другая - напротив, возле Большого Вознесения. Внутри храм Феодора Студита украшали лучшие патриаршие мастера. Назарий Истомин писал образа и выполнил царские врата. В трапезной находились приделы Феодора Студита и Аверкия Иеропольского. Преподобный Феодор Студит Исповедник(759-826гг.) был византийским подвижником христианства, с 798г. служил настоятелем Студийского монастыря в Константинополе, возглавлял борьбу с иконоборчеством. Аверкий Иерапольский - раннехристианский святой, второй половины II века. Имел сан епископа Иераполиса во Фригии в правление Марка Аврелия(161-180 гг.). Согласно житию, Аверкий, подобно апостолу Павлу, много путешествовал, бывал в Риме, Сирии, Месопотамии, проповедовал, совершал чудеса. Православная церковь поминает Аверкия 22 октября (4 ноября). Прихожанами храма Федора Студита был А.В.Суворов и его семья, в ограде церкви похоронены родители полководца.

Стена Белого города имела 10 проездных шатровых башен с воротами, названными по имени улиц - Яузские, Покровские, Тверские, Никитские, Арбатские, и охраняла Москву около века. Стены и башни сложили из белого камня и кирпича, сверху устроили двурогие зубцы и бойницы все "бело набело выщекатурили", и по царскому указу именовали "Царев Белый Каменный город". Начинаясь от Москвы-реки Пречистенскими воротами, Белый город подковой охватывал Кремль и Китай-город, протягиваясь до Большого Устьинского моста.
При Екатерине II обветшавшую стену Белого города сломали, а на ее месте по обе стороны от Никитских устроили два самых знаменитых московских бульвара Тверской и Никитский, вдоль бульварных проездов возникли улицы, переулки, торговые и ремесленные слободы, которые застраивались сначала боярскими палатами, а потом дворянскими усадьбами, особняками и доходными домами.

Уникальный социокультурный феномен Арбата зародился в царствование Ивана Грозного, когда вблизи Кремля в Земляном городе появились государевы казенные слободы: Конюшенная, Поварская, Плотницкая и несколько Стрелецких. Тогда Арбатом называли местность от Кремля до Садовой, между Пречистенкой, Большой Никитской и Спиридоновкой. Позже, уже в ХIХ в. эта территория относилась к Пречистенской и Арбатской полицейским частям. Дом №7, одноименной с местностью Арбатской части сохранился у Никитских ворот, в Столовом переулке.
В ХVШв. Арбат заполонили дворянские усадьбы "фамильных людей" - Волконских, Толстых, Голицыных, Трубецких. На рубеже ХIХ-ХХвв. Арбат именовали аристократическим или "дворянско-интеллигентско-литературным", как писал Б.Зайцев. В доходных домах селились врачи, ученые, писатели, музыканты, артисты, духовенство, юристы, комерсанты. Для детей арбатских интеллигентов работали 7 частных гимназий.

Колоритные разговоры старомосковских торговцев опубликовал Евгений Иванов книге "Меткое московское слово": Купили и берегите на здоровье! Это не экземпляр, а конфетка леденистая. Переплет Пушкина помнит…Может и сам Пушкин ее читал. Ничего нигде не приписал? Посмотрите хорошенько!… Книга колдовства и магии. Фокусы, покусы и иная хреновина!... Домой с рынка сматываюсь! Навернул одной шляпе фигуру саксонскую с подклеенной ногой. Боюсь вертанется! Нога-то не от нее…Ищет диванчик пижоне малый. Знаем для чего. Черт старый…

Вы, сударь, не изволите знать, а в спор идете…Часы-с Ардлея Нортона, а вы говорите Христофора Колумба. Вы из трактира Уварова вышли? Бывает, бывает. Хорошо угостились, и на здоровье вам! Нортон Ардлей, извольте видеть, по открытию часовой механики, а Христофор Колумб - по яйцу. Колумб яйцо такое изобрел, что на столе стоит, и Америку открыл, а Нортон часы совершенствовал. По яйцу который час не определишь, а по часам - пожалуйста, какой угодно. Ошиблись?.. Купили бы для подарка супруге в столовую. Повесите, и очень даже хорошо и красиво…С кукушкой вам? Извините, с кукушкой пока не имею. Меня с собой возьмите - я куковать, если хорошо угостите, стану.

Иногда, в домах, особенно пустых, селилась нечисть, слышался шум, ночами являлись привидения. Самый знаменитый дом привидений стоял на Арбате у церкви Николы Явленного, где собирались на ночлег местные бродяги, да ханыги. В начале войны дом разрушила фашистская авиабомба. Случалось, черти заводились в жилых домах, как рассказывал знающий человек Евгению Иванову: У них в доме, слух прошел, черти завелись. Заслонки печные по ночам хлопают, в трубе гудение, и тени какие-то блуждают в белых простынях. На Арбате это. Они и давай все продавать, с двора долой сбираться. Леонтевский один, антиквар, три полных воза товара от них к себе, от чертей, свез. И все нипочем. Тут тебе: и фарфор, и канделябры, и кружева, и мебель…Вот что черти творят окаянные! Антиквар и разбогател с того раза. Сапоги даже с Петра Великого со шпорами купил и грамоты жалованные…Повезло от чертей Леонтевскому переулку…
Тогда в Леонтевском переулке обосновались торговцы книгами и антиквариатом. Антиквар Петров ловко подделывал автографы, письма и документы, используя гусиные перья, орешковые чернила, старую бумагу и пергамент. В двухэтажном доме №11 антиквара Ерыкалова за окнами нижнего этажа виднелись мраморные вазы, бюсты, екатерининские подсвечники, шлем французского рыцаря и заспанный блаженствующий кот. Знающий антикварий А.М.Старицын тоже имел торговлю в Леонтевском пререулке. Знаток технической литературы, приветливый хозяин М.А.Соколов торговал на Большой Никитской. В доме Боргеста у Никитских работал трактир, где утром и вечером в зале с птичьими клетками собирались любители соловьиного пения.

Модные московские парикмахеры-брадобреи, или щелкачи, лихо щелкавшие ножницами, любили сообщать о себе с иноземным колоритом: Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона, стрижка, брижка и завивка. Владели модными салонами куафре известные на Москве мастера - Миронов на Страстной, Поль /Павел Петрович Кожин-Дмитриев/ и Андреев на Петровке, Базиль /Василий Иванович Яковлев/ в Газетном, Глазов на Пречистенке, Ляпунцов на Большой Никитской.

Хороший парикмахер славился мастерством, приятным обхождением и занимательным разговором с клиентом: С особым шиком Ляпунцов стриг усы. Мужчинам парикмахеры делали модный коровий язык - прическу с пробором и зачесами на висках, укреплявшуюся секретной жидкостью из кваса и вишневого клея. Чтобы направить усы, их брали на папильот и мазали фиксатуаром бель-де-меф из копытного, столярного клея. Всерьез считалось, что божий дар - лысину - стоит подержать под распаренным березовым веником, и тогда на ней вырастут кудри.

Дамам делались прически с локонами крокиньоль, восьмерки, банты, греческие, ампир. Теодор на Тверской завел моду на сложную прическу андулясьон, поэтому особенно важные, состоятельные клиентки приглашали мастеров на дом. В салоне дам причесывали за один-два рубля, андулясьон на дому стоил 3-5 руб. Многие модные куаферы расческой и ножницами добывали целые состояния. Одним из таких удачливых умельцев стал Глазов, который настриг себе целый десяток доходных домов на Пречистенке, где его имя унаследовал Глазовский переулок.

Мастерская знаменитых портных, московских французов Оттенов работала полвека на углу Тверской и Леонтевского переулка. Младший Оттен, Леопольд Карлович окончил Университет и стажировался портновскому делу в Париже, говорил на трех языках, но особую популярность у мастеровых и публики приобрел за употребление отборного лексикона матовых слов и выражений.

На углу Тверского бульвара и Малой Бронной находилась Романовка - доходный дом с трактиром, принадлежавший на рубеже ХIХ-ХХвв. М.С.Романову, когда здание приобрело современный вид по проекту И.И.Поздеева, который объединил несколько соседних построек в узорчато-кирпичном стиле русского зодчества, включая дом по проекту Матвея Казакова, восстановленный после 1812года. В Романовке сдавались дешевые меблированные комнаты, где селились студенты Университета, Консерватории, Училища живописи, ваяния и зодчества. Снимал здесь квартиру композитор В.С.Калинников, у которого в гостях бывали Н.А. Римский-Корсаков, К.А. Коровин, М.А.Врубель, Ф.И. Шаляпин. В 1894г. хозяин устроил в Романовке концертный зал, который и сейчас служит сценой театра на Малой Бронной. В романовском зале проходили первые репетиции Художественного общедоступного тетра К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
В торце Тверского бульвара у Никитских стоял трехэтажный с четырехколонным портиком дом князя Г.Г. Гагарина с популярной у студентов пивной Седан, в Леонтевском переулке работала пивная шаболовского завода Корнеев, Горшанов и Ко.

В торцах Никитского бульвара по указу1797г. Павла I построили две каменные двухэтажные гостиницы (арх.В.П.Стасов), потом надстроенные третьим этажом. Угол Большой Никитской и Никитского бульвара занял трехэтажный дом Соколова с рекламной надписью Папиросы "Дядя Костя" Собственный магазин товарищества "Кузнецкий мост". Из старой застройки сохранился только трехэтажный дом 23/14 на углу Большой Никитской, Никитского бульвара и Калашного переулка. Одно время в доме находился Кустарный музей, который потом переехал в специальное музейное здание в Леонтьевском переулке, где находится и ныне.
В 1913г. дом 23/14 реконструировали, и в нем открылся второй в Москве синематограф Унион (первый - Художественный у Арбатских ворот), где показывали немое кино под музыку фортепьянной игры тапера. Некоторое время сопровождала игрой на рояле немые фильмы в кинозале Униона будущая звезда советского кино Любовь Орлова. Шли знаменитые немые фильмы - Пиковая дам, Отец Сергий со звездами экрана - И.Мозжухиным, П.Чардыниным, Н.Кованько, Н.Лисенко, А.Гончаровой, А.Пожарской, О.Преображенской. Самой популярной актрисой немого кино России была несравненная лунная красавица Вера Холодная, с серыми, лучистыми глазами и ангельским, одухотворенным лицом. Фильм с Верой Холодной Позабудь про камин, в нём погасли огни… вышел в начале ноября 1917г., вслед за ним появилась Молчи грусть молчи. Эти фильмы дали рекордные сборы за все время русского дореволюционного кино.

…Семья филолога, выпускника Московского университета, преподавателя полтавской гимназии Василия Левченко переехала в Москву, когда дочери Вере было два года. Поселились в Кисловском переулке, поблизости от гимназии З.Д. Перепелкиной - М.Г.Брюхоненко, помещавшейся в доме Коншиных №4. Девяти лет Вера начала там учиться, но через год успешно сдала экзамен в балетное училище Большого театра, где занималась всего год, когда умер от холеры отец и по настоянию бабушки пришлось вернуться в гимназию, которая переехала в собственный дом №10 в Столовом переулке (теперь школа №110). Гимназию З.Д.Брюхоненко также закончили Марина и Анастасия Цветаевы, Наталья Сац, Елена Дьяконова - Гала Сальваторе Дали. На выпускном вечере Вера познакомилась с юристом Владимиром Григорьевичем Холодным, за которого вышла замуж и у них родились дочь Евгения, вторую девочку, Нонну супруги удочерили. Отец семейства увлекался автомобильными гонками, участвовал в издании первой и тогда единственной в России газеты "Авто", в Первую мировую, в 1915 году был тяжело ранен под Варшавой и награждён за храбрость золотым оружием.

Вера нянчила детей, занималась домашним хозяйством в доме на Тверской-Ямской с мужем, детьми, матерью, сестрами. Она была изумительно красива, изящна, обаятельна, интеллигентно благородна, и мечтала о кино. Ее кинодебют состоялся в 1914году, в небольшой роли в фильме Анна Каренина, но вскоре кинорежиссер Евгений Бауэр предложил ей главную роль в фильме Песнь торжествующей любви, с которого началась ее фантастическая артистическая слава. Появились - Лунная красавица, Дети века, Пламя неба, Пробуждение, Дети Ванюшина, всего Вера Холодная снялась в 50 фильмах, из которых сохранилось только восемь.

А.Вертинский жил в доходном доме Бахрушина, №2 в Козихинском переулке и начинал выступать с концертами, несколько своих песен посвятил Вере Холодной, на нотах Маленького креольчика написал: Королеве экрана. Вера Холодная действительно стала королевой экрана и любимицей публики, народной актрисой. Весной 1918г. с киноэкспедицией Харитонова Вера Холодная отправилась в Одессу, где снялась в четырех фильмах Последнее танго, Женщина, которая изобрела любовь, Азра, Княжна Тараканова, через год она умерла от эпидемии гриппа-испанки, спустя несколько месяцев был арестован и расстрелян ее муж…
Их дочь Евгения рассказывала: «В нашей московской квартире чекисты штыками распороли подушки, вскрыли стены; затем всю обстановку и мебель увезли. Прабабушку и сестру не тронули. Они и носили передачи отцу в тюрьму, пока им не сказали, что больше в этом нет необходимости - моего отца расстреляли в конце 1919 года.. Родной брат Владимира, Николай Холодный был ученым ботаником, академиком наук Украины, переписывался с В.И.Вернадским.
Вскоре после открытия Униона, в окрестностях Никитских ворот возникло несколько киностудий. В доме №24 по Леонтьевскому переулку появилась контора киноателье Русь костромского купца Михаила Трофимова. На базе этого ателье в советское время возникла киностудия Межрабпом- Русь, которая выпустила много известных фильмов 1925-30-х годов: Аэлита, Папиросница от Моссельпрома,Закройщик из Торжка, Мисс Менд, Девушка с коробкой, Конец Санкт-Петербурга, Москва в октябре, Поцелуй Мэри Пикфорд, Человек из ресторана. Поблизости от Никитских в это время работали и другие киностудии: Кинофабрика Арго на Патриарших, кинофирма Скиф на Малой Бронной, кинотоварищество Орел в Козицком переулке.

В конце октября 1917года здесь несколько дней шли жестокие бои с применением артиллерии между революционными воисками и добровольческими отрядами "белой гвардии" - студентами, юнкерами и офицерами Александровского военного училища, которые сражались в защиту Временного правительства по призыву "Комитета спасения Родины и революции". В центре событий оказался дом Гагарина на Тверском бульваре, который многократно переходил из рук в руки. На первом этаже находилась аптека, в подвале хранились лекарства. Дом оказался под обстрелом артиллерии обеих воюющих сторон, от артиллерийского снаряда возник пожар, сопровождаемый шипением и взрывами в подвале. Большой дом №6 на Тверском бульваре, принадлежавший Ярославской мануфактуре, где находилось книжное издательство братьев Михаила и Сергея Сабашниковых, тоже загорелся от артиллерийского обстрела. Книжное издательство братьев Сабашниковых работало в 1891-1930-х гг., выпускало учебную и просветительскую литературу по гуманитарным и естественным наукам. Там вышла книга Богатства России, подготовленная Комиссией по изучению производительных сил страны, созданной по инициативе В.И.Вернадского. В 1917г. вышел прекрасный путеводитель По Москве. После пожара дом №6 на Тверском восстановили, он стоит и сейчас, издательство Сабашниковых переехало в дом №8 на Никитском бульваре.

В Книге о жизни Константин Паустовский, рассказал об октябрьских событиях. В Москве я поселился в двухэтажном доме у Никитских ворот. Дом этот выходил на три улицы: Тверской бульвар, Большую Никитскую и Леонтьевский переулок. …Однажды, в седую от морозного дыма осеннюю ночь, я проснулся в своей комнате на втором этаже от странного ощущения, будто кто-то мгновенно выдавил из нее весь воздух. От этого ощущения я на несколько секунд оглох. Я вскочил. Пол был засыпан осколками оконных стекол. Они блестели в свете высокого и туманного месяца, влачившегося над уснувшей Москвой. Глубокая тишина стояла вокруг. Потом раздался короткий гром. Нарастающий резкий вой пронесся на уровне выбитых окон, и тотчас с длинным грохотом обрушился угол дома у Никитских ворот. В комнате у хозяина квартиры заплакали дети. В первую минуту нельзя было, конечно, догадаться, что это бьет прямой наводкой по Никитским воротам орудие, поставленное у памятника Пушкину. Выяснилось это позже. После второго выстрела снова вернулась тишина. Месяц все так же внимательно смотрел с туманных ночных небес на разбитые стекла на полу. Через несколько минут у Никитских ворот длинно забил пулемет. Так начался в Москве октябрьский бой, или, как тогда говорили, "октябрьский переворот". Он длился несколько дней. …К вечеру второго дня загорелся дом "на стрелке", где была аптека. Он горел разноцветным пламенем - то желтым, то зеленым и синим, очевидно, от медикаментов. Глухие взрывы ухали в его подвалах. От этих взрывов дом быстро обрушился. Пламя упало, но едкий разноцветный дым клубился над пожарищем еще несколько дней.

…В ночь на шестой день нашей "никитской осады" мы все, небритые и охрипшие от холода, сидели, как всегда, на ступеньках дворницкой и гадали, когда же окончится затяжной бой… Серый свет начал просачиваться с востока, зябкий свет раннего утра. Было необыкновенно тихо в Москве, так тихо, что мы слышали, как шумит на бульварах пламя газовых факелов…Мы осторожно вышли на Тверской бульвар. В серой изморози и дыму стояли липы с перебитыми ветками. Вдоль бульвара до самого памятника Пушкину пылали траурные факелы разбитых газовых фонарей. Во всю ширину бульвара шли к Никитским воротам измученные молчаливые красногвардейцы. У кино "Унион" к фонарному столбу был привязан на древке белый флаг.
Отпевали погибших юнкеров в церкви Большого Вознесения. Вереницы катафалков с балдахинами сопровождало духовенство в белых одеждах, крестный ход шел к храму "бесконечной вереницей в страшную стужу и снежный вихрь, бесновавшийся над городом", как вспоминал Дон-Аминадо. Гибель недавних гимназистов, необстрелянных мальчиков, защищавших государственную власть от фронтовых частей и кронштадских матросов, поразила Александра Вертинского, который создал свою знаменитую, пронзительную песню-реквием:

То, что я должен сказать:
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрогнувшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!...

На месте сгоревшего гагаринского дома устроили вход на Тверской бульвар, где потом поставили памятник биологу К.А.Тимирязеву, изображенному в мантии почетного доктора Кембриджского университета. Последние десятилетия ученый жил неподалеку от Никитских, в Шереметевом(ныне Романовом) переулке, где находится его мемориальный музей-квартира. Сын биолога - физик А.К.Тимирязев, член РКП(б), профессор Коммунистического университета занимался философией естествознания с позиций диалектического материализма, отрицал теорию относительности и квантовую механику.

Бродивший по Европе призрак коммунизма материализовался в России, где большевики создали систему развитого терроризма, секретности, лжи, произвола, стукачества, дефицита всего и везде, с жизнью по талонами и продовольственным карточкам, в общежитиях, коммуналках, бараках, товарных вагонах, ссылках и лагерях. Для укрепления, сохранения и тотального проявления центральной власти, большевики оформили национально-государственные территориальные образования, а также сословие врагов народа для красного террора или гражданской войны против классово чуждых элементов. Деспотизм самодержавия сменился царством партийной бюрократии, страха и социально-политической демагогии, где знаком качества служили не профессионализм и нравственность, а партбилет, который давал власть некомпетентности и безграмотности. Любая кухарка может управлять государством, незаменимых людей у нас нет, - такая кадровая политика культивировала дешевое холопство, а не дорогой профессионализм. Продуктами советской идеологии стали советизмы - угодные власти имена людей, улиц, городов, заводов, больниц. Долгоруковская улица в Москве, названная в честь князя В.А. Долгорукова, генерал-губернатора города, получила имя Каляева, революционера-террориста и убийцы великого князя С.А. Романова. Яузскую больницу удостоили имени Медсантруда. Во всех городах появились улицы Клары Цеткин, Розы Люксембург, Карла Либкнехта. Вершиной этой деятельности стало превращение села Брянцевки на реке Бахмут в город Карло-либкнехтовск. Родилась череда искусственных имен, таких как Сталина, Стабер, Эмлен, Вилен, Юната, Чельдина(Челюскин, льдина), Оюшминальд(Отто Юльевич Шмидт на льдине), Сакван(Сакко и Ванцетти). Фабрика "Эйнем" стала Красным Октябрем, Венское пиво - Жигулевским, Пльзеньское - Рижским. Аббревиатуры не характерны для русской речи, но очень нравилась новой власти: совмин, ликбез, зампред, заворг, наркомвнудел, лечсанупр, начоперод, главпур, ревтрибунал, ГПУ, ЧК, НЭП, Дмитлаг, СЛОН.

На фоне всеобщей борьбы с неграмотностью, партийные деятели с тремя классами образования учили пролетарскому разуму докторов наук, которых постоянно отправляли на битву за урожай картошки, свеклы или капусты. Они строили светлое будущее всего человечества, не стесняясь гордиться своим невежеством: Мы университетов не кончали! Искажение информации, примитивные речевые установки, развивали домыслы, страхи и шпиономанию, разрушали духовность народа в стране развитого тоталитаризма. Патологическая секретность (враг подслушивает), лексические несоответствия, идеологические ярлыки и штампы постоянно культивировались в советское время: особые отделы, спецраспределители, проклятое прошлое, пережитки капитализма, враги народа, покорение природы, текущий момент, загнивание капитализма и буржуазной культуры, политическая близорукость, гнилой либерализм, гнилой интеллигент, социалистический реализм, проблема смычки города и деревни, умственного и физического труда, меньшевиствующий идеализм, классово-чуждые элементы, перегибы на местах, бдительность - наше оружие… Хроническими упражнениями партократии были погромные разоблачения идеологических диверсантов и вредителей.
Самое старое здание Тверского бульвара - церковь Иоанна Богослова на Бронной построена в 1665г. Древнюю икону святого евангелиста Иоанна Богослова подарил храму царь Михаил Федорович. В советское время церковь лишилась куполов, алтарную апсиду разрушили, окна заложили кирпичной кладкой, церковное имущество разграбили.

По завету Ильича, весной 1918г. начался открытый террор, деяния которого против церкви не могут не поражать своей дьявольской лютостью и безнравственностью (А.Яковлев). Разграбление и уничтожение церковного имущества, называвшееся изъятием церковных ценностей для голодающих Поволжья, проводилось по распоряжению вождя революции от 19 марта 1922года: …Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр)….Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть, и несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать это нам не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечил нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечивало бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием церковных ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне. Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий…
Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать. Пред. Совнаркома В.Ульянов(В.Ленин).
В 1918-1930гг. было расстреляно либо погибло в заключении 42000 священников. 1937-41гг. советской властью было арестовано 1,8 миллиона служителей православного духовенства. Русская интеллигенция духовного звания оказалась полностью уничтоженной. Согласно дневниковым записям В.И.Вернадского, академик, лауреат Нобелевской премии И.П.Павлов считал Ленина патологическим типом больного преступника.

Зимой 1929г. в дипломатическом представительстве Закавказской федерации, в Малом Ржевском переулке, революционер и дипломат Ф.Ф.Раскольников(1892-1939) познакомился с комсомолкой, студенткой Института народного хозяйства им. Плеханова Музой Ржечицкой(1910-1989). Весной следующего года оформили брак и уехали за границу. Зимой 1931г. они вернулись из Эстонии в Москву. Супругов поразили результаты строительства социализма в виде пустых полок продуктовых магазинов, где стояли только бочки с квашеной капустой, а хлеб продавался по карточкам. Потом М.В. Раскольникова в книге воспоминаний описала свои впечатления: Однажды... у Никитских ворот я увидела появившегося как из-под земли крестьянина с женщиной, держащей на руках младенца. Двое постарше цеплялись за юбку матери. Было в этих людях поразившее меня выражение последнего отчаяния. Крестьянин снял шапку и задыхающимся, умоляющим голосом произнес: "Христа ради, дайте что-нибудь, только побыстрее, а то увидят и нас заберут... Потрясенная жена знаменитого революционера спросила: Чего вы боитесь, кто вас заберет? - и высыпала все содержимое кошелька. Уходя, крестьянин сказал: Вы тут ничего не знаете. Деревня помирает от голода.
Советская власть ненавидела и боялась крестьян, как тружеников Природы в своем Отечестве, создателей народной культуры, истории, традиций, как естественно-историческую народную силу. Нравственной опорой крестьянству служила земля-матушка-кормилица. Путем коллективизации, индустриализации, спецпереселений, ссылок, организованного голода и ГУЛАГА к началу второй мировой войны Россия потеряла не менее 20 миллионов мирного населения, в основном русского крестьянства. За годы социалистического строительства треть российского чернозема уничтожена полностью, в частности благодаря карьерным разработкам железных руд Курской магнитной аномалии. В Нечерноземье, историческом центре страны, уничтожение русских сел и деревень достигло скорости 3 тысячи в год.

Состоялся Великий перелом уничтожения русского крестьянства и вековой национальной культуры деревенского хозяйства. Царская аграрная Россия кормила себя и прикармливала Европу, благодаря мудрой политике партии государству пришлось покупать хлеб за золото, а населению в очередях по талонам, карточкам и спискам.

В 1930-31гг. из больших городов отправили на спецпоселения, без суда и следствия свыше 1,8 млн. деклассированных элементов и нарушителей паспортного режима, среди которых были профессора, инженеры, беглые крестьяне и местные рабочие. Охота на людей в течение 30 лет оставалась главной заботой советской власти.

В 1938г., когда Ф.Раскольников следовал из Болгарии в Москву, власть объявила революционера, большевика и дипломата невозвращенцем и врагом народа. Ф.Раскольников ответил статьей Как меня сделали врагом народа и Открытым письмом Сталину, где обвинил вождя в терроризме и голодоморе: Вы сделали всё, чтобы дискредитировать советскую демократию, как дискредитировали социализм. Вместо того, чтобы пойти по линии намеченного конституцией поворота, вы подавляете растущее недовольство насилием и террором. Постепенно заменив диктатуру пролетариата режимом вашей личной диктатуры, вы открыли новый этап, который в истории нашей революции войдёт под именем "эпохи террора". Никто в Советском Союзе не чувствует себя в безопасности. Никто, ложась спать, не знает, удастся ли ему избежать ночного ареста, никому нет пощады. Правый и виноватый, герой Октября и враг революции, старый большевик и беспартийный, колхозный крестьянин и полпред, народный комиссар и рабочий, интеллигент и Маршал Советского Союза - все в равной мере подвержены ударам вашего бича, все кружатся в дьявольской кровавой карусели. Как во время извержения вулкана огромные глыбы с треском и грохотом рушатся в жерло кратера, так целые пласты советского общества срываются и падают в пропасть.
Содержание открытого письма стало известно советским читателям по публикации 1987г. в журнале "Огонек". Ф. Раскольников был одним из немногих старых большевиков, публично выступившим против Сталина.

Ф.Раскольников активно участвовал в Октябрьском перевороте в Петрограде и Москве, был членом Реввоенсовета Восточного фронта, командовал Волжско-Каспийской, а потом Балтийской военной флотилией. Позже, в 1924-30гг. осуществлял партийную цензуру в должности главного редактора журналов "Молодая гвардия", "Красная новь", издательства "Московский рабочий", председателя Главреперткома, начальника Главискусства и в составе коллегии Наркомпроса. В его бытность на культурном фронте были сняты с репертуара или запрещены к постановке пьесы М.А.Булгакова "Зойкина квартира", "Белая гвардия", "Багровый остров", "Кабала святош". Сам Ф.Раскольников сделал инсценировку романа Л.Н.Толстого "Воскресение" и написал пьесу "Робепьер", которую читал на одном из никитинских субботников у филолога Е.Ф. Никитиной в Газетном переулке. На обсуждении драматургического опыта Ф. Раскольникова выступил М.А. Булгаков, который, в отличие от И.Н.Берсенева и А.Я.Таирова, подверг суровой критике слабую драматургию и примитивизм сценического действия пьесы. Мнение М.А.Булгакова практически совпало с оценкой А.М.Горького, читавшего пьесу в журнале "Красная новь" в феврале 1931г.
Примечательно, что дом №6 по Малому Ржевскому, где познакомились Федор и Муза Раскольниковы, ныне считается одним из прообразов дома героини романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", причем супруги Михаил и Елена Булгаковы познакомились в доме№ 11 по Большому Ржевскому, расположенному почти напротив дома Маргариты.
15.04.15. http://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/moskva/35528-moskovskaya_istoriya_u_nikitskih_vorot_zapiski_mestnogo_zhitelya

революция, Тверская, ГУЛаг, фильмы, СССР, воспоминания, учёный, русский язык, кинотеатры, 1917, кино, бульвары, Арбат, Москва, цитата, переулки, Ленин, гражданская война, история России, репрессии, Никитский бульвар, история, наука

Previous post Next post
Up