(no subject)

Nov 03, 2015 12:04

Собственно, во избежание огульной критики без предложений. А если б мне зачем-то потребовалось заняться организацией неоархаической религии, как бы я это сделал?

Ну, in primo, я бы вообще не стал организовывать это как "религию". Жрецы, иерархии, посвящения - все это стоит очень далеко и надолго отставить. Равно как и фиксированные ритуалы. Это должна быть, по моему ощущению, не религия собственно, а чистая мистика, мистика сама по себе, лишенная культа и догмата. В сущности, если воспринимать мир именно так - то иерархию даже не придется специально "отменять". Потому что в чисто мистическом сознании все работает очень просто: ты либо мист и вкуриваешь, либо не мист и не вкуриваешь, либо ты где-то на пути оттуда сюда, и вот щас как вкуришь, дайте только срок!

Но погодите - скажут тут мне - но ведь мистический опыт индивидуален. Дык. В том-то и дело. Индивидуален, как я не знаю что. А как в таком случае вообще возможно построить большую единую систему на такой базе? А никак. И в этом-то и секрет, как мне кажется - и сложность одновременно.

Собственно, это причина, по которой я все время и здесь тоже говорю слово "палеолит". Мистическое чувство - такой же феномен нашего мозга, как и все другие чувства, и что это значит? Что оно точно так же и таким же образом сформировалось за сотни тысяч лет ранней человеческой истории, а не за десять тысяч лет новейшей (ибо с точки зрения эволюции все, что началось после завершения последнего ледникового - это вот вчера буквально). И таким образом объяснить внутреннему мисту, который homo erectus в лучшем случае, что он должен иметь общий опыт с сотнями других таких же - совершенно нереально. Ненене, мы вот люди Оленя, нас могучее племя в пятнадцать рыл, и нам Олень говорит примерно одно и то же, а вот люди Ежа - это, ребята, совсем другая мистическая картина, потому как, ну вы понимаете, коллеги, Еж и Олень - это же разница не просто мировоззренческая и керигматическая, а в чем-то даже экзистенциальная. Хотя по сравнению с Большим Особым Кактусом... но не будем об этом, тут уже работа для специалистов-антропологов, а наш последний специалист-антрополог год назад откочевал ниже по реке, и с тех пор о нем, сукином сыне, ни слуху, ни духу, ни публикаций.

Бррр... отвлеклись. Суть в том, что здесь, как мне кажется, происходит действительно примерно та же картинка, что на наших несчастных ролевых играх. Достаточно сильный мастер может поддерживать напряжение в паре десятков игроков - особенно если у пары-тройки, а то и больше, из них тоже найдется "мастерский дар" и они начнут закручивать континуум игры вокруг себя. Охватить сотню могут минимум пять, желательно десять; тысячу - уже никак, это должна быть чудовищная МГ в пятьдесят человек; вот и распадаются тысячники на много мелких независимых игр. Но и с сотней игроков будут проблемы; почему? Потому что мастера и "узловые игроки" на такой игре должны действовать оптимально слаженно, а для этого картина игрового мира должна у них совпадать до тридцать третьей цифры в числе Пи, что, сами понимаете, чистая фантастика.

Скажу более того. Ведь пресловутые "большие религии" тоже не справляются с этой проблемой! Собственно это и есть, как мне кажется, причина возникновения большой сложной ритуалистики. Месса есть по сути сложное театральное действо, цель которого - хотя бы худо-бедно синхронизировать ощущения участников процесса, как бы "заставить" их переживать хотя бы примерно одно и то же. Но это все равно работает только с людьми, у которых нет сильного индивидуального мистического чувства; когда в Церкви появляется очередной Франциск Ассизский, он со страшной силой взрывает картинку вокруг себя. Это тоже опыт, который стоит учитывать - вот тут "новые религии" как раз должны быть благодарны "старым", которые уже сделали все ошибки за них.

theoanalysis, tengri

Previous post Next post
Up