Oct 29, 2024 16:10
Маршмэллоуз
Наконец я дома, и что же? Зрелище, представшее моим глазам, в первый момент поражает меня. Что я вижу? Мой муж и брат, конечно. И как всегда ссорятся. Из-за двери мне слышны их повышенные голоса, они звучат почти истерически. Я прислушиваюсь. В чем дело, очевидно совсем не сразу.
- Потому что я не ты, - говорит Том.
- Еще бы, отвечает Джэк. - Только чем тут гордиться?
За этим следует долгая пауза, в течение которой я стараюсь понять, в чем дело. Оба, кажется, злы и возбуждены до последней степени. Стараясь сдержать дыхание, я прикладываю ухо к двери.
- За деньги ты сделаешь все, что угодно, - говорит Том. - И не потому, что это тебе действительно нужно, хотя это тоже верно. А просто потому, что так ты себя чувствуешь лучше других. Но ты не лучше, ты хуже.
- Лучше делать что-то, чем ничего, - говорит Джэк.
- Это все? Слабоватое обоснование, в смысле жизненной позиции, - усмехается Том.
Постепенно контуры того, что происходит, прорисовываются четче. Дело в том, что Том недавно ушел с работы. И даже не недавно, а уже пару лет назад. И, может быть, не он ушел, а его ушли, если это такая уж большая разница. В любом случае, больше он этим не занимается. И как ни странно, похоже, абсолютно доволен ситуацией, во всяком случае, не ищет нового места. Вообще, Том для меня загадка. Что-то вроде сложной компьютерной игры, в которой только кое-что понятно, и то не до конца. Почему он не ищет нового места? Устал? Лечит какую-то душевную травму? Но ведь, по идее, душевной травме не повредит нахождение нового места? Может, дело в том, что место преподавателя живописи не так-то легко найти? Если не сказать невозможно. И вот он не хочет портить свой собственный имидж. Если кто-то спросит, где он раньше работал - есть хороший, достойный Тома ответ. Там, в университете Х, где это было в последний раз.
И еще что-то. Может, он не хочет быть как Джэк? Если Джэку так уж важна работа, а это, очевидно, так, Том не хочет считать ее важной. Фиг с ней, в жизни есть вещи поинтересней. Мой муж Джэк говорил мне, и не раз, что если б он не уехал когда-то в Австралию, то спился бы, наверно. Чушь. На плаву если что его и держит, так это работа, а ее и там достаточно. Но если так - Том не хочет работать, и не пьет. Совсем. Грустно, конечно. Чтобы знать, как что-то кончилось бы для тебя, например, жизнь в другой стране, отказ от эмиграции или эмиграция в другую страну - надо это попробовать. Увы, это уже невозможно. Что еще можно сделать? Посмотреть, как кто-то попробовал, и примерить это на себя? Работа не волк, в лес не убежит. Замечательно, что эта знаменитая русская пословица непереводима. Что у них вместо нее? Work and life balance. Баланс работы и жизни. И тоже, между прочим, плохо переводимый.
Я все еще стою, приложив ухо к двери и время от времени заглядываю в замочную скважину. Они все говорят и говорят, на повышенных тонах, и не похоже, что становятся дружелюбнее.
- Единственная причина, по которой ты все это делаешь, - говорит мой деверь Том Джэку, - это не иметь нужды в деньгах. Не потратить их на что-то определенное, а так просто, чтоб были. В отличие, например, от тех, кто остался там.
- Почему ты так думаешь? - Джэк, как всегда, краток.
- Да вижу я. Том некоторое время колеблется, продолжать ли, и добавляет: - просто тебе хочется иметь достаточно денег, чтобы ими можно было сорить. Ты считаешь, что это достаточно веская причина, чтобы ездить ежедневно на работу? Воздух, между прочим, от этого не становится чище.
Какое-то время Джэк молчит, может быть, думает? Оскорблен?
- Не ежедневно, - наконец выдавливает он .
- Даже не ежедневно, а, скажем, через день - слишком часто, - замечает Том.
Надо на что-то решаться. Не стоять же мне здесь за дверью целый день. Жаль , не похоже, чтобы эта перепалка близилась к концу. Я делаю вдох и широко распахиваю дверь. Том прощается и выходит, ему надо в магазин, сделать закупки для семьи на неделю. Джэк тоже должен ехать, пора на работу, обьясняет он.
11.
Я остаюсь в комнате одна. Оглядываюсь по сторонам и усаживаюсь на стул. На столе что-то осталось. Я поднимаюсь разглядеть это получше. Кредитная карточка. Видимо, Тома, он ведь только что был тут. И, во всяком случае, не Джэка и не моя. На ней имя Тома.
Мне кажется, я видела, как Том вынул ее из кармана и положил на стол. Мне кажется, я смутно припоминаю, как он пользовался ею в магазине. Мы же близкие друзья, вместе покупали еду для вечеринки, вот я и заметила.
Я, кажется, знаю, в чем состоит объяснение. Это одна из тех дополнительных карт, они их называют additional. У них есть основной владелец и дополнительный, а вся документация, номер счета и прочее на имя основного. Оба имеют к счету доступ, но если дополнительный потерял карту - собственно, доказать, что кто-то когда-то оформил ее для него и дал доступ к своему счету - почти невозможно. А может, и возможно, все зависит от того, какую инфу на этот счет они там хранят и сколь долго. Интересно, как получилось, что Том и М. завели себе такую штуку?
Немного пораздумав, я опускаю карточку себе в карман. Надо написать себе где-нибудь, чтоб не забыла вернуть, и поскорей.
Потом я следую своему обычному расписанию: обед и ужин, немножко уборки. Наконец, до меня доходит: а Том-то так и не вернулся! Уже два дня как его нет, кредитка, которую он оставил, так и лежит на столе (в конце концов, я решила, что лучше будет положить ее обратно на то же место). Интересно все-таки, он нарочно оставил ее там или в самом деле забыл? Зачем он ее вынул? Никто не знает, ни я,ни Джэк, ни даже его жена М.
Да, тут надо сказать, что все мы - Том и М., Джэк и я - живем рядом. Два наших дома стоят на соседних участках. При желании, можно переговариваться через забор.
- Боюсь, что Том исчез,- говорю я, когда мы в следующий раз встречаемся за ужином.
- - Может, все равно поужинаем, - предлагает Джэк. - И обсудим заодно, - добавляет он. - За свиной котлеткой лучше думается.
- Зачем, интересно, он мог это сделать? - начинаю я. - Я имею в виду, не уехал, а оставил кредитку на столе? -Что если он обиделся. - говорю я Джэку - и не хотел ею больше пользоваться?
- Что ты имеешь в виду?
Интересно, может Джэк просто забыл все то, что он наговорил Тому? Все эти жестокие и намеренно оскорбительные вещи? Пока я раздумываю, стоит ли напомнить ему об этом, он задает следующий вопрос.
- А что за карту он оставил? О которой ты так беспокоишься?
- Дополнительную, то есть additional, - отвечает М.
- Как это дополнительную? Это что?
- Ну, знаешь, когда еще у кого-то есть карта, привязанная к этому счету.
- А, знаю, - замечает Джэк. - Это вроде как совместный счет. Туда что-то начисляют, обычно чью-то зарплату, и одновременно два человека имеют доступ к ней. Например, зарплату мужа, к которой таким образом получает доступ его жена, хотя, на самом деле, они могут быть и друзьями или какими-то другими родственниками. Я пользовался такой много лет.
- Похоже, - говорит М., - но у него была дополнительная карта, это не совсем то же самое.
- А в чем разница?
- Разница в том, - объясняет М., что в случае совместного счета обе стороны представлены как равные, не оговорена разница между ними, хотя, возможно, и даже чаще всего, только кому-то одному из них платят туда деньги. А в случае дополнительных карт есть основной владелец счета, и дополнительный, который имеет физическую карту, кусочек пластика, на котором его имя. А все документы обычно бывают на имя основного владельца, на счету может быть только его имя, стейтмент приходит ему, и так далее. Не знаю, может, это не всегда так, но часто.
-Откуда ты знаешь? - спрашивает Джэк. Кажется, он удивлен.
- Знаю, и все. - Отвечает М. Видела. - Стейтмент приходит на мое имя, они его присылают каждый месяц.
- А-а. Это все непросто переварить. Почему интересно, из этих двух опций - совместный счет и дополнительные карты - они выбрали ту, в которой сразу указывается, кто есть кто? И кто из них, интересно, выбрал эти дополнительные карты?
- А что, если Том потеряет свою карту? - спрашиваю я у М. - Если счет на твое имя, и оно всюду, кроме этого кусочка пластика, то есть его карточки, - как можно доказать, что она вообще была? Может, в случае, если он ее потеряет, это выглядит, как будто он украл твою? И все время пользовался чужой?
- Не знаю, - отвечает М. задумчиво. - Может быть. С чего бы ему что-то терять? Но если вдруг, мы сходим туда вдвоем, и закажем новую.
- Все-таки, странно все это, - говорит Джэк. - Это вообще безопасно, эти дополнительные карты?
-А почему нет?
- Представь себе такую ситуацию. Два человека только что познакомились - я не имею в виду вас двоих, естественно, вы семья - и один из них сильно богаче, чем другой. Случается, разве нет? И тот, кто богаче, своему компаньону заказывает такую вот дополнительную кредитку. И просто для интереса еще представь, что они вместе путешествуют, куда-нибудь заграницу. Более бедный компаньон может пользоваться кредитной картой, но имя его более богатого друга всюду - на счету, документах, кроме самой пластиковой карточки - их две разных, с одним номером, у каждого на его собственное имя. Из чего следует, если вдруг что-то случится - что более бедный компаньон с этой дополнительной картой вообще был? Вынь у него из кошелька его пластиковую кредитку, пока он спит - и ничего не было.
-М-м, - это я. - Ты излагаешь это дело так, как будто это легкий способ прикончить своего партнера, когда он тебе надоел.
- Я ничего такого не имела в виду, - говорит М.
- Конено, нет, - отвечаю я. - Это я чисто теоретически. Пытаюсь представить себе, что вообще может случиться. Строго говоря, это зависит от того, какую инфу они там держат в банке на этот счет - где вообще записано, что к этому счету имело отношение два человека. Боюсь, что это бывает по-разному.
-А-а.
- А так, если не держат, можно вообще убить кого-то и сделать вид, что человека не было, - я продолжаю гнуть свое. - Что указывает на то, что он был, кроме кредитки - с ней неясно, - и мобильного телефона?
- Я ничего такого не имела в виду, - говорит М. опять, подумав.
- Естественно нет. Я и не предполагаю ничего подобного. В любом случае, - дело, видимо, в чем-то другом - он же оставил карточку на столе и уехал. Кстати, он какие-то деньги снял? А я так, - просто фантазирую на тему о том, что может быть.
- Ясно.
- Почему, как вы думаете, он мог оставить кредитку дома? - это Джэк. - Она ему что, не нужна?
- Кстати, - встреваю я, - а почему Том не работал? - мне всегда хотелось это знать.
- Не знаю, - отвечает М, - Наверно, хотел, чтоб голова и руки были свободны для творчества.
- В смысле для его стритарта? Он ведь, кажется, им со студенческих времен занимался?
- Да, давно.
- И что же? - продолжаю наседать я. - Что случилось? Почему раньше ему хватало свободы на все, и можно было работать, а теперь уже нельзя?
- Нет, я этого не понимаю, - замечает Джэк.
- То есть?
- Все хотят быть свободными и иметь достаточно времени для творчества, и тэдэ, и тэпэ. Это общее место. Однако ж большинство людей не делает никаких телодвижений, чтоб к этому идеалу приблизиться, и тем более, не бросает работы. Что-то должно было произойти, для того чтобы Том это сделал и уехал к тому же. Что именно?
- Не знаю, - повторяет М.
- А кто знает? - хочется спросить мне. - Если не ты? Ты же его жена? Однако я воздерживаюсь. Ситуация и так не из приятных, где Том, мы не знаем, а собрались мы здесь, в конце концов, для того, чтобы помочь нашим друзьям, Тому и его жене М.
- Он бы должен сказать тебе спасибо, - теперь Джэк обращается к М. - Он мог делать то, что хотел, то есть рисовать свои картинки, - потому что вы были вместе и ты работала. Что случилось? Ты же должна знать? Кто его знает лучше тебя?
М. вздыхает. Она должна, конечно. И до сих всегда чувствовала, что знает о Томе все. Неужели это уже неправда?
- Но вообще-то, - говорит Джэк, - для того чтоб человек начал заниматься такой бунтарской вещью, как стритарт, нужен, наверно, какой-то толчок. И тем более, для того, чтоб он бросил для нее все остальное? В какой момент он понял, что больше не может принять окружающей действительности? Вот я, скажем, про себя это знаю точно.
- Ну, и в какой? - мне интересно.
- В момент эмиграции из России в Австралию.
- В сам момент переезда?
- Да нет, позже конечно.
- Ты знаешь, когда?
Джэк задумывается.
- Навряд ли это относится к Тому, - замечаю я. - Он прожил много лет спокойно, и сам себя поддерживал, занимаясь преподаванием живописи в каком-то маленьком вузике. И что-то, видимо, треснуло сейчас...Или, может, недавно?
- У них там было сокращение, - объясняет М., помолчав несколько секунд. - Тома вместе с еще человеками пятидесятью уволили. Это было три года назад.
- Так может, он травмирован? - высказывает предположение Джэк. - Это был для него большой удар?
- Я думаю, да, - отвечает М. - Но скорее дело в том, что он устал.
- Еще бы устал, - это я. - У вас чересчур много детей. Всегда удивлялась, как вам это удается. Кто, например, отводит двух младших в школу по утрам?
- Том отводил, - отвечает М. - Потому что мне надо было уезжать раньше, чтобы успеть к девяти.
- Он что, каждый день это делал?
- Да, каждый день.
- Можно же было оставлять их в продленке местной, - предлагаю я. Как ее? After care?
- Гм-м, - говорит М. Похоже, она раздумывает, объяснять или нет такую очевидную вещь, как нежелание отправлять ребенка на продленку.
- Так что же? Он отвозил их в школу, а потом, не заезжая домой, ехал на работу?
- Нет, - говорит М. - Это было бы слишком далеко. Он оставлял машину дома и ехал в город на поезде. Это легче и даже быстрей, в случае плохого траффика.
- Ясно, - говорю я. - Еще бы, тут каждый устанет. И так изо дня в день . Может, он просто не хотел, чтобы дело выглядело так, будто ты со всем этим в состоянии справиться сама?
- Что ты имеешь в виду? Похоже, я нагрубила М. и она обиделась. Однако остановиться мне уже трудно.
- Ну как же? Кто- то должен в этой ситуации посвящать себя дому целиком, и это взял на себя Том.
- Какое это сейчас-то имеет значение? - перебивает Джэк. - Давайте лучше разберемся с его картой.
- Мы можем, если известен номер, позвонить в банк. Может, и даже наверняка, они знают что-то, проливающее свет на ситуацию. Например, сколько денег он снял в последний раз.
- А зачем? - спрашивает М.
- Как зачем? Если он снял большую сумму в тот день, когда он исчез, это нам кое-что говорит. Значит, скорее всего, он это планировал, и подготовился.
- Я могу позвонить, - говорит М. - Счет-то ведь на мое имя. Они должны ответить на все мои вопросы.
- Как насчет его красок? И прочих материалов для работы? - спрашиваю я.
- А что?
- Ну, он их взял?
- Надо посмотреть, - отвечает М. - Не знаю.
- Где он покупал все это? - встревает Джэк. - Никогда, кстати, не мог понять как они это делают. Краски могут быть дешевыми, конечно, но все эти подъемники должны быть запредельно дорогими? И если у человека нелады с властями, кто ему позволит пользоваться подъемником?
- А почему нелады? - спрашивает Джэк.
- Ну ты же знаешь, если картина на стене не заказана, не commissioned то есть, ее могут потребовать удалить. И случается, цепляются, и оштрафовать могут.
- Да, я знаю, - говорит М.- Все-таки, действительно, давайте попытаемся выяснить, сколько он снял денег. Это должно быть нетрудно.
- И зачем оставил здесь кредитку, - добавляет Джэк.
14.
На следующий день М. наконец собралась позвонить в банк. Для начала пришлось провести минут сорок, общаясь с автоответчиком. Почему-то он никак не хотел понимать, что нам надо.
-In a few words, tell me, what would you like to do today, - металлический голос повторил это раз десять, а ответа понимать не хотел.
- My husband Tom has disappeared, - M. повторила это несколько раз.Наверно, это было неправильно. Потом она говорила еще что-то про additional card, оставленную им на столе. И о том, что хотела бы знать, какую сумму денег он снял перед отъездом. Видимо, это было чересчур сложно, но она, очевидно, волновалась.
- Sorry, - повторил автоответчик. - I have difficulty understanding this. In a few words, tell me.
- А между прочим, - Джэк вдруг оживился и у него улучшилось настроение. - Даже если он снял деньги, они ведь все равно рано или поздно закончатся. Скорее рано, чем поздно. И что он тогда будет делать?
- Не знаю, - сказала М. - Почему ты думаешь, что скорее рано? Хотя, конечно, на этом счету никогда много не лежало.
-Тебе нужно не звонить им, - говорит Джэк, а просто проверить баланс. Пользуйся преимуществами того, что у вас общий счет.
- Я уже проверила, - говорит М. - Как ты догадался? Перед тем как исчезнуть, он снял тысячу долларов. Дело в том, что это превышает его дневной лимит. Поэтому стоит поговорить с ними, по идее, ему нужно было зайти в branch, чтобы это сделать, и его кто-то мог видеть.
- А-а, - до меня, наконец, доходит. - Ясно. Только навряд ли кто-то будет отвечать на такие вопросы, тем более, по телефону.
- Попробуем.
Сделав еще пару попыток, М. наконец прорвалась через автоответчик. Джэк подсказал ей, что надо не рассказывать истории из своей жизни, а воспользоваться одним из предлагаемых в меню примеров и повторить его.
- Credit card statement query - наконец выговорила М. Это была одна из тех вещей, про которые можно было спросить, - так говорил автоответчик.
- I have difficulty, - упрямо повторил автоответчик.
- Ты неправильно говоришь, - опять влез Джэк. - Квери неправильно произносишь. Надо говорить так, чтобы получалось что-то среднее между е и и. Редуцированные гласные называется.
- Это не редуцированная гласная, - заметила М. - Потому что здесь ударение. Квери-двери.
- А что, под ударением не бывает редуцированных? - спросил Джэк. Он опять задумался. Может быть, надо лучше знать, что там можно знать про редуцированные, и тогда все это, буквально все - будет лучше получаться. Маловероятно, конечно.
- А может, он чувствует, что я думаю о ментах, когда говорю стейтмент? - вдруг мелькнуло у М. - Чушь, что автоответчики могут чувствовать?
Когда, наконец, на том конце провода трубку взял живой человек, подтвердилось только то, что они уже и так знали. В день своего исчезновения Том снял тысячу долларов. Чтобы поговорить с кем-то, кто мог видеть, как он это сделал - потребовались еще кое-какие усилия. В конце концов М. это удалось. Но разговор не принес никакой новой информации. Да, Том заходил в банк, для того чтобы снять эти деньги, но никто не знал, с кем он там виделся, или не хотел говорить М. Да и зачем это может быть нужно? Чтобы установить точное время, когда он мог уехать? Жаль, на транзакциях его больше не указывают, - подумала М. А то можно было бы узнать, когда он купил себе билет. Впрочем, он не взял с собой карты все равно, а видимо, кэш на первое время.
- А мобильный телефон он взял? - вдруг спросил Джэк. - И вообще, может обратимся в полицию? Что-то мне это перестало нравиться. Хотя, конечно, если денег у него только эта тысяча, беспокоиться особенно не о чем. На нее не очень-то разгуляешься.
- Мобильник выключен, - сказала М. - В полицию я обращаться не хочу, он вернется, я уверена.
- Если он снял заранее деньги, это указывает на то, что его не похитили, - говорю я. - Интересно, в каких случаях это верно? А что, если его заставили? Или он сам хотел навести нас на ложный след? Уж больно скромная сумма, что на нее можно сделать? У него были здесь где-то недалеко близкие друзья?
- Нет, - отвечает М. - Он вообще нелюдим, ты же знаешь. Не очень общительный человек.
- А другая кредитка у него была? - спрашивает Джэк.
- Насколько я знаю, нет, - отвечает М. - Та, что он оставил на столе, - его единственная карта.
- Как-то это кажется невероятным, - возражает Джэк. - Без карты вообще неудобно, а он собрался путешествовать, по всей видимости. Зачем, интересно, он ее бросил? Может, забыл?
- Странно, что, все-таки, могло его подтолкнуть к этому? - спрашиваю я. Какие-нибудь идеи? Вы поссорились?
- Мы никогда не ссорились. - отвечает М.
- Как никогда? Так не бывает. Может, у него была другая женщина? Это бы все обьяснило. В любом случае, куда он мог двинуть, если решил уехать на короткое время?
- Мы не поссорились, - повторила М. - Мы никогда не ссорились.
- Правда?
- А другой мобильник у него был? - спросил Джэк.
- Был, - подтвердила М.
- Я думаю, мы можем поискать, не найдется ли чего интересного в его другом телефоне. В такой ситуации мы имеем право, мне кажется.
М. вышла в другую комнату и через минуту вернулась, держа в руках старый мобильник Тома. После минутной паники мы нашли подходящую зарядку и зарядили его. Чтобы открыть инбокс с электронной почтой, не нужен был пароль, хотя нужен был интернет на мобильнике; его удалось купить, зная номер. Пару минут спустя М., низко опустив голову, чтобы лучше видеть, уже читала сообщения, поступающие в электронную почту Тома. Я сидела рядом с ней и читала то же самое через ее плечо. Похоже, у Тома была подружка. То, что мы сейчас читали, не оставляло никаких сомнений на этот счет. Как же он с ней познакомился? Может, онлайн? Девушка, которую звали Бэтти - она подписывалась - не только писала, но и звонила. Звонила она, судя по номерам, из-за границы - значит, жила где-то далеко? Может, в результате такого телефонного звонка они и познакомились?
- Иногда мне звонят совершенно новые люди, - заметил Джэк. - Промоушн того и сего. Может, она тоже так позвонила?
- Этот номер, кажется, румынский, - сказала М.
- Можно потом посмотреть, что это за номер, - сказала я. - Но так или иначе, навряд ли он мог взять тысячу долларов и убежать с ней на край света? Это кажется невероятным. Сколько времени можно протянуть на тысячу долларов?
- А кто она? - спросил Джэк. - Что нибудь выясняется, кроме того, что ее зовут Бэтти?
- Это все, - отвечаю я, - или почти все. Бэтти, значит женщина. Номера заграничные, но разные, почти всякий раз новый. О чем они говорили, здесь не написано, как ты понимаешь.
- Мне кажется, маловероятно, что они сейчас вместе, - сказала М. - У Тома просто не хватило бы на это ресурсов. Но можно это проверить попозже.
- А что еще ты нашла? - спрашиваю я. - В электронной почте ее следов практически нет. В основном, она посылала смски и звонила.
- А что-нибудь интересное в электронной почте есть? - спросил Джэк.
- Из нее видно, например, что время от времени Том поселялся в отели, - ответила М. - Но это я и так знала.
- Как часто? - спросил Джэк. - И зачем, смею вас спросить? С этой, как ее, девушкой из Бухареста?
- Будапешта, - поправила его М. - В основном, она звонила с телефонных номеров, у которых будапештский код. Не думаю, что он жил там с ней. Похоже, она никогда сюда не приезжала. Обычно он останавливался в одиночных номерах.
- А сколько это стоило? - спрашивает Джэк.
- Примерно около сотни долларов за ночь, - говорю я. - Я знаю.
- У Тома были любимые места в нашем городе, - заметила М. - Иногда он останавливался там в отелях, чтобы рано утром выйти погулять.
- Это какие например? - спрашивает Джэк. - Дороговатые получаются прогулки, разве нет?
- Какие? Ему всегда нравился центр Мельбурна, мост через Ярру, и рынок Квин Виктории. И все места, где можно погулять по морю. Альтона, Мордиаллок. Том всегда говорил, что море искупает все.
- Искупает? В каком смысле? Что нужно искупить?
- Послушайте, - встреваю я, - ну какое это сейчас имеет значение?
- Имеет с точки зрения того, была она тут или нет, - говорит Джэк. - Мне кажется, пока нет.
- Давайте лучше посчитаем, сколько это могло стоить. Если, скажем, Том имел в виду провести около недели в отеле в таком месте - или другом подобном, - то это стоило бы около семиста долларов. Если он с этой именно целью снял тысячу долларов, он скоро вернется. К тому же, есть и пить ему ведь тоже надо.
- А что, если что-то случится, и ему понадобится больше денег? И раньше, чем он предполагал? Безумству храбрых поем мы песню.
- Что случится? Если ты ждешь, что что-то случится, лучше сидеть дома. - замечает Джэк. - А он когда-нибудь раньше это делал?
- Что?
- Ну исчезал вот так из дома?
- Нет, - сказала М.
- А у него было какое-то любимое место? Которое ему нравилось больше всего? Там бы и посмотреть, в первую очередь...
- Да, было одно место, - задумчиво говорит М. - Черт, я кажется, не очень помню название. Charles den, или что-то в этом роде. Это в центре, рядом с трамвайной линией. Снизу рынок, он открывается рано утром, его слышно и видно в окно, из кое-каких комнат, правда, не изо всех, и ему нравилось это. И трамвай, конечно, тоже. Они же начинают ходить раньше метро. Хочешь ехать куда-то в пять утра - пожалуйста.
- Не раньше, - возразил Джэк. - Метро там открывается в четыре утра с копейками.
- Ну не раньше, примерно в то же время. Достаточно рано.
- А он знал там кого-то? - спрашиваю я. - По идее, если он там достаточно часто бывал, должен был кого-то знать. Вот бы найти их...
- Я думаю так, - говорит М. после секундного раздумья. - Надо разбиться на группы, наверно. Ты и Джэк пойдут вместе, - обращается она ко мне. - И я, в отдельной группе, сама. Мы можем постепенно проверить все отельные места, где он останавливался в последнее время. Может, кто-то что-то знает. Видел, слышал. Не думаю, что это займет много времени. И, кроме того, нужно, конечно, связаться с этой его подружкой из телефона. Это тоже не должно быть особенно трудно, у нас же есть номер, и не один.