В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,
Где, позабыв Елисаветы
И двор, и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны леты
О дальней Африке своей... (А.С. Пушкин «К Языкову»)
Петровское - родовое имение предков А.С. Пушкина Ганнибалов, подаренное в 1742 году императрицей Елизаветой Петровной прадеду поэта генерал-аншефу Абраму Петровичу Ганнибалу.
Название своё оно получило от имени царя Петра I, сподвижником которого был «арап Петра Великого». При Абраме Петровиче здесь началось возведение мызы, была построена усадьба со светлицей для проживания его большой семьи, дом-контора управляющего имением, служебные постройки и небольшой винный завод. Ганнибал довольно часто наезжал сюда, лично распоряжался благоустройством своей вотчины.
Дом-музей наследников Абрама Петровича
После смерти Абрама Петровича в 1781 году имение и земли Петровского согласно завещанию старого арапа перешли его второму сыну, Петру Абрамовичу, генерал-майору артиллерии в отставке. Он прожил здесь с 1783 года почти до своей смерти в 1826 году. Умер Пётр Абрамович в своём другом Псковском имении, сельце Софронтьево, находившемся в Новоржевском уезде, неподалёку от Петровского. При нём благоустройство имения продолжалось: им был построен новый барский дом, разбит парк, по образцам русской усадебно-парковой архитектуры XVIII века, возведены разные постройки.
С 1825-го по 1839 год в Петровском жил сын Петра Абрамовича Вениамин Петрович, человек хорошо образованный, много занимающийся агрономией, страстный музыкант-сочинитель, большой поклонник поэзии Пушкина, один из близких друзей родителей Александра Сергеевича.
После смерти Вениамина Ганнибала Петровское перешло в другие руки, которые никакого отношения к роду Ганнибалов-Пушкиных не имело.
Старый дом и другие постройки усадьбы до нашего времени не сохранились. Сохранился лишь парк - прекрасный образец садово-паркового искусства первой половины XVIII века. Надо полагать, что проект его был разработан самим Абрамом Петровичем, опытным инженером-строителем, хорошо знавшим лучшие образцы садово-паркового искусства не только Петербурга и его пригородных «монплезиров», но и Франции, где он прожил более пяти лет неподалёку от её столицы.
Дом-музей Абрама Петровича Ганнибала
Самостоятельно походить по дому не получится, попасть внутрь и посмотреть интерьеры можно только с организованной группой или взять индивидуальную экскурсию. Тогда вам покажут оба дома, расскажут историю семьи Ганнибалов и погуляют с вами по парку, объяснив его планировку и задумки. После экскурсии по парку вы можете гулять и самостоятельно сколько душе угодно.
Начнём с дома Абрама Петровича.
В сентябре 1969 года Совет Министров РСФСР вынес специальное постановление о благоустройстве Пушкинского заповедника и о восстановлении дома Ганнибала в том числе. Дом воссоздан на старом фундаменте в 2001 году по материалам археологических раскопок 1998-1999 гг. и по фотодокументам 1914 года. Архитектор А.К. Богодухов. Сам фундамент относится к 1740-ым годам.
Не знаю, как было при хозяине, но восстановленный дом очень красив. Первый этаж из грубо обработанного камня, что характерно для псковских земель. Второй этаж бревенчатый с деревянной обшивкой. Крыша тесовая, с широкой юбкой, закрывающей всю террасу, которая в свою очередь поясом проходит по второму этажу, огибая дом по периметру. На второй этаж вход устроен снаружи через террасу. Лестницы расположены по углам дома с двух противоположных по диагонали сторон.
Остановимся на минуту у входа. Перед домом установили бюст Абрама Петровича.
Муж не без ехидства заметил, что у Ганнибала старшего слишком уж европейские черты лица, и это даже для его потомков не может быть характерно. Лепили явно не с гравюры или литографии с изображением А.П. Ганнибала, а с какого-то портрета одного из родственников, возможно, с Пушкина.
Экскурсовод не растерялась и пообещала нам показать настоящий портрет Ганнибала, чтобы мы сами могли сравнить сходство. Но сразу предупредила, что хотя литография достаточно большая, фигура Абрама Петровича среди прочих изображённых не столь велика, чтобы рассматривать её без микроскопа. И это на самом деле так. У меня фаланга мизинца больших размеров, чем весь Абрам Петрович на картине.
Пока поднимаемся на второй этаж, а жилые комнаты расположены именно там, расскажу, к чему завязался вообще этот разговор про сходство с оригиналом.
Опять всему виной Сергей Довлатов, литературно описавший скандальную историю с портретом Ганнибала в своём «Заповеднике». Привожу отрывок из книги. Это всё к слову о подлинности и отношению к ней.
- В жизни Пушкина еще так много неисследованного... Кое-что изменилось с прошлого года...
- В жизни Пушкина? - удивился я.
- Не в жизни Пушкина, - раздраженно сказала блондинка, - а в экспозиции музея. Например, сняли портрет Ганнибала.
- Почему?
- Какой-то деятель утверждает, что это не Ганнибал. Ордена, видите ли, не соответствуют. Якобы это генерал Закомельский.
- Кто же это на самом деле?
- И на самом деле - Закомельский.
- Почему же он такой черный?
- С азиатами воевал, на юге. Там жара. Вот он и загорел. Да и краски темнеют от времени.
- Значит, правильно, что сняли?
- Да какая разница - Ганнибал, Закомельский... Туристы желают видеть Ганнибала. Они за это деньги платят. На фига им Закомельский?! Вот наш директор и повесил Ганнибала... Точнее, Закомельского под видом Ганнибала. А какому-то деятелю не понравилось...
Заходим в интерьер. Сразу предупреждаю, в экспозициях представлены предметы мебели и убранства XVIII века, портреты и гравюры, предметы прикладного искусства, характерные (не подлинные) для того времени. Мебель из Петровского и личные вещей Ганнибала почти не сохранились.
Конторка
В комнатах всё достаточно скромно, на деревенский манер. Место использовалось с умом, по-максимуму, когда каждый сантиметр в деле. Представление о разделении помещений на зоны без перегородок имелось уже тогда.
Так комната Абрама Петровича и Христины Матвеевны Ганнибалов состоит из двух половин - это и спальня, и кабинет, разделенные кроватью с балдахином. Здесь можно увидеть икону «Спас Нерукотворный», принадлежащую роду Ганнибалов.
Отличить женское хозяйство от мужского не сложно. Над этим натюрмортом висела картина, шитая бисером.
В детской представлены: сундук конца XVI - начала XVII веков, деревянные детские игрушки крестьянской работы, макет корабля-парусника XVIII века, две пушечки-мортирки XVIII века.
Детская являлась также комнатой для занятий.
В нижнем этаже дома размещается кухня-поварня.
Она была устроена на европейский манер: с шатровой печью, как это принято было в домах вельмож.
Здесь обедала вся семья, здесь же могли принимать и угощать обедом гостей.
Кухня-поварня интересна как своеобразный музей быта XVIII века.
Среди убранства кухни: стол обеденный дубовый XVIII века, буфет орехового дерева 1750 года, посуда медная, оловянная, керамическая, стеклянная и деревянная, а также предметы быта, найденные при археологических раскопках фундамента данного флигеля - изразцы, посуда, точеные (или резные) детские игрушки из кости, глиняные трубки и другие экспонаты.
А мы из дома Абрама Петровича переходим по живописной дорожке в дом-музей П.А. и В.П. Ганнибалов
Дом восстановлен в 1977 году. Фундамент дома 1780-ых годов. В 2001 году была проведена реконструкция.
В сенях большого дома представлен герб Ганнибалов (увеличенная гипсовая копия с печатки А.П. Ганнибала)
Перед нами анфилада комнат.
В кабинете П.А. Ганнибала хранятся фамильные реликвии:
документы, архивы, книги по геометрии, фортификации, астрономии, предметы оружия XVIII века.
Здесь представлены - печатка А. П. Ганнибала; коллекция медалей XVIII века; портрет Екатерины II.
Гостиная
Обстановка гостиной соответствует времени 1820-1830 годов, когда хозяином дома был внук А.П. Ганнибала - Вениамин Петрович. В гостиной находятся рояль «Штурцваге» 1839 года, ваза фарфоровая для цветов из семьи Ганнибалов.
Женская половина отличается не только своим содержимым, но и более вольным декором стен
Парадная зала
В парадной зале представлены портреты Петра I, императрицы Елизаветы Петровны, двоюродного деда поэта Ивана Абрамовича Ганнибала, гравюры «Полтавская баталия», «Битва при Лесной», бюст Екатерины II.
Вот, обратите ещё внимание. Красота ненаглядная. Прекрасный образец искусства резьбы по дереву.
Помимо постоянной экспозиции музея в доме проводятся и передвижные выставки. Здесь нас экскурсовод оставила ненадолго, чтобы мы могли самостоятельно ознакомиться с экспонатами временной выставки. Такой формат экскурсии меня вполне устраивал, т.к. чувствуешь себя вполне свободно. Жёстко не привязан ни ко времени, ни к тематике. Экскурсовод, когда нужно, исчезает, когда нужно, появляется. Интересно рассказывает, с удовольствием и юмором отвечает на вопросы.
Вы не против, если я Вам покажу экспозицию временной выставки? Тем более, она будет тоже по теме.
Автор необычных картин Леонора Бережная
Ещё в одном зале выставлялись работы местной сотрудницы музея.
Петровское. «В детской. Домашнее обучение у Ганнибалов»
«Концерт в гостиной»
Чувствуется, художница обладает и чувством юмора, если учесть, что сценка «Концерт в гостиной» писался к строчкам Александра Сергеевича:
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола...
Барышня в чепце мало напоминает прима-балерину Истомину, которой восхищается Пушкин в своём романе. Скорее это её пародия в домашнем театре. Но Пушкин сам был большой шутник, почему бы не пошутить и нам.
Петровское. «Игра в бильярд»
Наталья Аксёнова. Тригорское, «Скамья Онегина»
Когда мы с вами побываем в усадьбе Тригорское, обязательно увидим эту скамью воочию. А внизу нас ждёт экскурсовод, чтобы прогуляться по парку Ганнибалов.
Петровский парк - самый старый в заповеднике, он отличается от парков Михайловского и Тригорского более строгой планировкой. Обследование и изучение Петровского парка специалистами позволяют датировать его устройство не ранее 1786 годом. Петровский парк был заложен двоюродным дедом А. С. Пушкина - Петром Абрамовичем Ганнибалом в конце ХVIII века. К настоящему времени парк сохранил следы планировочных решений и единичные насаждения, начиная с 1750-х годов и до начала XX века. Этот парк располагается на трех спускающихся к озеру Кучане террасах.
Вблизи дома А.П. Ганнибала просматривается фрагмент двойной липовой аллеи. В этой части парка сохранились его старейшины - два мощных вяза и липа, которые росли еще при А.П. Ганнибале. Неподалеку от вяза середины ХVIII века, с правой стороны от дома А. П. Ганнибала, находится большой усадебный пруд.
Торопиться нам некуда, постоим у воды. Вид на пруд и дом А.П. Ганнибала
Заборчик и тропинка на границе парка.
Пока пасмурно, дорога хоть и выглядит сказочной, в моих глазах, по моему мнению полна тайн и опасностей.
Как же всё-таки много зависит от света. И наше восприятие, и наше настроение. Начинали мы экскурсию в солнечную погоду. На небе только изредка попадались белые пушистые облака. А пока мы осматривали интерьеры, погода заметно изменилась. Небо затянуло сплошной облачностью, но, к счастью, ничего не бывает беспросветным. Ветер разорвал это сплошное нашествие, оставалось только ловить момент, когда солнце сможет проглянуть через ту или иную брешь.
Выглянуло солнце, и в сказке по-моему произошёл поворот сюжета.
Причём и за забором ничего страшного не оказалось. Очень милый домик с яблоневым садом.
Отвлеклись немного, отдохнули, вернёмся к нашему регулярному парку.
Вид на дом П.А. и В.П. Ганнибалов от пруда
На второй (средней) террасе парка расположены дерновый круг с липовыми боскетами и главная липовая аллея, ведущая к озеру Кучане и беседке-гроту.
Липовая аллея. Вид из беседки
Вид из беседки на усадьбу Михайловское
А сама беседка-грот напоминает слона, если вспомнить фамильный герб Ганнибалов.
Озеро Кучане
Справа и слева от беседки-грота в дальних углах парка расположены затеи - горки Парнас с дорожками в виде улитки.
Под прямым углом главную липовую аллею пересекают большая липовая аллея и аллея карликовых лип.
В одном конце аллеи находится «зеленая зала»
В конце большой аллеи находится «зеленый кабинет» - любимое место отдыха П.А. Ганнибала.
Об этом уединённом месте крестьяне говорили: «...в конце чёрной аллеи есть чёрный камень, на котором сидит чёрный человек и думает чёрные думы». Но не всегда надо верить народным сказкам и преданиям, в них может быть и доля вымысла. Так, например, у чёрного человека мысли были вполне светлые.
Яблоневый сад
В Петровском парке было всё характерное для регулярного французского типа парка: липовые стриженые аллеи, лабиринты («вавилоны»), трельяжные беседки, «парнас», грот, пруды, фруктовые сады и «огород не хуже чем в Версалии... »
Вид из садовой беседки
Людская. Восстановлена в 2001 году. Архитектор Г.С. Гофман.
Каменный амбар. Там же можно заказать экскурсию по парку и музею.
Ещё раз позволю себе процитировать Довлатова: «Этот стиль вымирающего провинциального дворянства здесь явно и умышленно культивировался. В каждом из местных научных работников заявляла о себе его характерная черточка. Кто-то стягивал на груди фантастических размеров цыганскую шаль. У кого-то болталась за плечами изысканная соломенная шляпа. Кому-то достался нелепый веер из перьев.
Все служители пушкинского культа были на удивление ревнивы. Пушкин был их коллективной собственностью, их обожаемым возлюбленным, их нежно лелеемым детищем. Всякое посягательство на эту личную святыню их раздражало».
Ну, нет же. Или нам сильно повезло, или всё это кануло в Лету. Мы общались на протяжении всего дня с интересной современной женщиной, которая живо реагировала на наши шутки, отвечала на вопросы, увлечённо и увлекательно вела рассказ.
На территории усадьбы есть ещё один пруд. Находится он на въезде в заповедную зону, несколько отдалённо от господского дома. Но проглядеть его невозможно, т.к. дорога к усадьбе ведёт мимо него.
Пруд имеет форму рыбки. Дрона у меня нет, чтобы сфотографировать пруд сверху, так что вам придётся поверить мне на слово насчёт рыбки. На пруду располагается небольшой остров с ротондой - этот остров является глазом рыбки.
Вокруг пруда
Пушкин часто бывал в усадьбе Петровское и встречался со своим двоюродным дедом. История предков А.П. Ганнибала и его сыновей всегда живо интересовала поэта. Об этом свидетельствует целый ряд его произведений: «К Языкову», «Как жениться задумал царский арап», «Начало автобиографии», «Моя родословная», «Арап Петра Великого»...
Гостевой дом для туристов возле автостоянки, на въезде в заповедную зону.
И это всё на сегодня.