Бугрово, Березино, Святогорский монастырь

Jul 20, 2021 00:50




Куда пойдёт человек в первый день приезда на новое места, уже преодолев сотни километров, чтобы сюда попасть? Скорее всего отправится смотреть что-нибудь в ближайших окрестностях, он ведь и так приехал издалека. Мы не были оригинальны и поступили так же. Неподалёку от нас находилась деревня Бугрово, и мы отправились в Бугрово.
Пойти туда можно было разными дорогами - направо от нашего гостевого домика или налево. Кто знает, как приходится крутить по Москве, чтобы попасть из пункта А в пункт В, объезжая пробки, тот понимает, что главное в итоге, вовремя свернуть в нужном направлении. Ключевое слово конечно же - «свернуть», а «пробки» в этой местности ни при чём. Так что шагайте смело в любом направлении, если вам надо в Бугрово, вы туда скорее всего рано или поздно всё равно попадёте. В конце концов у каждого в телефоне сейчас есть навигатор.
Один из выбранных маршрутов проведёт вас мимо живописных полей и значительного для пушкинистов места под названием «Три сосны» к дороге с лирическим названием «Дорога, размытая дождями», другой маршрут будет покороче.

Пушкин у «Трех сосен», рис. 1958 года, художник Василий Михайлович Звонцов




Так как к тексту я буду ещё неоднократно прикладывать рисунки и картины этого художника, давайте я сразу вас с ним познакомлю. Ленинградский график, мастер офорта, заслуженный (1978) и народный художник РСФСР (1983) Василий Михайлович Звонцов.
С Пушкинским Заповедником художника связывало более 30 лет дружбы и сотрудничества. Именно В.М. Звонцов 60 лет назад вместе с директором Заповедника С.С. Гейченко положил начало традиции летних практик в Пушкинских Горах студентов-первокурсников Института им. И. Е. Репина, которые продолжаются с 1957 года по сей день.
Благодаря личной дружбе С.С. Гейченко и В.М. Звонцова в собрании музея появились работы, созданные на этой земле и большей частью поступившие в дар. Они сформировали иконографическую базу пейзажей пушкинских мест второй половины XX века. На сегодняшний день собрание работ В.М. Звонцова в Пушкинском Заповеднике насчитывает около 300 единиц.
С иллюстрациями В. М. Звонцова массовыми тиражами выходили художественные открытки, альбомы, памятки, путеводители по Пушкинскому Заповеднику. В 1983 году С.С. Гейченко писал о друге: «Имя… ленинградского художника-графика В.М. Звонцова навсегда вписано в историю Пушкинского заповедника, поскольку многие его гравюры, офорты стали символами самого пушкинского духа…»

«Три сосны», 1958 год. (худ. В.М. Звонцов)







«Граница владений дедовских»













Преодолев этот путь, перед вами опять встанет выбор, идти дальше мимо озера через Михайловское в Бугрово или лесочком попасть в деревню с другой стороны. Одно скажу - любой выбор будет прекрасен и живописен по-своему.




На пути вам постоянно будут попадаться валуны с подсказками, названиями местности, или просто цитаты из произведений Александра Сергеевича Пушкина.




А теперь в наш рассказ войдёт ещё один персонаж. Сергей Довлатов, работавший в музее-заповеднике экскурсоводом один сезон, в своей книге «Заповедник» ехидно подметил: «Когда мы огибали декоративный валун на развилке, я зло сказал:
- Не обращайте внимания. Это так, для красоты...
И чуть потише - жене:
- Дурацкие затеи товарища Гейченко. Хочет создать грандиозный парк культуры и отдыха. Цепь на дерево повесил из соображения колорита. Говорят, её украли тартуские студенты. И утопили в озере. Молодцы, структуралисты!»

И там же, в «Заповеднике» находим короткий отрывок, ярко характеризующий и туристов и экскурсовода.
«Мы шли по берегу озера. У подножия холма темнел очередной валун. Туристы окружили камень и начали жадно его фотографировать.
- Пойдёмте, товарищи, - бодро выкрикнул я, - шагом марш до следующей цитаты!..»

Меня лично эти валуны никаким образом не вызывали на эмоции, хотя сама не люблю, когда в парках перебарщивают с табличками, указателями, заборчиками, оградками, но здесь это сделано ненавязчиво, вписано в ландшафт природы.
Довлатов же с первых дней, ступив на землю заповедника, искал подлинности как в экспонатах музея, так и подлинности чувств, что экскурсоводов, что туристов. И можно не заморачиваться с выводами по поводу того, что при жизни, а не спустя сотню лет нужно любить и ценить человеческий гений; а также по поводу того, что петь дифирамбы и ставить памятники после смерти много легче, чем признавать дарование при жизни. А все эти валуны и указатели - спекуляция на имени поэта для привлечения толп туристов. Автор «Заповедника» сам открыто об этом говорит:
- Какие экспонаты музея - подлинные?
- Разве это важно?
- Мне кажется - да. Ведь музей - не театр.
- Здесь все подлинное. Река, холмы, деревья - сверстники Пушкина. Его собеседники и друзья. Вся удивительная природа здешних мест...
- Речь об экспонатах музея, - перебил я, - большинство из них комментируется в методичке уклончиво: «Посуда, обнаруженная на территории имения…»
- Что конкретно вас интересует? Что бы вы хотели увидеть?
- Ну, личные вещи... Если таковые имеются...
- Кому вы адресуете свои претензии?
- Да какие же могут быть претензии?! И тем более - к вам! Я только спросил...
- Личные вещи Пушкина?.. Музей создавался через десятки лет после его гибели...
- Так, - говорю, - всегда и получается. Сперва угробят человека, а потом начинают разыскивать его личные вещи. (конец отрывка)

Всё верно, но как быть с местом, где камня на камне не осталось, и которое зарастает бурьяном? У Гейченко по этому поводу были свои соображения, он не мало сделал, как музейный работник. У него, как у научного сотрудника, были интересные предположения, догадки, благодаря которым стало возможно раскопать в прямом смысле, восстановить исторические объекты в Михайловском, Петровском, Тригорском.
Мы-то как раз пришли в восстановленную деревню, которая является музейным экспонатом под открытым небом.

Музейная почта, она же экскурсионное бюро, она же сувенирная лавка.







Смотрю, что за «коняги» бьют копытом возле почтового отделения и вспоминаю строчки из «Евгения Онегина»:




Автомедоны наши бойки,
Неутомимы наши тройки,
И версты, теша праздный взор,
В глазах мелькают, как забор.
К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне.
А на таких птичках, рыбках и подоле будешь ехать, да ещё неизвестно, куда заедешь.
Хотя посыл для детей понятен про Золотую рыбку и про прекрасную царевну лебедь.

Мы же, глядя на соседний детский экспонат, думаем:
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?




Потому что пора нам уже до основной экспозиции музея добраться.




К музейной выставке ещё и небо зашторилось театральной декорацией... Но, немного о музее.
Ссылка Пушкина в Михайловское - это период активного знакомства поэта с жизнью русской деревни. Местный крестьянин В. Е. Алексеев вспоминал: «Бабушка у меня была из деревни Бугрово - от Михайловского рукой подать. Бывало, пойдет гулять в михайловский лес или за грибами - и зайдет в деревню. По избам ходил, интересовался, как живут. Носил деревенскую рубаху, соломенную шляпу и тростку...». Деревенька была небольшая - всего-то два двора. В настоящее время она восстановлена в том виде, в каком ее знал А. С. Пушкин:




дом крестьянина, состоящий из избы по-черному и горницы, двор, амбар, поветь, конюшня, баня, гумно, овин.




Малое количество дворов - явление, характерное для Псковской губернии, не прошедшее мимо поэтического ока поэта. В элегии «...Вновь я посетил» (1835 г.) поэт заметит: «...По брегам отлогим // Рассеяны деревни...». «Рассеяны» - как маленькие зернышки...

Овин для просушки зерна и дальнейшей его обработки. Льномялка.







Баня




В деревне у вас есть возможность познакомиться с особенностями устройства жилища псковского крестьянина, бытом, местными ремеслами и промыслами. Рассказ экскурсовода про сени, крыльцо, курную избу, светёлку, баню по чёрному будет перемежаться со строками из сказок Пушкина, поэмы Евгений Онегин, стихов разных лет.




Поветь




В овине вы найдете объяснение пушкинскому эпитету «овины дымные», узнаете как из обычной кучи гороховины рождается сказка и как в процессе молотьбы в гумне появляются песни и стихи.

А в избе «...Веселым треском // Трещит затопленная печь». Тут вам и корыто для старухи, и хвороста воз.




У колодца попробуйте поднять коромысло с полными вёдрами воды и пройтись грациозно.




А было бы в своё время не грациозно, разве обратил бы внимание, написал бы Пушкин:
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла...




Да, это театрализованный музей, где вы можете прикоснуться к русской народной культуре и очутиться в волшебном мире пушкинских сказок.










Рядом с музеем «Пушкинская деревня» находится водяная мельница. Мельница очень даже настоящая, действующая. Построена в 1986 году прибалтийскими реставраторами. Мелет зерно потихоньку.

На реке Луговка Мельничный пруд







Первое известное нам письменное упоминание о «мельнице оного Святогорского монастыря на реке Луговке об одном поставе» относится к 1761 году. В трех верстах от Святогорского монастыря, на речке Луговке стояла мельница, крытая тесом, рядом мельничный амбар и дом мельника.







Какая мельница обойдётся без чертей




А нам бы ещё разобраться, что молоть будем. Для начала нужно отгадать, зерно каких злаковых в мешках.







Если намололи мало, зимой придётся домалывать в домашних условиях ручной мельничкой. Занимались этим исключительно женщины. Как всегда: муж не рассчитал, жена отдувайся. Моя спортивная подготовка, кстати, не позволила мне жернова крутить. А чтобы мука получилась, зерно в ручной мельнице до пяти раз пропускали через круги.




В те годы, когда в Михайловском жил Пушкин, мельница в Бугрово имела внушительный вид. Её размеры - это площадь в пять на три с половиной сажени, высота - восемь аршин. Но не только размеры и своеобразная «физиономия» выделяли водяную мельницу на фоне других деревенских построек. В отличие от них, она была крайне «разговорчивым» сооружением. Рев мчащейся по деревянному лотку воды, скрежет вращающихся водяных колес, валов и жерновов сливались в одну господствующую над всей округой «мельничную» арию, заглушавшую все иные звуки.




Местные крестьяне сохранили воспоминания о встречах с Пушкиным в Бугрово: «Пушкин любил зимой с дворовыми в людской лучину щипать, песни петь, в особенности про березу белую. На мельницу в Бугрово бегать любил. Иной раз совсем от муки поседеет, станет как старый мельник». Не исключено, что здесь поэтом было подмечено постепенное затухание мельничных работ с наступлением зимы.
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл... («Осень»1833г.)




К образу мельницы Пушкин обращается в 1826 году, во время работы над замыслом драмы, получившей впоследствии название «Русалка»:
Вот мельница! Она уж развалилась;
Веселый стук ее колес умолкнул;
Стал жернов...
Эти строки написаны в 1829 году. Но не являются ли они воспоминаниями о водяной мельнице, находившейся неподалеку от Михайловского? В пушкинских черновиках драмы «Русалка» упоминается не только мельница, но и «хижинка», в которой жили мельник и его дочь. И в Бугрово на время появления замысла драмы, находилась не только мельница, но и так называемый «дом мельника»: «изба с сенями, крытые дранью».

Пушкиниана - непаханое поле для народного творчества







Что было бы с Довлатовым, и что ещё такого едкого он написал бы, доведись ему увидеть подобное. Мы, кстати, направляемся в дом-музей Довлатова. Это недалеко, в деревне Березино. Там он снимал комнату у одного местного персонажа.




Моё знакомство с творчеством С. Довлатова до приезда в Пушкиногорье было минимальным. Несколько лет назад мы в Питере ходили на спектакль по его рассказам. Молодёжный театр на Фонтанке, спектакль «Абанамат». Спектакль хороший, сама постановка и игра актёров мне понравились. Но весь спектакль я пыталась разгадать загадку, что значит слово «абанамат», прислушивалась чутко к словам, надеялась догадаться по отдельным сценам. Была уверена, что выйду из театра, став на одно слово умнее, мой лексикон пополнится не на шутку. Понимание пришло внезапно, в самом конце спектакля, когда речь зашла про кавказского родственника, который в самые эмоциональные моменты с жутким акцентом ругался «такая-то мать». Я остолбенела, я поражена была своей наивностью. Мысленно проговаривала буквы и... ну, конечно, это же так очевидно. В один миг рухнули надежды, вот так сразу были утрачены иллюзии. Я уходила с ощущением, что меня обманули. Травма, можно сказать, на всю жизнь.




Муж, прочитавший по возможности всего Довлатова, уговорил меня ознакомиться с «Заповедником». Теперь мы шли смотреть дом, где жил писатель, работая экскурсоводом в заповеднике. Постояв у крыльца, мы послушали рассказ о Довлатове, потом нам разрешили с мужем осмотреть дом изнутри самостоятельно. Сами фотографии дома я вам сначала показывать не хотела, такой он стрёмный. Нашла рисунки студентов, приезжавших сюда на пленер в 2017 году. Помните, в начале этого поста я вам рассказывала про художника В.М. Звонцова, который положил начало летних практик в Пушкинских Горах для студентов-первокурсников Института им. И. Е. Репина. Я была очарована их романтизированными работами и решила показать вам.

Дом-музей Сергея Довлатова




А потом подумала: «Как же вы узнаете правду жизни?», - и вставила несколько своих фотографий.







Плюс ко всему надо добавить описание самого автора из рассказа «Заповедник».
«Дом Михал Иваныча производил страшное впечатление. На фоне облаков чернела покосившаяся антенна. Крыша местами провалилась, оголив неровные темные балки. Стены были небрежно обиты фанерой. Треснувшие стекла - заклеены газетной бумагой. Из бесчисленных щелей торчала грязная пакля.













Комната хозяина. Печь




В комнате хозяина стоял запах прокисшей еды. Над столом я увидел цветной портрет Мао из «Огонька». Рядом широко улыбался Гагарин. В раковине с черными кругами отбитой эмали плавали макароны. Ходики стояли. Утюг, заменявший гирю, касался пола.




Две кошки геральдического вида - угольно-черная и розовато-белая - жеманно фланировали по столу, огибая тарелки. Хозяин шуганул их подвернувшимся валенком. Звякнули осколки. Кошки с безумным ревом перелетели в темный угол.







Соседняя комната, в которой жил Довлатов




Соседняя комната выглядела еще безобразнее. Середина потолка угрожающе нависала. Две металлические кровати были завалены тряпьем и смердящими овчинами. Повсюду белели окурки и яичная скорлупа».







В какой-то момент к Довлатову в Пушкинские горы приехала жена. В рассказе можно прочитать такой диалог:
- Ты уверен, что это жилая комната?
- Было время - сомневался. Я здесь порядок навёл. Посмотрела бы, что раньше творилось.
- Крыша дырявая.
- В хорошую погоду это незаметно. А дождей, вроде бы, не предвидится.
- И щели в полу.
- Сейчас ещё ничего. А раньше через эти щели ко мне заходили бездомные собаки.
- Щели так и не заделаны.
- Зато я приручил собак...




Ничего не изменилось, возможно, даже стало хуже.
И Довлатова нет, и Михал Иваныча, хозяина дома. Правда жив сосед, который свёл Довлатова с Михал Иванычем.




«Заповедник состоял из трех мемориальных объектов. Дом и усадьба Пушкиных в Михайловском. Тригорское, где жили друзья поэта и где он бывал чуть ли не ежедневно. И наконец, монастырь с фамильным захоронением Пушкиных-Ганнибалов». «Я отправился в Святогорский монастырь...» (С. Довлатов «Заповедник»)

Памятник А.С. Пушкину на площади посёлка, перед Анастасьевскими воротами в Святогорский монастырь.
Автор памятника Екатерина Белашова, монумент открыт 14 июня 1959 года.




Святогорский монастырь. Литография Г. Александрова 1837 года




Немного из истории. По указу Ивана Грозного псковский наместник Юрий Токмаков в 1569 году построил здесь храм Успения Пресвятой Богородицы, престол которого был устроен над пнем той сосны, где явилась чудотворная икона. Иван Грозный в ознаменование открытия обители прислал 15-ти пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном», поскольку «пел жалостно».




Первое каменное строение Святогорского монастыря - Успенский собор. Он возвышается на вершине Синичьей (Святой) горы. В 1575 году у подножия холма была выстроена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Над Святыми воротами до 1764 года возвышалась деревянная церковь св. Параскевы Пятницы.




Была здесь в конце 80-ых, именно эти пологие широкие ступени к храму запомнились.




В XVIII веке монастырские здания были перестроены в камне. В 1770 и 1776 годах к Успенскому собору были пристроены кирпичные приделы в честь Богоматери Одигитрии (южный) и Покрова Божией Матери (северный). В 1764 году на средства помещика И.Львова и коллежского асессора М.И. Карамышева начали возводить «каменную четвероугольную новоманерную колокольню». Строительство было завершено к 1821 году. На третьем ярусе колокольне были устроены «железные боевые часы с четвертями». Общая высота колокольни, с высоким шпилем, яблоком и крестом, составила 37 метров - столько же, сколько прожил Пушкин.







На месте Никольской церкви, сгоревшей в 1784 году, была выстроена небольшая каменная, теплая. Пятницкая церковь была перенесена за монастырские стены и в дальнейшем использовалась в качестве приходской.




Монастырская стена изначально была деревянной. В 1790-е годы она была заменена каменной, из гранита и булыжника. В это же время были построены две лестницы, ведущие на Святую гору и ограда вокруг нее. На территории монастыря были устроены торговые ряды, проводились ярмарки, дававшие монастырю дополнительный доход.




Пушкин был сослан в Михайловское за «афеизм», т.е. атеизм. Настоятель монастыря игумен Иона (род. в 1759 г.) осуществлял за ним духовное наблюдение. Поэт каждую неделю посещал его, у них сложились сердечные отношения.

В Успенском соборе. Интерьер







Возможно, он стал одним из прототипов летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». В текст включены и многочисленные поговорки благочестивого игумена, обладавшего простонародной мудростью. В черновиках к «Повестям Белкина» Пушкин записал такую пословицу игумена Ионы: «А вот то будет, что и нас не будет».

Рисунок Ф. Бруни. Пушкин в гробу.










На территории Святогорского монастыря, подле Успенского собора были погребены дед и бабушка поэта - О.А и М.А. Ганнибалы (1806, 1818), младший брат Платон (1817-1819). Весной 1836 года здесь же была похоронена мать Пушкина, Надежда Осиповна. В 1848 - отец Пушкина, Сергей Львович.




Пушкин скончался 29 января (10 февраля) 1837 года, через день после дуэли с Дантесом. Император Николай I распорядился: «Хоронить подалее от обеих столиц». В ночь с 3 на 4 февраля из Санкт-Петербурга вывезли гроб с телом Пушкина, который сопровождали друг поэта А.И. Тургенев и дядька Никита Козлов. 5 февраля гроб доставили в Святые горы и поместили в южный придел собора. Утром 6 февраля настоятель монастыря архимандрит Геннадий, столетний старик, отслужил заупокойную службу. И в этот же день тело Александра Сергеевича Пушкина было погребено у алтарной стены Успенского собора, рядом с могилами своих родных. На его могиле был установлен простой деревянный крест.




Весной 1837 года по распоряжению П.А. Осиповой гроб с телом Пушкина был помещен в подземный кирпичный склеп. В августе 1841 года бывший управляющий Михайловского М.Н. Калашников над склепом установил памятник, выполненный по заказу вдовы Н.Н. Пушкиной петербургским «каменных дел» мастером А. Пермагоровым из лучшего итальянского мрамора.

«Могила Пушкина», 1936 год. Художник К.Е. Максимов.




Могила Пушкина лишь по счастливому стечению обстоятельств не была взорвана в годы войны. Могила и площадка вокруг неё были заминированы и проведена подготовка к взрыву всего соборного холма, для чего в специально вырытый тоннель заложили авиабомбы большой мощности. Взрыв был предотвращён стремительным наступлением советских войск. При этом Колокольню Успенского собора успели взорвать, но сам собор устоял. (из актов комиссии, расследовавшей злодеяния фашистов на Псковщине)

На Святой горе у стен монастыря










Описание Святогорского монастыря в рассказе С. Довлатова узнаваемо и сегодня. «Старухи торговали цветами у ворот. Я купил несколько тюльпанов и поднялся к могиле. У ограды фотографировались туристы. Их улыбающиеся лица показались мне отвратительными. Рядом устроились двое неудачников с мольбертами.




Я положил цветы и ушел. Надо было посмотреть экспозицию Успенского собора. В прохладных каменных нишах звучало эхо. Под сводами дремали голуби. Храм был реален, приземист и грациозен. В углу центрального зала тускло поблескивал разбитый колокол. Один из туристов звонко стучал по нему ключом...




В южном приделе я увидел знаменитый рисунок Бруни. Здесь же белела посмертная маска. Две громадные картины воспроизводили тайный увоз и похороны. Александр Тургенев был похож на даму...»

Начали мы сегодняшнее путешествие с пейзажей художника Василия Михайловича Звонцова, предлагаю его картинами с видами Святогорского монастыря закончить рассказ.













заповедник, Гейченко, музей-заповедник, Пушкиногорье, Три сосны, Пушкинская деревня, Бугрово, Пушкинские горы, водяная мельница, могила Пушкина, Довлатов, Святогорский монастырь, Пушкин

Previous post Next post
Up