В залах Cоюза художников России в Западном крыле Новой Третьяковки на Крымском валу проходит масштабная выставка «Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927-1987». Всего представлено 220 работ.
Посмотрите, картины каких музеев принимали участие в выставке. Уверена, в списке вы найдёте и музей своего города.
Когда вы открываете художественный альбом какого-нибудь музея, картинной галереи, где полотна представлены по векам, с первых страниц на вас смотрят иконы - древнейшая живопись изобразительного искусства.
Выставка соцреализма открывается разделом «Вожди».
Посмотрим, как преобразовывалась и изменялась живопись в России на своём почти вековом протяжении.
С первой половины XX века русское искусство предъявляет себя миру как инструмент изменения, конструирования действительности. В начале столетия многие художники обращаются к обобщающей образной условности , открывающей закономерности, невидимые простым глазом. Сначала живописцы преобразовали саму картину, потом вышли из её плоскости в реальное пространство, а затем взялись за трансформацию пространства и вещей в нём. В своей совокупности это художественное движение в искусстве 1910-1920-х годов носит название русского авангарда. Стремительное развитие стилей привело к появлению и быстрой смене всё новых и новых взглядов на форму. Так родились кубизм, футуризм, кубофутуризм (чисто русское направление в живописи), лучизм и, наконец, супрематизм. За десятилетие русская живопись от обобщённых форм в духе Сезанна или Матисса перешла к чистой абстракции, от плоскости живописного холста - к решениям непосредственно в трёхмерном пространстве, к тем пластическим открытиям, которые будут использованы в архитектурном и в инженерном проектировании.
Революция форм предвосхищала социальную революцию. После 1917 года с приходом новой власти, которой, как и авангардистам, изобразительное искусство представлялось инструментом переустройства самих основ мировоззрения, некоторое время сотрудничали с художниками. Но к концу 1920-х годов правительство перестало опираться на достижения «левого» искусства. В качестве орудия в борьбе за убеждение народных масс в неизбежном торжестве социализма, в реальности свершений было избрано «жизнеподобное» искусство. Этот метод «эстетизации» реальности, получивший впоследствии, в 1930-е годы, название социалистического реализма, стал официальным художественным языком государства.
Если в 1910-1920-е годы развивался авангард, то в начале 30-ых, после постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» стало окончательно ясно, что творческим экспериментам приходит конец. Основной тенденцией этого десятилетия стало развитие искусства, доступного для понимания самой широкой аудиторией - так родился художественный метод «соцреализм». Картины этого периода посвящены индустриализации, военным победам и труду.
Б.Голополосов. «Ленин - вождь мирового пролетариата». Фрагмент картины (1929 г.)
На некоторых картинах хочется остановиться в особенности. Тёмное, почти чёрное полотно, алый нимб. Краснолицый Ленин с деисусным чином большевистских архангелов, архангелы остались за кадром. Борис Голополосов. Его отец, архангельский дворянин и «старый большевик», вышел из партии сразу после смерти Ленина - для него эпоха закончилась. Экспрессионизм Бориса Голополосова пронизан токами ужаса, отвращения и безысходности. Отблеск экспрессионистического угара ложится на все полотна художника, написанные в 1930-е годы. Он, конечно, пытался быть своим парнем среди сытых сталинских сказочников, но всякий раз вместо размашистой поэмы о том, как стало хорошо жить, у него получался гротеск с хармсовским объявлением «нас всех тошнит». (выдержка из журнала «Коммерсантъ»)
С.В. Герасимов. «Ленин на II съезде Советов среди делегатов-крестьян» (1935-1936 г.)
В динамичное полотно хорошо вписались, на мой взгляд, две женщины со своими не менее важными обсуждениями.
А. Дейнека. «Ленин на прогулке с детьми» (1938 г.)
Позади дождевая туча. Автомобиль мчится вперёд к светлому будущему. В машине оживлённо и радостно. Тема - Ленин лучший друг детей - передавалась, как эстафетная палочка от одного партийного руководителя другому. Позже сами увидите.
Сергей Пустовойт. «Ленин в Жювизи» (1985 г.)
Это в середине 1980-х годов образ Ленина становится объектом сюрреалистических стилизаций. А в более ранних картинах, начиная с 30-ых годов, изображения лидера революции все более и более мифологизируются.
Юрий Деев. «Товарищ Ленин» (1974 г.)
Исаак Бродский. «Ленин - оратор» (1929 г.)
Николай Шестопалов. «Ленин и Сталин» (1938 г.)
А вот и эстафетная палочка.
Сталин - лучший друг детей. Картина Василия Ефанова. «И.В. Сталин и В.М. Молотов с детьми» (1947 г.)
Дмитрий Налбандян. «Для счастья народа. Заседание Политбюро ЦК ВКП(б)» (1949 г.)
Картина с пафосным названием «Для счастья народа»...
...и ещё одна с не менее пафосным - «Великая дружба», того же художника.
Не лукавит ли здесь художник? Но время диктовало свои правила в искусстве. Нужно было рисовать размашистые поэмы о том, как стало хорошо жить. Живописно рапортовать о подвигах, победах, командировках и дружбе.
Петр Мальцев. «Встреча героического экипажа» (1938 г.)
Советские лётчики на отечественном самолёте через Северный полюс прорвались в Америку, показали всему миру, что Советский Союз стал мощной державой, что первая в мире социалистическая страна развивается без оглядки на мировой экономический кризис.
Мальцев изобразил встречу чкаловцев не в Кремле, какой она была на самом деле, а в широком поле поблизости от аэродрома. Небо серое, мрачноватое, но картина яркая. Тут и Климент Ворошилов в белоснежном кителе, и ликующие пионеры, а на заднем плане - строгий Лазарь Каганович и похожий на Сталина Серго Орджоникидзе. Вожди, которые ассоциировались с развитием армии и индустрии. Им под стать - лётчики Георгий Байдуков и Александр Беляков. Их всех советские люди хорошо знали в лицо. Но, конечно, главные герои диорамы - Сталин и Чкалов.
В. Сварог. «Доклад Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов о проекте Конституции СССР»
И ещё одна диорама
Дмитрий Кардовский. «Сталин, Ворошилов, Каганович и Молотов на маневрах РККА» (1933 г.)
И ещё одно трибунное заседание. Александр Герасимов. «Доклад И.В. Сталина» (1944 г.)
Марат Самсонов. Н.С. «Хрущев и Фидель Кастро в березовой роще» (1963 г.)
Александр Саханов. «Строители» (1964 г.)
Тема встречи Н.С. Хрущева со строителями неслучайна: вторая половина 1950-х - время активного расселения бесчисленных коммунальных квартир. Именно в период правления Хрущева началась массовая застройка городов жилыми домами - «хрущевками».
В центре Никита Сергеевич Хрущев - руководитель нового типа, энергичный, демократичный, в светлых одеждах, на фоне открытой строительной площадки.
Ахмед Китаев. «Хрущёв среди рабочих-строителей»(1961 г.)
Д. Налбан. «Встреча руководителей партии и Правительства с советской интеллигенцией»
Картинный ряд, посвящённый Леониду Ильичу, оказался довольно скромным.
Иван Пензов. «Л.И. Брежнев в беседе (1982 г.)»
Следующий раздел выставки «На страже»
Николай Свиненко. «Рассказ пограничника» (1930 г.)
Вера Адамчевская. «Красноармеец» (1940 г.)
Виктор Мидлер. «Политзанятия на линкоре» (1932 г.)
Екатерина Зернова. «Колхозники приветствуют танкистов» (1937 г.)
Владимир Люшин. «С донесением» (1933 г.)
Сергей Соколов. «Красноармеец на посту» (1927 г.)
Портрет полярного летчика Бориса Чухновского (1928-1929 г.)
Виктор Прошкин. «В воздухе» (1937 г.)
Василий Журавлев. «Слет планеристов в Коктебеле» (1937 г.)
Как я уже сказала, задачей искусства, начиная с 30-ых годов, становилось отражение социальной доктрины и реальности, преображённой идеями. Основным требованием было создание произведения, прежде всего доступного для понимания трудящимися, утверждающего социальное новаторство и общественный энтузиазм.
Ирина Штанге. «Коммуна заводской молодежи» (1937 г.)
Некоторые современные темы - спорт, отдых, досуг - решались в манере, с оглядкой на импрессионизм, на быструю этюдную фиксацию действительности. Сергей Луппов. «Пляж на Москве-реке» (1937 г.)
С конца 1930-х художники всё чаще обращаются к рецептам мирового искусства, как отечественного, так и иностранного, преимущественно XVII-XVIII веков, заимствуя композиционные решения и пластические мотивы для убедительности своих полотен. Такие заимствования часто имели обратный эффект. Из-за соединения современного сюжета с академическими приёмами репрезентации часто возникала двусмысленность.
Николай Шнейдер (Барна Миклош). «Суд над прогульщиком»(1937 г.)
Кетеван Магалашвили. «Групповой портрет стахановцев»(1938 г.)
Жанр портрета был востребован для создания образов вождей, героев войны и труда, знаменитых людей. Такая живопись предлагала зрителю идеального героя в идеальной социалистической реальности. Этот полный пафоса дух господствовал и в других жанрах , особенно в «тематической картине», посвящённой победам в войне и созидании. Лишь жанровая живопись, обычно ориентированная на бытовую реальность, могла быть прямо обращена к зрителю, раскрывая темы, близкие простому человеку.
Александр Самохвалов. «Вузовка» (1936-1937 г.)
Константин Дорохов. «Перед прыжком» (1937 г.)
Михаил Штейнер. «Физкультурница в купальном костюме» (1939 г.)
Сергей Луппов. «Водная станция» (1937 г.)
Не напоминает вам картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре»?
А мы переходим к разделу «Индустрия»
Жмите, чтобы развернуть текст
В. Мухина. макет «Рабочий и колхозница»
Очень мне нравится история создания этой извесной скульптуры. Ещё раз напишу её здесь. По замыслу архитектора Бориса Михайловича Иофана, создавшего павильон к международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь», вершину уступами устремленного вперед и вверх здания должна была увенчать скульптурная композиция - юноша и девушка с серпом и молотом в руках, олицетворяющие единство рабочего класса и колхозного крестьянства. Эта скульптурная группа в представленном архитектором проекте была намечена лишь приблизительно. Ваятелю предстояло развить мысль зодчего и выразить ее пластически.
Среди других скульпторов получила приглашение принять участие в конкурсе и Вера Мухина. Работа вначале не ладилась, и Мухина отправилась на ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка), отвлечься от всех неурядиц. День был холодный, пасмурный, прогуливаясь по Выставке, молодая женщина промочила ноги. Ничего путного в голову не приходило, и чтобы как-то отдышаться и собраться с мыслями, она углубилась в лес. Подошла к лесному озерцу, облокотилась на дерево и вытрясла на ладонь неизвестно как попавший в туфлю камушек, он давно мешал ей идти. Пригляделась - камушек оказался с дыркой посередине. «Счастливый», - обрадовалась она. Подняла голову вверх и наконец улыбнулась проглянувшему сквозь тучи солнцу. А над ее головой тянулись к небу две обнявшие друг друга ветви старого дерева. «Прямо как живые, как человеческие руки, - подумала скульптор и заторопилась в мастерскую. «Ключ» будущей скульптуры был найден.
Давид Загоскин. «Женский цех завода Севкабель» (1936 г.)
Василий Кучумов. «Художник в цехе» (1937г.)
Борис Комаров. «Молодежь метро за учебой» (1937 г.)
Константин Дорохов. «На консервном заводе» (1937-1939 г.)
Виталий Тихов. «Стахановки завода им. ОГПУ» (1936-1937 г.)
Ольга Синицына. «Комната кормящей матери» (1937 г.)
Но это всё картины более позднего периода, когда в портретах произошло очеловечивание. Тяжёлый труд, живые лица, насущные проблемы. Но посмотрим на картина эпохи первой пятилетки, которая посвящена строительству ветки длиной 145 километров к горе Магнитной.
Кузьма Николаев.«Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске» (1930 г.)
Художник нашёл смелую в своём предельном лаконизме формулу постижения пространства - объёмную дугу насыпи и железнодорожного полотна, которая круто развёрнута и уходит вдаль, в будущее. При высоко поднятом горизонте эта чистая геометрия позволяет сразу охватить глазом весь беспримерный путь, который предстоит пройти строителям. У героев разогретые тела и обугленные солнцем лица - человек словно подвергается переплавке в горниле новой эры. В движениях персонажей нет суеты и чрезмерной экспрессии, но есть безусловное подчинение долгу и мотивация - вектор развития задан, и они в союзе с эпохой. Сама история здесь неумолимо и неуклонно стремится вперёд, к горизонту, по проложенному рабочими железнодорожному пути.
В середине 1930-х подобных картин со смелой композицией и ракурсами, с определённой долей условности в художественном решении становилось всё меньше.
Николай Рябинин. «Машины для Турции» (1937 г.)
Семен Павлов. «Горячепрокатный цех гвоздильного завода» (1937 г.)
Александр Попов. «На Неве» (1937 г.)
Метаморфозы продолжатся в следующей части моего рассказа.