Прошло 5 лет с тех пор, как мы в первый раз побывали в Суздале, и вот мы снова здесь.
Ещё не было девяти часов, когда таксист притормозил у Торговой площади, возле Воскресенской церкви.
Дальше нам пешком.
Наивно предполагали, что в такое время под стенами Торговых рядов ещё не будет палаток с сувенирами. Хотелось осмотреть ряды ничем не загороженные, но субботним утром торговцы, лишь только «на небе восточном зарделась заря» уже во всеоружии, видимо, и туристические автобусы не за горами. Ну что ж, всё правильно, как говорится, кто рано встаёт, тому Бог подаёт. А мы, значит, своё время профукали. Пойдём на задворки, может там ещё безлюдно?
Внутренний двор, за ним Кресто-Никольская церковь.
Утро, тишина, небо чистое, чистое, и мы плывём по утренней свежести в каком-то благодушном состоянии.
Майские одуванчики
Галерея Торговых рядов
Витрина Торговых рядов, и отражение Входо-Иерусалимской церкви в ней.
Оглядываемся на неё
Помните, в прошлых постах про Суздаль я писала, что здесь все церкви стоят парами: зимние и летние.
Входо-Иерусалимская (летняя) и Пятницкая (зимняя) церкви
Мне кажется, отличить «тёплый» храм от «холодного» не сложно самостоятельно.
«Тёплые» храмы более приземистые, имеют меньший объём, что позволяет более эффективно расходовать тепло в помещении в зимний период. На мой вкус также, «тёплые» храмы в противоположность «холодным» отличаются скромностью внешнего убранства, и обладают лишь небольшим подбором декоративных элементов, но ярким и запоминающимся. У Пятницкой церкви - это необычная фигурная главка.
Входо-Иерусалимская и Пятницкая церкви от оборонительных укреплений Кремля, на фоне Торговых рядов.
За рядами видна Воскресенская церковь
И ещё один вид, теперь от речки Каменка. Слева Входо-Иерусалимская церковь, справа Успенская церковь «на княжьем дворе» (красная), а между ними холм - это оборонительные укрепления.
Перед тем, как идти в Кремль, пересекаем Кремлёвскую улицу и поднимаемся на земляной вал. Здесь приятно прогуляться и осмотреться. По одну сторону вала от нас двор пожарной части.
Чуть впереди видна церковь Святого Николая с колокольней.
Любуемся высоким и тонким, как свеча, барабаном церкви.
По другую сторону вала нас ждёт приятный сюрприз.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Такой мы нашли её в 2014 году
А так она выглядит сегодня
Белоснежные архитектурные детали выгодно выделяются на основном фоне жёлтых стен подчёркнуто устремлёнными ввысь вертикалями. Благодаря такому цветового решения, невысокая массивная колокольня, смотрится нарядной и стройной.
Удаляемся от Торговых рядов и посадских церквушек, одновременно приближаясь к территории Кремля.
Помню, что в прошлую поездку у меня не возникло желания снимать кремлёвский ансамбль с близкого расстояния, и я выкладывала только несколько фотографий дальнего плана, снятых с другой стороны реки. Зато давала подробное описание постройкам:
На один день в Суздаль. Часть III В этот раз небо по утру начало так чудесить, что я не удержалась.
В комплекс Суздальского Кремля вошли Собор Рождества Пресвятой Богородицы 1222-1225гг.; Архиерейские палаты XVII-XVIIIвв.; Церковь Благовещения Архиерейских палат, домовая; Крестовая палата XVIIв.; Колокольня XVIIIв.; стены, ограды.
Делаю кадры, приближаясь к комплексу по земляному валу. Колокольня, как видите, в 2019 году оделась в строительные леса. Не трудно заметить, что в Суздале вообще много работают над сохранением исторических памятников.
В ансамбль Суздальского Кремля входит ещё один исторический памятник - Церковь Николая Чудотворца, перевезённая сюда в 1960 году из села Глотово, Юрьевского района. Деревянная церковь Николы относится к 1766 году постройки.
Владимир Солоухин был в Глотове в 1950-х г.г. Тогда ещё существовало и само село, и в нём стояли две церкви - деревянная и каменная. Солоухин так описывал своё посещение Глотова: «Село называлось Глотовом. В Юрьев-Польском музее нам советовали обязательно зайти в это село, а зачем - не сказали: сами увидите, а если не увидите, то нечего вам и по земле ходить... Теперь мы медленно шли вдоль села, озираясь по сторонам. Озираться пришлось недолго. Ночью мимо яркого костра, не заметив его, пройти было бы легче. В окружении могильных крестов и деревьев, дошедшая из тьмы времен, пришедшая сразу из всех сказок, стояла деревянная церковка. Архитектуры такой нам ещё не приходилось видеть. Такая архитектура годилась только и именно для деревянной церковки и совсем не годилась бы для каменной. Для деревянной же она была тем идеалом, тем совершенством формы, которая выработалась за многие века. Перед нами стояла не просто церковь, но произведение искусства, шедевр деревянного зодчества.
На землю положены квадратом четыре могучих бревна с грубо - топором - обрубленными концами. Концы соединены крестом, как это делается у всех деревенских изб. Потом положены еще четыре бревна, но уже длинней нижних, потом еще длиннее, еще и еще. Таким образом поднималось бревенчатое основание церкви, похожее на перевернутую усеченную пирамиду. Каждый угол основания чем-то напоминал издали куриную лапу, и нам впервые стала понятна избушка на курьих ножках.
На высоте, более человеческого роста, окружала церковку деревянная, с резными столбами узкая галерея под узкой тесовой крышей. Над галереей поднималась двумя стремительными острыми шатрами тесовая крыша, один шатер, пониже, примыкал к другому шатру, повыше. Крыша была настолько крута, что удержаться на ней было бы невозможно. С одной стороны островерхий шатер описывал полукруг. Кирпичная, но легкая-легкая башенка поддерживала луковицу с крестом.
Большая часть тесовой крыши по цвету не отличалась от крутого яичного желтка, такой плотной шубкой разросся здесь мелкий сухой лишайник - стенница. Крыша над галереей почти не сохранилась, а оставшиеся доски тоже были ярко-желтыми. Крыльцо, по которому можно было бы подняться в церковку, разрушилось... собрались ребятишки со всего села. У них мы спросили, кто мог бы нам отпереть и показать церковь. Одна девочка вызвалась сбегать за тётей Машей Титовой. «Все ключи у нее, а сама она сажает табак»... Пока девочка бегала, мы раздобыли лестницу. Прибежала тётя Маша, средних лет здоровая женщина. Руками, испачканными в черноземе, она долго крутила в личине ключ, весивший не менее трех килограммов. Внутри церковь не поразила нас ничем особенным. Евангелия в серебряных окладах, тусклый иконостас, рассохшиеся ставни на окнах. Тетя Маша сказала, что если никто не возьмется, то церковь продержится разве что десяток лет, а потом развалится».
Отрывок воспоминаний нашла на сайте
СОБОРЫ.РУ
По отчёту Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA) самой часто путешествующей нацией оказались жители Соединенного Королевства. На втором месте оказались американцы. Третью позицию заняли китайцы. По мне, так всё это враки. В жизни не видела путешествующих англичан - нация домоседов.
Даёшь китайцев на первое место.
В марте международное агентство Henley & Partners опубликовало обновленный индекс самых удобных для путешествия паспортов (рейтинг стран, граждане которых могут посещать без визы другие государства). Лидерами рейтинга стали Япония, Сингапур и Южная Корея. Граждане этих стран могут совершить безвизовый въезд в 189 государств. Вот это другое дело. В это я верю.
Архиерейские палаты
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком...
Три окна, и ни одной девицы.
Собор Рождества Богородицы
Чтобы не повторять то, о чём писала в другом посте, скажу только, что от постройки XIII века сохранилась нижняя часть, ограниченная аркатурным поясом, выше которого стены выложены в XVI веке, но уже не из белого камня, а из кирпича.
Существенная перестройка Богородице-Рождественского собора состоялась по указанию великого князя Московского Василия III в 1528-1530 годах. Старый собор разобрали вплоть до аркатурно-колончатого пояса, заменив белокаменные стены кирпичными. Верхняя часть храма получила совершенно иной облик - вместо прежних трёх глав собор теперь венчали пять. Под ними располагались высокие кирпичные световые барабаны. Стены фасадов прорезали узкие окна, больше похожие на щели. Практически в таком виде собор и дошёл до наших дней.
Древняя часть Собора Рождества Пресвятой Богородицы богато декорирована резьбой из гладкотесаного белого камня. Фасады украшают фигуры львов, женские маски, затейливые орнаменты.
В резьбе южного портала ромбовидная сетка с пальметтами характеризует достижения русской орнаментики 1220-х гг. Распластанный на две грани капители рельеф льва с выходящей на угол мордой типичен для романского искусства, но по образу и плоскостно-декоративному стилю представляет местную работу.
Восточная часть собора. Апсида почти вплотную примыкает к кремлёвской стене.
После осмотра кремлёвских построек можно также прогуляться по земляному валу. Отсюда открываются чудесные виды на город. Видим, стоят в паре две белоснежные церкви Рождества Иоанна Предтечи с колокольней и Богоявленская. Правее возвышается колокольня Ризоположенского монастыря.
Конец мая. Во всю цветёт сирень.
Стоим на валу, любуемся видом на Каменку.
А на том берегу, на Ивановой горе стоит Ильинская церковь и любуется своим отражением.
Белая сирень
Вот ещё десантировалась группа туристов, занимающая третье место в списке самых путешествующих.
Церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне.
Это теперь она стоит такая яркая и нарядная.
А в 2014 году мы нашли Борисоглебскую церковь совершенно в плачевном состоянии (фото ниже, наш архив).
Я уже писала в прошлом посте о том, что церковь могли разобрать в 1923 году на кирпичи для строительства городской бани. Но не разобрали. Теперь церковь счастливо возродилась, и радует глаз.
Ещё один общий вид с земляного вала.
Правее Преподобенской колокольни Ризоположенского монастыря видим Антипьевскую и Лазаревскую церкви.
Выкладываю здесь два вида Суздальского Кремля, снятые тем же вечером с другого берега Каменки.
На самом деле, ещё не вечер.
В следующем посте мы увидим вблизи те церквушки, которыми любовались издали, с земляного вала.