Выходим на Пятницкую улицу. Даже так, сквозь густую крону деревьев видно, какое это место красивое. Рядом находится Патриаршее Черниговское подворье. Высокую колокольню видно даже с этой точки, хотя само подворье прячется в переулке. Вокруг великое множество великолепных домов разного времени и стилей.
Но нам нужен доходный дом купца Н.Г. Григорьева, что на переднем плане
Доходный дом в стиле модерн был построен по проекту архитектора А.М. Калмыкова для купца Н.Г. Григорьева в самом конце XIX века. Николай Григорьевич Григорьев являлся купцом 2-й гильдии, основатель одной из самых крупных российских колбасных фабрик, слыл «колбасным королём». Так что не удивительно, что первый этаж до революции занимал гастрономический магазин.
В верхних этажах дома располагались меблированные комнаты «Пятницкое подворье», позже переоборудованные в квартиры. В этом доме провёл свои детские и юношеские годы знаменитый кинорежиссёр Михаил Ильич Ромм.
Рассмотрим декор. Центральную часть украшают высокие окна в два этажа, с сохранившейся расстекловкой, и красивая входная группа. Хотя саму дверь сложно назвать красивой. Оригинальная как раз не сохранилась. Над дверью барельеф с изображением женской головки, Лорелеи.
Откуда взялась идея сделать над головой Лорелеи нимб с тремя шестиконечными звёздами, для меня осталось загадкой. Будем считать, что архитектор хотел подчеркнуть, что это не просто милая женская головка, а именно златокудрая красавица Лорелея, мировая слава к которой пришла благодаря стихотворению Генриха Гейне. Так уж случилось, что Лорелея в конце XIX века стала одним из любимых мотивов модерна, в то время как сам Генрих Гейне на родине даже после смерти оставался фигурой неоднозначной. Первый памятник поэту появился лишь 1892 году благодаря его страстной поклоннице Елизавете Австрийской. Причём стоял монумент в её же дворцовом ансамбле, так как Гамбург без объяснений отказался принимать подарок. С памятником связано много треволнений, как и с другими памятниками поэту, которые не хотели устанавливать ни в Дюссельдорфе, ни где бы то ещё. Гейне ставили в вину отсутствие любви к родине, критику порядков в Германии, преклонение перед Наполеоном, эмиграцию во Францию, но главное - его еврейское происхождение. Так или иначе, в начале 1893 года магистрат официально отказал в выделении места под памятник. То же случилось с Феликсом Мендельсоном, который в конце жизни решился написать оперу на сюжет Гейневской Лорелеи. Об этом хорошо написала Маргарита Алигер:
Лорелея, девушка на Рейне,
Старых струн забытый перезвон.
Чем вы виноваты, Генрих Гейне?
Чем не угодили, Мендельсон?
Я не могу знать, копал ли так глубоко архитектор А.М. Калмыков, устанавливая звёзды над головой Лорелеи, и уж тем более думал ли о выше сказанном колбасный король Н.Г. Григорьев. Но я прочитываю барельеф над дверью именно как Лорелея Гейне.
Отвлеклись. Рассматриваем детали дальше. Интересны два балкона по сторонам здания
А так как модерн черпал вдохновение в природе, фасад богато украшен лепным растительным орнаментом.
Среди орнамента можно рассмотреть, как «Пробирается медведь. Сквозь густой валежник».
Да, на одном московском сайте, один чудак написал, что эти барельефы изображают то ли волков, то ли медведей. Один написал, тысячи бездумно повторили. Так вот это медведи, именно медведи, а никак не волки. В конце концов сходите в зоопарк, посмотрите, как выглядит лапа волка, морда волка, и понаблюдайте за повадками волка. Так раздвигать ветви может только медведь. Не бесите людей глупым копированием одного и того же текста с неподтверждёнными фактами и невнятными размышлениями.
И вот она, наша вишенка на торте. Над крайними окнами верхнего этажа можно рассмотреть сов.
Как я уже сказала, здесь очень красивые места и очень красивые дома. Мы обязательно поговорим о них в других записях, но сейчас проходим живописными переулками к доходному дому А.А. Дурилина, который находится неподалёку.
Доходный дом А.А. Дурилина был построен в 1906 году по проекту архитектора Владимира Владимировича Шервуда. И построен на участке, занимающем угол Большой Ордынки и Черниговского переулка. Дом А.А. Дурилина был украшен тонко выполненной лепниной, сосредоточенной над подъездами. Лиственный узор располагается там сплошным ковром. Лепнина дополнена длинным рядом одиночных или тройных цветных изразцов. В советское время дом надстроили на два этажа. Надстройка дала дополнительные метры, зато резко ухудшила художественные качества дома. Прежде в завершении здания был далеко вынесенный карниз, разрывавшийся для того, чтоб дать место фигурным аттикам на углу здания и над подъездами. Был сложный силуэт, исчезнувший из-за надстройки.
А вот и сова в обрамлении венка из дубовых листьев
Часто о деятельности хозяина дома можно догадаться по деталям, украшающим фасады. Но не в этом случае. Алексей Алексеевич Дурилин занимался выделкой кожи. О заслугах А.А. Дурилина говорит список его должностей и званий. Он - Потомственный почётный гражданин, гласный Московской Городской Думы, то есть депутат, а также выборный московского купеческого сословия и староста церкви Воскресения Словущего, что в Монетчиках.
Но продолжаем рассматривать декор. Нижнюю часть эркера украшает балкон-обманка.
Эркеры, пилястры с капителями, в основе растительного орнамента которых можно увидеть листья аканта.
Великолепный ковёр из виноградных гроздьев и те самые цветные изразцы, о которых уже говорилось выше
И, конечно же, женские головки среди растительных узоров опять же
Большая Ордынка. Вид со стороны брандмауэра. Про балкон-обманку в нижней части эркера уже сказала. А вообще, на всём этом величественном фасаде можно увидеть всего один настоящий балкон.
Со стороны Черниговского переулка фасад мне показался попроще. Но дорожки окон смотрятся очень красиво.
Некоторые окна облюбовали муляжи городских птиц. Современный дизайн. Я читала, что крупный муляж птицы спасает от натуральных голубей, любителей гадить на подоконники. Якобы «пернатые крысы» уже рядом не присядут. Но, что-то я сомневаюсь в этой затее.
И ещё одно здание рассмотрим сегодня. Дом Зинаиды Перцовой
Здание построено в 1907 году и принадлежало Зинаиде Алексеевне Перцовой, жене инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова. В 1905 году Петр Перцов объявил закрытый конкурс на лучший проект дома. И в итоге выбрал проект Сергея Малютина. Покровительница искусств княгиня Мария Тенишева вспоминала, что С. Малютина интересовали «столбушечки, красочки, вершочки, зайчики» - приметы русского стиля, который стал особенно популярен в конце XIX века. Идеи Малютина совпали со вкусами Петра Перцова.
Задумка Малютина подходила и для цели здания: Петр Перцов строил доходный дом с недорогими квартирами и мастерскими для художников. Он хотел создать место, где могли селиться талантливые люди.
На земле, приобретённой Перцовым, уже стояло трехэтажное здание. Перед Малютиным встала задача адаптировать его под доходный дом и придать сооружению неорусский колорит. Художник спроектировал «трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями... четвертый этаж с большими окнами... и с интересным балконом под золотым куполом под названием «Беседка царицы» и... четырехэтажный особняк и по переулку - особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом». То есть к дому добавился еще один этаж и новый корпус. Чтобы строение больше напоминало терем, Сергей Малютин разработал конструкцию в виде острого угла. В нее и вписали «отлетную» часть здания. «Беседкой царицы» автор назвал балкон четвертого этажа с золоченым шатром-крышей. Архитектор сам придумал два главных фасада со всеми деталями облицовки и часть интерьеров: он сочетал языческие символы и эстетику греческих икон.
Стены облицевали красным кирпичом, который выглядел нарядно и в то же время не перетягивал внимание на себя. Сергей Малютин богато украсил здание: на основном фасаде поместили разноцветную майоликовую живопись и мозаики. Исполнили их молодые художники из артели «Мурава». Мастера выполнили около 30 композиций: изображения солнечного бога Ярилы, птицы Сирин, оленей, зайцев, щук, растений.
Также дом украсили деревянной резьбой и литыми деталями. Балконы держали фантастические змеи и русалки.
Те самые «столбушечки, красочки, вершочки, зайчики»
Трубу изготовили в виде дремлющей совы
Кроме семьи Перцовых, в доме поселились состоятельные горожане, которые занимали парадные апартаменты, и небогатые художники - они арендовали помещения на верхних этажах. Часть художественных мастерских сдавалась за небольшие деньги членам объединения «Бубновый валет» - Роберту Фальку, Василию Рождественскому, Александру Куприну. В этом же доме поселился и автор проекта - Сергей Малютин: он жил в квартире на полуподвальном этаже. В 1908 году в дом Перцовой въехал знаменитый в начале XX века камерный театр-кабаре «Летучая мышь».
Панно (фото ниже), украсившее фасад со стороны набережной демонстрирует изображения солнечного славянского божества Ярилы, наблюдающего за битвой Быка и Медведя - символических животных божеств Перуна и Велеса.
Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников» получил 5 лет тюрьмы. Перцов вышел на свободу через год, но из дома его выселили. Дом был национализирован.
В 1920-х годах бывший доходный дом заселили советские военные деятели. В апартаменты Позднякова въехал Лев Троцкий, позже он занял комнаты Перцовых. Новые хозяева почти полностью уничтожили авторские интерьеры Сергея Малютина в стиле модерн. Из квартир исчезли резные деревянные украшения, росписи на потолках, узоры на стенах. До нашего времени сохранились лишь отдельные детали: парадная деревянная лестница с резными фигурами сов, входной ансамбль с птицей Сирин, часть внутренних дверей.
Обычные горожане не могут попасть в здание. В 1970-е годы его передали Главному управлению по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел. Дипломатические офисы располагаются в доме по сей день.
Будет продолжение...