На территории Воздушных садов музея-заповедника «Царицыно» до 1 сентября будет проходить VII Фестиваль исторических садов. Темой фестиваля в этом году стали «Сады в искусстве». Заявленная тема расскажет, как садовые мотивы вдохновляли архитекторов, живописцев, графиков, композиторов и писателей в разные моменты истории.
Проекты садово-паркового искусства отмечены на схеме
Семнадцать садовых композиций предстанут вашему вниманию. И хотя фестиваль проходит уже в седьмой раз, мы побывали на нём впервые. Рассматривая композиции каждого проекта, можно почерпнуть новые идеи для собственного сада, а можно просто ходить и наслаждаться картинами садово-парковых ландшафтов.
Композиция «Дети природы»
Тема сада - гармоничное сочетание искусственной и естественной среды. То, что я так люблю. Прямые углы, геометрия, логика в союзе с бесконечным разнообразием жизни и форм. Взаимодействие человека с природой. Перед нами встаёт вопрос, подчинить природу себе, придавая ей искусственные формы, или попытаться понять закономерность природы, повторяя ее логику в своем творчестве. Эти подходы формировали архитектурные и художественные стили предыдущих эпох.
Очень понравилось, как в композиции играет свет и тень, создаётся объём и многоуровневое построение. И даже девочка в жёлтом, словно часть композиции. Человек черпает вдохновение в природе, копирует формы, цвет, стараясь найти природное начало в себе.
А нас ждёт новая композиция. «Сны далёкой мельницы». Фрагмент
Сад - это мир, в котором всё дышит свободой. На острове среди воды легко почувствовать себя ребенком.
Автор проекта уверяет, что в этом саду можно забыть о возрасте, половить стрекоз, бросить в пруд камень и долго наблюдать за кругами, расходящимися по воде. Или задумчиво глядеть в воду, или на звёзды, или на облака, беззвучно общаясь со своим внутренним «я».
А вот и постель с лебяжьим пухом для ваших грёз. Это был проект «Сны далёкой мельницы»
Легко догадаться, что вдохновило дизайнеров этого проекта, под названием «Мастерская Гжели»
Сад рассказывает об искусстве гжельской росписи, история которой насчитывает уже почти восемьсот лет. Каждая деталь композиции напоминает о канонической сине-белой гамме, в которой работают мастера из Гжели. Ботаническая стилизация - визитная карточка многих стилей гончарного ремесла, но именно в гжельском промысле ей посвящены миллионы узоров.
Цветы в саду, цветы в узорах мастеров...
А это, наверное, самый крупный проект фестиваля. «Безумный день, или суматоха закулисья». Сначала сцена
Играют «Фигаро». Марселина уже приготовила свое знаменитое платье. Зрители ждут. В саду начинается магия.
Только в театре так неожиданно и вдруг может меняться свет. Эффектами владеют мастера сцены
Магический проект представил музей театра МХАТ и ландшафтные дизайнеры Катерина Чухась и Мария Бадина
Проект очень многоплановый, помимо сцены нам предлагают проникнуть в закулисье, где можно пройти по коридорам, заглянуть в бутафорский цех, в гримерки, в реквизитные. Сегодня можно всё. Вот один из фрагментов бутафорской.
И новый проект перед нами - «Видение розы»
Сад посвящен одноактному балету Михаила Фокина, поставленному в 1911 годы для балетной антрепризы «Русский балет» Сергея Дягилева. Декорации и костюмы к этому спектаклю создал Леон Бакст, а главную роль Призрака розы исполнил Вацлав Нижинский.
Сняла лишь фрагменты композиции. Призраков в этом саду так много, что они могли бы поставить собственный балет. И хочу уточнить, что этот проект особенно хорошо смотрится в вечернее время суток. Здесь установлено много фонариков, которые дополняют мистическое настроение.
«Хоббит: в гостях у Бильбо»
Думаю, слова здесь излишни. Жилище Бильбо с круглой дверцей. Палисадник. В саду царят комфорт и уют. Здесь можно посидеть на лавочке и поразмышлять о драконах.
Проект «Мураново. Счастливый дом»
Сад, созданный в честь исторической усадьбы Мураново, приглашает в мир поэзии, русской усадебной культуры и природы. Главный усадебный дом был построена в 1842 году Евгением Боратынским - знаменитым поэтом-романтиком и другом Александра Пушкина.
Попробуйте процитировать фрагменты композиции стихами. Вы почувствуете, как это занимательно.
Проект, который не оставит равнодушными любителей живописи. «Сад Магритта»
Сад посвящен великому бельгийскому сюрреалисту Рене Магритту. Основа композиции состоит из образов и символов, заимствованных с полотен художника. Главным арт-объектом сада являются квадраты шахматной доски со скульптурами «Человека в котелке» - знаменитого образа, созданного Магриттом в 1964 году.
«Времена года. Переосмысление». Приходите и переосмысливайте...
«Аэлита. Сад будущего»
Планировка сада, состоящая из концентрических дуг и окружностей, сходящихся к центру, и разделенная радиальными линиями, символизирует радиосигналы, отправленные к другим планетам, а также карты планет и звездного неба. Обилие красного - цвета-символа планеты Марс. Внимательные подметят, что дизайнер черпал свое вдохновение в архитектуре Шуховской башни. А посвящена композиция фильму «Аэлита» Якова Протазанова. В этом году отмечается 100 лет с выхода киноленты.
«Цветочный сад Густава Климта». Фрагмент
Зона отдыха и проведения концертов
А мы попадаем в «Сад мхов»
Прочитаем красивое пояснение к композиции. «Говоря на языке японского сада, мостик яцухаси ведет нас через туманное мистическое болото, в котором живут наши собственные страхи. Нельзя двигаться по прямой, иначе злые духи настигнут в пути, поэтому мостик постоянно петляет. Заглянув в глаза своим страхам и поборов их, можно достичь внутренней гармонии, которую символизирует беседка, подсвеченная красным фонарем.
В центре беседки растет бонсай - символ трудных трансформаций и долгой работы над собой. Вдохновением для визуального образа сада послужила гравюра «Приземление гусей на Катада» японского мастера Китагавы Утамаро».
«Инклюзивный сад волшебных историй». Фрагменты
Этот сад необычен. Он создан детьми и молодыми людьми с особенностями развития.
Проект «Ностальгия»
Сад посвящен «Композиции с деревьями» художницы-авангардистки Наталии Гончаровой. Свою картину она писала в эмиграции, в 1916-1920 годах. Художница будто увидела за экзотическими пейзажами родные мотивы, и они понесли ее к дому. Сыграли роль впечатления детства, проведенного в деревне...
В конце пути нас ждёт ещё одна зона отдыха