В среду с утра стоял туман над городом. Нет, я ничего не фотографировала, но вспомнила, что несколько месяцев назад начала рассказывать про одну туманную прогулку и не завершила своё повествование. Тогда речь шла про Высоко-Петровский монастырь. С галереи церкви Сергия Радонежского, что в Высоко-Петровском монастыре, смотрим в сторону Крапивенского переулка и даже кое-что видим за хозяйственными постройками и невысокими крышами.
Сначала видим узорчатую кладку кирпичной стены
...а левее барабаны и купола церкви
Это церковь за пределами Высоко-Петровском монастыря, также во имя преподобного Сергия Радонежского, в Крапивниках. Кто хорошо знает это место, тот хорошо знает и то, что здесь от машин продыху нет, вечно всё заставлено и перегорожено. Сразу после пандемии ни машин, ни людей почти не было, я уже говорила, так что можно было осмотреть интересующие меня объекты с любого расстояния без помех.
Если взглянуть на расположение церкви, а она стоит под углом к Крапивенскому переулку и далеко выдаётся на проезжую часть своей колокольней, то можно догадаться, что появилось сооружение задолго до того, как возникла здесь современная дорога, т.е. такое расположение говорит нам о древности храма.
Церковь невелика сама по себе, самая старая часть церкви - небольшой по площади четверик, построенный в камне в 1678 году. С севера, юга и запада он окружён более поздними пристройками. Только восточная стена его не была ничем застроена. Здесь мы можем увидеть алтарную апсиду, наличники окон, старый карниз. Каким было первоначальное завершение кубического здания, точно не известно. Скорее всего, церковь была одноглавой.
В 1749 году церковь перестроили, и она стала почти такой, какой мы видим её сегодня. Над старым четвериком появилось новое завершение в виде прямоугольного объёма со срезанными углами. На коротких сторонах его были устроены арочные ниши с замковыми камнями. Все углы надстройки украсили пилястры. Новое завершение храма покрыто высоким восьмигранным куполом и увенчано простым, без украшений, гладким барабаном с маленькой главой и ажурным кованым крестом. Одновременно к храму был пристроен северный Никольский придел (в 1998 году он освящён во имя Серафима Саровского). Церковь получила черты стиля барокко. Не исключено, что перестройка храма велась по проекту мастера школы князя Д.В. Ухтомского - главного архитектора Москвы середины XVIII столетия.
Некрополь Сергиевского храма, от которого практически ничего не осталось, один из самых известных в Москве. До нашего времени под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Здесь же были могилы княгини Е.М. Дашковой (1711 год), стольника М.Б. Челищева и его супруги и другие захоронения.
Церковь как бы обнимает ансамбль жилых домов Константинопольского патриаршего подворья
Ансамбль расположен как раз на месте Некрополя
По указу Александра III от 15 ноября 1883 года храм и прилегавшие к нему 675 саженей земли передали в ведение Вселенской патриархии для обустройства Константинопольского подворья. Под руководством архитектора Сергея Родионова в 1887-м возвели западный корпус, через три года окончили строительство среднего здания, находящегося позади церкви, а к 1892 году завершили работы над северо-восточным крылом подворья. Сооружения окружили церковь с востока и юга, расположившись по периметру участка.
Константинопольское подворье выполнили в уникальном для Москвы исламском стиле. Однако некоторые исследователи находят горизонтальное членение фасадов характерным для русской архитектуры конца XIX века. Наличники верхнего ряда окон заключили в килевидные проёмы и отделали византийскими колоннами. Цокольную часть строений украсили цветным кирпичом, повторяющим полосатую византийскую кладку, а основную часть стен декорировали восточными орнаментами. Тем не менее в убранстве домов прослеживаются и древнерусские мотивы. Так, венчающий антаблемент дворовых фасадов оформлен городками и поребриками. Декор зданий напоминал о том, что на месте Византийской империи расположилось мусульманское государство, но Константинопольское подворье продолжает существовать на русской земле.
После Октябрьской революции в освободившихся постройках расположились различные учреждения и коммунальные квартиры.
Теперь выходим на Рождественку, но перед тем как попасть в Богородице-Рождественский монастырь, его колокольня видна уже вдали, посмотрим ещё одну церковь - Николая Чудотворца в Звонарях.
Ныне существующая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях была построена в 1762 г. известным московским архитектором Карлом Бланком. Она сооружена в стиле барокко с элементами классицизма и состоит из двухпридельного храма с главным Благовещенским престолом и придельным во имя Николая Чудотворца, а также более поздней двухпридельной трапезной и колокольни. На вытянутом четверике возвышается стройный восьмерик, увенчанный небольшой луковичной главкой. Храм декорирован белым камнем, пышными капителями и крупными наличниками, украшенными головками серафимов.
Сам зодчий долгое время жил на Рождественке, по всей видимости - во владениях графа И.И. Воронцова. Именно Воронцов стал храмоздателем церкви в Звонарях.
Во время Отечественной войны 1812 г. здание пострадало, в результате чего были перестроены каменная ограда и два крыльца. Тогда же церковь получила новую трапезную и колокольню в классическом стиле.
В 1933 г. храм был закрыт. Первоначально в нем устроили склад, а позже здание передали Московскому архитектурному институту, и здесь разместилась кафедра рисунка МАРХИ.
Мы продолжаем двигаться к завершающей нашу прогулку цели. Богородице-Рождественский монастырь. Колокольня
Обитель была заложена в 1386 году княгиней Марией Кестутьевной. Впоследствии основательница монастыря здесь же постриглась в монахини под именем Марфы и была погребена на монастырском кладбище в 1389 году. Поначалу деревянный, с начала XVI века он начинает отстраиваться в камне. Переделки продолжаются вплоть до революции - в результате сегодня монастырский ансамбль сочетает в себе очень разновременные постройки, от XVI до ХХ века.
Самым древним зданием является собор Рождества Богородицы
представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм, увенчанный одной главой на вытянутом барабане с кокошниками. Он выстроен в 1501-1505 годах и в дальнейшем обстроен крытой галереей с двумя приделами, ризницей и усыпальницей князей Лобановых-Ростовских. Западная сторона галереи создана в начале ХХ века архитектором Ф.О. Шехтелем в русском стиле. Ранее над правой апсидой собора существовала шатровая колокольня, но в 1835 году она была разрушена ударом молнии. Вместо нее в 1835-1836 годах на средства С.И. Штерич над западными воротами построена новая четырехъярусная колокольня со шпилеобразным завершением и небольшим храмом во втором ярусе во имя Евгения Херсонского - в память рано умершего сына храмоздательницы.
Теплая церковь во имя Иоанна Златоуста построено в 1676-1687 годах
Воздвигнута на средства княгини Ф.И. Лобановой-Ростовской. Храм имел стиль посадских церквей ХVII века. Это небольшой пятиглавый бесстолпный храм с кокошниками в основаниях глав. Глухие барабаны глав поставлены прямо на свод. Галерея, окружающая храм, создана в XIX веке.
Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери
В 1904-1906 году у северной стены монастыря, выходящей на Рождественский бульвар, по проекту архитектора П.А. Виноградова построено обширное здание в псевдорусском стиле для трапезной с келиями, церковно-приходской школой и пятиглавой церковью Казанской иконы Божией Матери. Своды и стены храма расписаны в стиле русской художественной школы XIX века. В числе росписей есть копии картин Г.И. Семирадского: «Христос и Самарянка», «Христос у Марфы и Марии».
В интерьерах храма я не была. Посмотрим картину «Христос и Самарянка» (1890 г.), худ. Г.И. Семирадского из Львовской государственной картинной галереи.
«Христос у Марфы и Марии» (1886 г.), Г.И. Семирадский. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
По поводу последнего сюжета. «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Евангелие от Луки 10:38-42
По этому же поводу вспомнила стихи Кудряшевой Али, последние строчки об одной сущности в разных ипостасях:
Мария прощалась с Богом,
От Марфы шел человек…