Выбрали время, съездили из Смоленска в Талашкино. Это не далеко. Любителям пеших прогулок 18 километров, думаю, будет не крюк. Так вот, как я уже сказала, неподалёку от Смоленска находится бывшая усадьба Тенишевых - Талашкино. Основные достопримечательности расположены в близлежащей деревне Фленово, которая входит в состав сельского поселения Талашкино. Здесь на рубеже XIX-XX вв. известная меценатка, коллекционер и художница Мария Клавдиевна Тенишева, её имя мы уже не раз вспоминали, создала своеобразный художественный центр.
Под руководством меценатки воплощались самые смелые образовательные и культурные эксперименты. Это была настоящая борьба за прошлое и будущее русского народа.
Из высказываний Марии Клавдиевны Тенишевой: «… Да, я люблю свой народ и верю, что в нём будущность России, нужно только верно направить его силы и способности».
Дом-интернат для крестьянских сирот (слева) и сельскохозяйственная школа (справа соответственно)
Творческая атмосфера усадьбы влекла сюда многих выдающихся деятелей русской культуры. В Талашкино работали художники И.Е.Репин, М.А.Врубель, композитор И.Ф.Стравинский, здесь бывал Федор Шаляпин. Целый период в жизни Талашкино связан с именем Николая Рериха.
Мы уже знаем, что Мария Тенишева внесла неоценимый вклад в сохранение жемчужин народного творчества, коллекционированию которых она посвятила свою жизнь. Об этом мы говорили, когда осматривали дом-музей «Русская старина», созданный по личной инициативе Марии Клавдиевны. Ее коллекции древних образцов народного искусства были настолько полными, что позволяли проследить развитие старейших художественных центров России. Сама же она видела в этих коллекциях пособие для будущих народных умельцев.
Сельскохозяйственная школа
Тенишева создала школу для крестьянских детей с сельскохозяйственным уклоном и центр народного творчества, где она обучала детей не только грамоте и арифметике, но и проводила занятия в художественных мастерских. В обучение вводились элементы эстетического воспитания для развития вкуса учеников. В ее мастерских работали известные художники того времени - Коровин, Репин, Врубель, Рерих. Они направляли и развивали вкус работников и под их руководством народное творчество вернулось к лучшим образцам и стали создаваться настоящие шедевры.
Изделия из ее мастерских продавались в Москве и регулярно вывозились на городские и международные выставки. В Париже зрители не могли поверить, что эти дивные произведения искусства - крестьянское творчество. Очень быстро талашкинские вышивки вошли в моду и парижские модницы начали носить блузы «а-ла рюс».
Одна из основных достопримечательностей усадьбы - сказочный Терем
«Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродить и занять место в современном искусстве. Мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении, призвать к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым». (слова Марии Клавдиевны Тенишевой)
Эта идея воплотилась в знаменитом сказочном домике «Теремок». Теремок спроектирован Сергеем Малютиным и выполнен в 1901 году в стиле русский модерн, представляет собой подлинный шедевр русского малого зодчества.
Окна, двери, карнизы, наличники поражают воображение резьбой и украшениями. Яркая раскраска, сказочные мотивы на фасадах создают праздничный и фантастический образ. Во времена Марии Тенишевой здесь располагалась школьная библиотека.
Вдали за деревьями виден пруд. Мы к нему подойдём позднее.
Но самое важное, из-за чего я так рвалась сюда, это Храм Святого Духа
Справа от Теремка, на поросшем лесом холме будто из старых русских сказок, высится удивительная церковь Святого Духа, спроектированная также Сергеем Малютиным. Попалось однажды в интернете изображение этого храма в необычном ракурсе, будто вырастающего из земли, и очень необычный по пропорциям в отношении всего храма образ Спаса Нерукотворного над входом. Поклялась увидеть это чудо своими глазами. Но приехала, и забыла про всякие там ракурсы, тем более, что постоянно лил дождь. Неожиданно, правда? По фотографиям этого не видно, и это ещё одно чудо. Фотографии получились солнечные и светлые, а эти глаза с мозаики Николая Рериха никуда не отпускают вас.
Внутри мозаика не сохранилась
Сегодня мы можем увидеть росписи на старых фотографиях и на сохранившихся эскизах, сделанных Н. Рерихом.
Николай Рерих с сыновьями во время работы в Храме Святого Духа в Талашкине. Фотография, 1914 года.
Первоначально Тенишева заказала Рериху расписать лишь алтарь храма. Тенишева и Рерих пытались возродить древнюю традицию, по которой алтарь был почти целиком виден верующим. Появление высокого иконостаса относится лишь к XVI веку. Рерих и Тенишева выбрали промежуточный вариант, при котором иконостас преграждает вход в алтарь, но не скрывает его полностью.
Предполагалось, что помимо росписи алтаря («Царица Небесная») Рерих выполнит композиции «Трон невидимого бога» (над аркой алтарной апсиды), «Князья» (в своде апсидной арки), «Отроки», «Никола», «Слушай веление Бога» (эскиз упоминается в каталоге произведений художника, составленном Соколовским.
К 1974 году сохранилось не более одной четвёртой части росписи интерьера храма. В это время была сделана попытка реставрации сохранившихся фрагментов росписей, но она не была завершена, и со временем росписи осыпались.
Над входом в храм. Мозаика Н. Рериха
Храм строился как усыпальница для князя Тенишева. А задумывался, как храм, в котором могли совершать молитвы представители всех религий и национальностей. В 1901 году Сергей Малютин предложил конструкцию крестово-купольного храма, завершённого луковичной главой над ступенчатой горкой из килевидных кокошников. Храм был богато декорирован керамическими орнаментированными плитами с растительными мотивами, на западном фасаде над входом - икона «Спас Нерукотворный». Малютин предложил богато украсить церковь снаружи росписью, далёкой от культовой тематики. Среди её мотивов - полевые цветы и сказочные коньки. Церковь в его эскизах, по мнению Журавлёвой, походила на узорный пряник.
Храм сооружался с 1900 до 1905 года. Потом работы были приостановлены из-за технического несоответствия. В общей сложности строительство и роспись церкви велись с 1900 по 1915 год. Несмотря на малые размеры, церковь кажется монументальной. Этот эффект достигается за счёт отсутствия дробности и членения форм. В постройке использована предельно простая конструкция - куб церкви опоясан галереей, храм бесстолпный. Небольшая главка возвышается над четырёхскатной кровлей. Завершается главка шпилем, а не крестом, что является редкостью для церковного строительства. Переход от стен к главке осуществляется благодаря трём ярусам кокошников. В виде кокошника оформлен также главный вход.
В храме нет религиозности в понимании официальных церковных властей и следования канону. По мнению Михайловой, храм представляет собой народное прочтение христианства и даёт художественный образ народной веры.
Кандидат искусствоведения, профессор Уральского государственного университета, член-корреспондент Российской академии художеств Галина Голынец писала, что конкретного прообраза храма не существует. Храм, по её мнению, - поэтическое «воспоминание» и размышление архитектора о русском средневековье с точки зрения человека начала XX века. Для этого взгляда, по её мнению, характерны подчёркивание линеарной графичности контуров, материальной весомости объёмов, гротескно-заострённый мотив кокошников, экспрессия.
А по словам Марии Клавдиевны Тенишевой: «...храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и пользы».
Пройдём ненадолго к пруду, где я бы сказала ещё несколько слов
В короткий отрезок своей деятельности Талашкино заявило о себе, как о крупном художественном центре России. Сюда устремлялись многие художники, музыканты, историки, искусствоведы, так как творческая атмосфера была наполнена многообразными поисками во всех областях искусства. Но основной линией оставалось именно народное искусство.
Большая часть деятельности Марии Клавдиевны Тенишевой посвящена была просвещению, возрождению и сохранению древнерусской культуры. Она верила в русский народ и любила народность в искусстве. После революции с храмом-усыпальницей обошлись самым варварским образом. Многое было разорено и осквернено. Точных данных нет, но в этих кощунственных действиях, по всей видимости, принимал участие тот самый народ.
На протяжении многих лет, с переменным успехом, идут попытки восстановления усадьбы. Что будет с храмовой росписью, пока непонятно.