Смоленск. Храмовая архитектура (часть II)

Mar 16, 2024 10:52




Итак, мы входим в старый город. И первое место, куда направляемся - Соборная гора.
Собор Успения Пресвятой Богородицы




На вершине Соборной горы находится Успенский собор - главная церковь Смоленска, построенная в стиле русского барокко в XVII веке на месте древней церкви XII столетия. Причём до начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы.
И только уже Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск.
Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят. Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора - практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.




После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний собор, но ремонт был признан невозможным. Новый собор на месте прежнего был заложен в 1677 году. Недостаток материалов, приостановка работ, не лучшим образом сказались на прочности здания. Сразу же после окончания работ и освящения храма в 1740 году, опасные трещины появились в сводах и куполах.
К 1760 году большой каменный купол совсем провалился. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано пять. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.

Колокольня (1767-1772), архитектор Пётр Обухов



По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие древние соборы во имя Успения Божией Матери - пятиглавый, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой. К северо-восточному углу собора примыкает маленькая ризница. В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые соответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками - окна в два яруса: нижние - с арочным завершением; верхние - круглые. Наличники окон украшены элементами барочного стиля - лентами, зубчиками. Собор имеет три портала - входа.

Главный иконостас



Внутреннее пространство собора очень обширно: собор занимает площадь более 2000 кв. метров. Высота стен четверика - 29,7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа. На высоте 18,65 м. устроены хоры. У западного угла здания, в усыпальнице, в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых.




Над внутренним убранством собора в 1730-40 годах много потрудились украинские мастера: Сила Трусицкий, Петр Дурницкий, Федор Олицкий, Андрей Мастицкий. Те же мастера написали иконы для иконостаса.
В первоначальном виде сохранился запрестольный образ Царицы Небесной в полный рост с Богомладенцем на руках. Особенностью интерьера Успенского сбора является обилие в нем деревянной скульптуры, а так же кафедры, являющей образец резного искусства. Основные мотивы резьбы иконостаса - мотивы пышного украинского барокко - повторяются в оформлении архиерейского места справа и великолепной остроконечной сени, поставленной над престолом на резных золоченых колоннах.

Главная святыня собора - икона Одигитрии Смоленской
К ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы.



Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», по Церковному преданию была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Написан по просьбе антиохийского вельможи Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес икону Одигитрии - благословение своей матери - из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.
Судьба иконы известна вплоть до 1941 г. Но далее в каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».
Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворный список, сделанный в 1602 году.






Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Соборной горе



Каменный храм в стиле барокко построен на северном склоне Соборной горы в 1779 году на средства купца Феодора Щедрина. Объемно-пространственная композиция состояла из трёх частей. Это - четверик церкви, колокольня и трапезная. Двухцветный четверик снабжён небольшой главкой на восьмигранном барабане. Фасады расчленены пилястрами, между которыми в два яруса помещены окна: небольшие прямоугольные вверху и арочные внизу. Типично для барокко оформлены и обрамления окон.
Тот чудотворный список Смоленской иконы Божией Матери, сделанный в 1602 году, который мы видели в Успенском кафедральном соборе, к началу войны 1812 года находился в этой церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. На самом деле список делался не для кафедрального собора и не для Благовещенской церкви. История эго такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными - Фроловскими - воротами у Днепровского моста, после чего стала именоваться Надвратной. Но к началу войны 1812 года Надвратная икона находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не успели освятить. Когда русские войска оставили Смоленск, икону забрали с собой. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии Надвратная икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную церковь Богоматери. О дальнейшей судьбе списка вы знаете, он находится в Свято-Успенском кафедральном соборе.
А вот барочный храм Благовещения Пресвятой Богородицы сильно пострадал во время сражения за освобождение города в 1943 году. Полуразрушенные колокольня, трапезная, алтарная апсида разобраны в 1950-е годы. В 1980-е годы восстановлены только фасады четверика и апсида.

Далее мы осмотрели ансамбль Троицкого монастыря




До наших дней из всех сооружений Троицкого монастыря сохранились: Троицкий собор, возведенный в 1697-м и переделанный в 1727 годах, церковь зачатия Анны, построенная в 1767-м году, и колокольня 1720-х годов. Так же вдоль улицы идет прекрасная каменная ограда монастыря с имитацией бойниц по верхней кромке и пышными воротами.

Троицкий собор




В 1727 году с севера к алтарю пристроена ризница. В 40-е годы XVIII века с юга к собору пристроена каменная усыпальница над захоронениями смоленских митрополитов. В стиле Троицкого собора прослеживаются черты раннего барокко с богатой вычурной лепниной по всем линиям фасада и округлыми фронтонами.



Церковь зачатия Анны



Аннозачатьевская церковь по стилю представляет собой уже переход от барокко к классицизму, о чем свидетельствуют строгие треугольные фронтоны, завершающие все фасады и рельефные барочные обрамления окон.



Что касается коренастой и невысокой колокольни Троицкого монастыря, усиленной по углам мощными контрфорсами, то она своей сдержанной лаконичностью напоминает некоторые характерные образцы западноевропейской архитектуры, привнося в окружающее пространство заметное разнообразие.
Судьбоносную роль в жизни Троицкого монастыря сыграл не кто иной, как русский царь Петр I, неоднократно посещавший Смоленск в начале XVIII века. Страстный поклонник регулярных городских планировок, он приказал проложить от Днепра более ровную и пологую улицу, которая и разделила территорию монастыря на две части, как бы отрезав от него колокольню.

Церковь Георгия Победоносца



Была построена в 1782 году, а лишь спустя полвека, в 1826 году рядом с Георгиевской церковью была возведена небольшая колокольня. В оформлении церкви в стиле барокко множество декоративных деталей: сандрики различных форм, пилястры, ленточные наличники. Сейчас церковь переживает не лучшие свои времена.

Церковь Спаса Преображения




Храм построен во 2-й половине XVIII века (1766-68 гг.). Позднебарочные формы здания характерны для местного зодчества. К двухэтажному четверику, увенчанному восьмигранным световым барабаном с небольшой главкой, примыкают пониженные, также двухэтажные объемы пятигранной апсиды и трапезной. Фасады четверика завершены полуглавиями. Колокольня состоит из трех четвериков, к ней примыкают с севера и юга крыльца с лестницами на второй этаж трапезной. Завершение колокольни утрачено, и сейчас возведено в иных формах. Стены четверика оживлены фризом с имитацией балясины. Арочные окна апсиды, храма и трапезной окружены плоскими рамочными наличниками. Большие восьмигранные окна второго света, расположенные на тех же осях, что и нижние окна, заглублены за плоскость стены.
После революции объект был превращён в жилую постройку (общежитие). Сейчас идёт возрождение храма.



Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь. Собор Спаса Преображения



Основан монастырь в начале XIII века. А вот каменная двухэтажная церковь Спаса Преображения возведена усердием смоленского купца Бориса Пискарева в 1755 году. Фасад этой церкви несколько отличен от прочих церквей, строившихся после нее при преосв. Парфении: большая часть церквей Смоленска имеют вид квадрата, над крышею которого поставлен небольшой купол с окнами, соединяющийся с главою. Здесь главная часть здания округлена, и над кровлею церкви и колокольни возвышаются два узких, продолговатых купола с окнами, соединенные посредством тонкой шеи, с главами. Весьма разнообразны наличники: ленточные с ушами, пилястры, несущие фронтон; завершения включают в себя килевидные ниши, волюты и своеобразные картуши. Особенно интересен картуш над северным порталом, похожий на геральдический щит.
Композицию дополнили (видимо, в XIX в.) открытые, раскинувшиеся полукругом западные крыльца.



Во время Отечественной войны 1812 г. обитель была превращена французами в военный лазарет. В начале XX века монастырь относился к первоклассным; в нём проживали более пятидесяти насельников. В 1918 году монастырь был закрыт. В конце 1920 года территория была передана в распоряжение Белорусского военного округа и стала приспосабливаться для проживания военнослужащих. В годы Великой Отечественной войны были разрушены Введенская церковь, Святые врата и ограда, а Преображенский собор не пострадал. В 1972-1974 годах была проведена реставрация собора, который с конца 1970-х годов был отдан под книгохранилище областной библиотеки.
Монастырь вновь открыт в 2000 году. В 2010 году Авраамиевский монастырь отметил свое 800-летие.

В следующий раз обратимся к гражданской застройке.

архитектура, барокко, архитектурный стиль, церкви, история, Смоленск, путешествие, древнерусская архитектура, храмы

Previous post Next post
Up