Пятигорск. Арх. достопримечательности. На трамвае

Jul 26, 2023 09:01




Первое место, куда мы сегодня отправимся, Ипподромная улица. Ехали мы туда на трамвае. Трамвай в Пятигорске уникален тем, что он узкоколейный. Такая система есть только в Калининграде. Пуск первого трамвая состоялся первого сентября 1903 года и был приурочен к 100-летию курортов КМВ. Так что в сентябре этого года трамвай Пятигорска отметит свою очередную круглую дату.

На нужной нам остановке мы выпрыгивали не на мостовую, а в мягкую шелковистую траву.



Рельсы и колёса трамвая утопают в траве. Идёт корабль по зелёному морю. А впереди гора Бештау.



Пока фотографировали, из частных домиков стали выходить люди, окружили нас и с волнением стали спрашивать, не из управы ли мы, что нас сюда привело, и не грозит ли им наше появление какими-нибудь неприятностями. Жители этого района боятся, что их частные дома вскорости начнут сносить, чтобы построить на этом месте что-нибудь более заметное из космоса. Когда всё разъяснилось, нам наперебой стали рассказывать, где в Пятигорске самое красивое место, самые красивые дома, самые красивые тропинки, самые красивые цветы и самый вкусный мёд. Когда узнали, что мы вообще-то на ипподром приехали, нас отправили не к главному входу, а к тому, где настоящие местные жители на ипподром заходят. Это такая «муравьиная тропа» и брешь в бетонном заборе. Мы решили, хорошо бы почувствовать себя местным жителем, чтобы лучше понять город, и нырнули в пролом.

На ипподроме с видом на Бештау




В 1885 году офицерами Нижегородского полка учреждено Пятигорское поощрительное скаковое общество, устроено скаковое поле - «Скачки». Скаковой круг был обустроен в поле у подножия Бештау. Позднее здесь же были построены трибуны и конюшни. Первые скачки в Пятигорске состоялись в июне 1885 года.



В 1932 году на территории Пятигорского ипподрома в здании Кабардинского конного завода открылся Пятигорский зоотехнический институт для подготовки зоотехников-коневодов, техников конного дела и ветеринарных фельдшеров. Во время Великой Отечественной войны Пятигорск был оккупирован фашистскими войсками и скачки на ипподроме не проводились. Ожил ипподром уже после войны. По инициативе С. М. Будённого в 1950-е годы ипподром был перестроен.




Покидая ипподром, на муравьиной тропе без конца сторонились, уступая место то молодым матерям с колясками, то бабушкам с авоськами (из авосек торчали рыбьи хвосты и зелёный лук), то мужчинам с газетами и очками на лбу. Некоторые на ходу интересовались: «А скачки уже начались?» В общем, воскресное утро Пятигорск встречает на ипподроме, решили мы и направились на ближайшую трамвайную остановку.



Едем не скоро, не медленно, как положено; со скоростью, установленной в 1899 году городским головой Пятигорска. Трамвай знает своё дело, когда надо, поскрипывает, когда надо повизгивает, покачивается, пошатывается и внутри вагона всё вибрирует. Держусь двумя руками за поручень, ощущаю себя майским флажком, радостно трепещущим на ветру. Остановку приглядели ещё в том, первоначальном направлении, дом понравился.




Интервалы между трамваями маленькие, ловить их в кадр было легко. Наснимались от души. И вот такой эпизод опишу. Мне нужен был трамвай, который пойдёт навстречу... вижу его уже на горизонте. Проверяю значения экспозиции, прицеливаюсь, жду момента, когда звёзды сойдутся композиции сложится. Кнопочку придерживаю, но ещё не время нажимать спуск. Слышу затылком, сзади тоже приближается трамвай. «Ай, - думаю, - сейчас он мне весь вид перегородит». А мне ещё рано на спуск нажимать. Вот, вот, ещё секундочку. Аж ручки от волнения трясутся. Муж в это время говорит: «Вагоновожатый тебя ждёт, улыбается». Нажимаю на спуск, оборачиваюсь. А трамвай и правда ровно у меня за плечом стоит, не трогается, понимает всю важность момента. И мы стоим, улыбаемся. Какая милая ситуация, какой чуткий «Вагоноуважаемый Глубокоуважатый!»



В следующий раз выходим из трамвая уже на Теплосерной. Коротко об улице Теплосерной на домовой табличке



И подробнее от себя. Возникновение и застройка улицы происходили в два этапа. Восточный отрезок нынешней улицы Теплосерной - от окраины города до западной оконечности горы Горячей - образовался во второй половине 20-х годов XIX века, после того, как в 1825 году была пробита в скалах южного склона Машука дорога из Георгиевска, более короткая, чем прежняя. Вдоль этой дороги стали селиться отставные солдаты, в первую очередь Кабардинского полка, образовавшие слободки, получившие название Средняя Солдатская и Кабардинская. Имя улице дал тракт к соседнему городу Георгиевску - она стала называться Большая Георгиевская.



Западный отрезок улицы стал застраиваться во второй половине XIX столетия после того, как архитектором С. Уптоном было возведено здание Теплосерных ванн. Именно благодаря этому лечебному учреждению улица на отрезке между улицей Дзержинского и началом улицы Соборной стала называться Теплосерной.

Нижние Радоновые ванны




Вот как раз это здание. Старейшая одноэтажная часть существует с 1861 года как Теплосерные ванны. Здание построено по проекту архитектора С. Уптона. Двухэтажная часть была возведена в 1900 году для Гидропатического заведения, отделка здания продолжалась еще год. Двухэтажное здание в стиле эклектики ренессансного направления. Фасад был украшен лепниной в виде растительного орнамента и 13 цементными вазами на консолях. После открытия радиоактивности теплосерных вод в 20-x годах XIX века оба здания были объединены и соединены крытым переходом, а позже стали именоваться Радоновыми ваннами.

Вот такие они, трамвайные остановки на Теплосерной







В 1922 году улица Большая Георгиевская была переименована и получила имя М.С. Урицкого, председателя Петроградской ЧК. Во второй половине ХХ столетия это название распространилось и на улицу Теплосерную, что вызвало большое недовольство жителей Пятигорска.
В 1972 году всей улице, включая и бывшую Большую Георгиевскую, было возвращено название Теплосерной. Сегодня на ней находится Нижние радоновые ванны и несколько старинных зданий, имеющих статус памятников истории, культуры, связанных с именами выдающихся граждан Пятигорска и событиями в жизни города.



Дом издателя Кибардина





Небольшой двухэтажный особняк построен в 1910 году в стиле модерн по проекту гражданского инженера А.И. Кузнецова для семьи издателя К.К. Кибардина. В 20-е годы был отдан под коммунальные квартиры, которые размещаются в нем и сейчас.





Усадьба Р. Р. Лейцингера, одного из организаторов Горного общества.



Дом построен в первой половине XIX столетия в эклектическом стиле. После пожара 1874 года был перестроен по проекту архитектора В.В. Граффа. На своей усадьбе Лейцингер открыл театр, разместил канцелярию, музей КГО и ученический приют, который фактически являлся первой ученической турбазой в России. В 1932 году в него была переведена местная школа ФЗУ, которая в 1958 году реорганизована в ПТУ. С 1991 года его занимает Центр детско-юношеского туризма и экскурсий.
Скульптуры львов Р. Р. Лейцингер привез из Франции с Всемирной выставки на рубеже XIX - XX веков. Скульптуры львов украшали усадьбу Лейцингера, долгое время, оставаясь единственными скульптурами такого рода в городе. Львы привлекали всеобщее внимание, вызывая гордость горожан. Усадьбу Лейцингера так и называли «Дом со львами».
Сегодня точные копии львов находятся над воротами здания. А отреставрированный оригинал находится в Музее туризма и альпинизма в России, который создан коллективом Центра и располагается в Усадьбе Лейцингера.





Доходим до отрога Машука, горы Горячей. Здесь я хочу показать вам одно здание. Я не снимала его главный фасад, я просто не поняла что он скрывает, но я не могла оторвать взгляд от его южного флигеля. Фотография углового фасада взята из интернета. Автора, к сожалению и полному своему смущению, указать не могу.

Казённая гостиница Михайлова



В августе 1901 г. было решено построить на этом участке огромную новую Казенную гостиницу, взамен старой и тесной Ресторации. Вероятно, проект новой Казенной гостиницы на 75 номеров составил архитектор И. И. Зелинский. Снос всех старых зданий на участке, кроме Химической лаборатории, был произведен осенью 1901 г. Подрядчиком был сам арендатор А. М. Михайлов, имеющий богатый опыт сооружения зданий. Технический надзор и руководство строительными работами новой гостиницы в 1902-1904 гг. осуществлял гражданский инженер А. Н. Клепинин, который в ходе строительства внес некоторые изменения в исходный проект.

А теперь посмотрите, как это здание выглядело изначально



Трехэтажное с мансардой здание Казенной гостиницы из машукского камня и желтого кирпича было построено в стиле раннего модерна, который еще не утратил связи с эклектикой. В плане здание имеет форму каре с внутренним двором. Длинный северный и короткий восточный фасады гостиницы были основными. Особый акцент был сделан на срезанный угол с эркерами, который был увенчан замысловатым куполом и видовой площадкой. Первый этаж был представлен широкими проемами витрин магазинов. Второй этаж заключал комфортабельные номера с широкими окнами и длинными балконами. Парные узкие окна третьего этажа, с небольшими балконами, указывали на более скромные номера. Мансардный этаж имел широкую прогулочную галерею, за которой скрывались самые дешевые номера. Он был украшен кирпичными арками с треугольными щипцами и гипсовыми женскими фигурами. Веранда на металлических столбах и с навесом у восточного фасада являлась летним дополнением зала ресторана на втором этаже. Во дворе гостиницы находился небольшой цветник с фонтаном.

Когда смотришь и сравниваешь две фотографии «до и после» этого здания, думаешь, «ну, чем тебе теперь можно помочь, милый», то на ум приходит цитата из одной книги Агаты Кристи: «Врачи удаляют нам зубы, вырывают гланды, вырезают часть наших внутренностей, а потом говорят, что ничем не могут помочь, потому что уже ничего своего у нас не осталось». Здесь реставраторы сработали точь-в-точь, как врачи. Но заворачиваем за угол, на улицу Братьев Бернардацци. И, о чудо!

Южный флигель казённой гостиницы Михайлова







По первоначальному плану предусматривалось с южной стороны на месте Химической лаборатории пристроить к гостинице новое здание театра, важное для курорта, но арендатор Михайлов предпочел выстроить дополнительный южный флигель с 75 номерами, по проекту А. Н. Клепинина. Этот флигель заметно отличается по архитектуре и размерам от основного здания Казенной гостиницы. Кроме того, Михайлов устроил на нижнем этаже гостиницы 5 минеральных и 5 грязевых ванн. Поражает изобилие лепного декора (маскароны, химеры, листья каштана и пр.) и разнообразие витых металлических решеток растительного орнамента, украшающих все фасады. Это обилие небольших архитектурных деталей и нагромождение декора скрадывает общее восприятие здания. Заметно желание зодчего или его заказчика поразить зрителя кричащей роскошью сооружения.



В 1912 г. А. М. Михайлов отказался платить новый налог на недвижимое имущество, который установили городские власти. Началось долгое судебное разбирательство. В 1916 г. Михайлов был вынужден уступить свои права на пятигорскую казенную гостиницу за 600 тысяч рублей московской ресторанной компании «Альпийская роза», которая вступила во владение с 1 января 1917 г. В новогоднюю ночь 31 декабря 1918 г. по невыясненной причине в гостинице, превращенной в госпиталь, начался сильный пожар, уничтоживший интерьеры северного и восточного крыльев. Обгоревшие руины долго портили вид города.
К капитальной перестройке обгоревшей части здания приступили в 1925г. Облик здания был принципиально изменен. Первоначальный облик сохранили только часть интерьеров восточного корпуса и вот этот южный флигель. Посмотрим на него ещё раз.



А видите кинотеатр «Родина» на переднем плане? Ну вон же она сидит, в жутких розочках. Ну вот же оно облицовано жуткой плиткой. Тоже здание старое. Зачем с ним так обошлись, непонятно. Здание первого театра построено к лету 1849 года по инициативе владельца странствующей провинциальной труппы, дворянина Киевской губернии К.М. Зелинского.



Автор проекта - архитектор Самуил Уптон. Первые известия о спектаклях появились в 1851 году. В 1853 году в театре на концерте датской виолончелистки Лиз Кристиани присутствовал писатель Л.Н. Толстой. Зелинский пробыл в Пятигорске недолго, в 60-е годы театр уже принадлежал госпоже Пожидаевой, а затем - Берестовской. После отъезда Зелинского постоянной труппы в Пятигорске не было. Здание сохранилось в перестроенном виде, в нем сегодня располагается кинотеатр «Родина».



Ну, подобной кинопроекторской нас не удивишь и не напугаешь. Мы и сами под такие проекционные аппараты работали, да ещё на более громоздкой и внушительной технике, копировальном аппарате «Белл-Хауэлл». На Госфильмофонде что-то подобное ещё осталось. А из моего цеха Мосфильма копировальный аппарат давно переехал в музей. Когда об этом думаешь, себя тоже представляешь музейным экспонатом.

Если вы не устали, мы можем пойти дальше.

узкоколейка, трамвай, эклектика, модерн, туризм, архитектура, Пятигорск, история, достопримечательности, путешествие, Кавказские Минеральные воды, Теплосерная, ипподром

Previous post Next post
Up