Идём дальше, церковь Никиты Мученика
По мне, так очень странное сооружение. В 1557 году по распоряжению Ивана Грозного выстроили каменную, большую, трехнефную, шестистолпную церковь. Около неё был сооружён государев двор с многочисленными службами подворья. Ивану Грозному нравилось это место, где он недолго жил с сыновьями Иваном и Фёдором в начале 1570-х гг.
В 1722 году с запада был пристроен притвор (воссоздан в ходе последней реставрации 2000-х годов). Вот из-за этого притвора церковь и выглядит особенно странной. Но у неё и без того есть свои особенности.
Будучи построена по царскому заказу, церковь Никиты Мученика, как в общей композиции, так и в декоративных частностях отмечена новым для Новгорода влиянием московского зодчества. В противоположность классическому стилю новгородских храмовых построек XV века, наличие подклета под зданием церкви подчёркнуто не только карнизом, но и двумя ярусами декоративных арок на апсидах. На восточном фасаде здания хорошо сохранился декор с плоскими пилястрами, стянутыми небольшими килевидными арками.
На юго-восточном углу (фото выше), в один ряд с апсидами расположена массивная колокольня. В её нижнем этаже размещалась церковь-придел «Феодосий иже под колоколы».
К северо-западному углу основного здания храма (фото выше) примыкает небольшой однокупольный объём - это придел Николая Чудотворца.
К сожалению, с тех пор, церковь Никиты полностью не сохранилась. В прошлом, видимо, это был трёхнефный шестистолпный, предположительно пятиглавый храм. Ни древние своды, позже заменённые деревянными перекрытиями, ни малые купола не сохранились.
Церковь Бориса и Глеба в Плотниках
Храм возведён в 1536 году на месте более древней церкви.
Церковь Бориса и Глеба по своему плану близка к новгородским памятникам XIV века. Очевидно, древний храм, на месте которого строилась новая церковь, не был разрушен полностью. Фундаменты предопределили архаизм плана новой постройки. Но этим и ограничивается роль древней традиции в сложении архитектурного облика церкви Бориса и Глеба, целиком связанного с новыми веяниями, характерными для новгородского зодчества XVI века. Об этом свидетельствует необычное в новгородском зодчестве XII-XV веков пятиглавие храма и завершение фасадных членений декоративными килевидными арочками, сочетающееся со щипцовым покрытием каждого членения, а также многократно повторённый поясок из пятиугольных плоских двухуступчатых нишек на барабанах и апсиде храма.
Храм расположен в северо-западном углу Плотницкого конца Торговой стороны, на правом берегу Волхова.
А в 160 м к северу находится Церковь Иоанна Богослова на Витке.
Каменная церковь Иоанна Богослова была заложена в 1383 году непосредственно за кольцом Окольного города, в урочище Радоковицы, у места где в прошлом в Волхов впадала маленькая речка Витка.
Представляет собой трёхнефную, одноапсидную, однокупольную прямоугольную в плане постройку. Здание повторяет характерные черты новгородского зодчества 2-й половины XIV века. В стенах церкви имеется несколько каменных закладных крестов, типичных для новгородских церквей начиная с середины XIV века.
В древности фасады храма имели трёхлопастные завершения, позже были заменены щипцами, по которым была положена восьмискатная кровля. В XVI веке с запада был пристроен каменный притвор с тёплым Успенским приделом, на фундаменте которого в XVII-XVIII веках была сооружена пристройка с небольшой звонницей.
Первоначально церковь являлась главным храмом небольшого Богословского женского монастыря. Монастырь был упразднен в 1764 году.
Помещения церкви использовались как склад располагающейся рядом лодочной станции. Существующая и сегодня лодочная станция не позволяет нормально отснять фасады храма. Так, я не смогла сфотографировать звонницу. С воды кое-что видно, но не в полном объёме.
В 1952 году была проведена реставрация под руководством архитектора Любови Шуляк.
В ходе работ на южном фасаде был раскрыт и восстановлен заложенный в XIX веке древний перспективный портал. Над порталом была выявлена композиция из трёх окон с двумя узкими нишами между ними.
В настоящее время церковь является действующим старообрядческим приходом. Настоятелем с 2006 года служит иерей Александр Панкратов.
И ещё одно место, которое мы посетили в тот день - Деревяницкий монастырь
Монастырь известен с 1335 года. Согласно описи 1583 г. в монастыре находились каменные Воскресенский и Успенский храмы, а также деревянная ц. свт. Николая Чудотворца с трапезной. Во время шведской оккупации Новгорода в 1611-1617 гг. монастырь был «разорен до основания». Также известно, что к кон. XVII в. многие монастырские постройки были ещё деревянные.
С 1694 г. велись каменные строительные работы.
В 1694 г. был разобран каменный Воскресенский собор. На строительство подряжаются две артели каменщиков: Фомы Алексеева из Костромского уезда и Никиты Киприянова из Ярославского уезда. Однако в 1697 году уже достроенная церковь рушится до основания. В 1698 - 1699 гг. по благословению Новгородского митр. Иова на месте рухнувшего был возведен новый собор, сохранившийся до настоящего времени.
Воскресенский собор представляет собой монументальное 5-главое строение, окруженное с 3 сторон невысокими галереями, оканчивающимися 2 симметричными приделами с восточной стороны. Его плановое решение и архитектурные формы отличаются строгой симметрией и геометрической правильностью. Особенностью собора является 2-столпная конструкция сводчатого перекрытия интерьера с центральным барабаном, расположенным строго на оси столбов. Такое решение нетипично для позднесредневековой русской архитектуры. От столпов на восток и запад стены перекинуты мощные подпружные арки, которые служат основанием для лотковых сводов, прорезанных 5 барабанами. Приделы перекрыты коробовыми сводами и отделены от галерей арочными проемами. Отсутствие апсидных выступов у приделов объясняется тем, что они были возведены на фундаментах «палаток и папертей» предыдущей постройки.
Фасады основного объема разделены плоскими лопатками, переходящими на уровне окон в парные полуколоннки. Венчает фасады фриз из кокошников, украшенных в XVIII в. живописными композициями. При украшении порталов, наличников окон, тяг, карнизов использовано около 50 типов профилированных кирпичей. Это валики, полочки, гуськи, шары, балясины, розанчики, халы и т. д. Оконные проемы основного объема обрамлены полуколоннками, разорванными навершиями изогнутой формы. Узор наличников западной галереи напоминает памятники Каргополья кон. XVII в.
Воскресенский собор представляет собой образец искусства переходного периода, в котором объединены древнерусские традиции и нововведения, связанные с влиянием нарышкинского стиля; к числу последних можно отнести граненые формы апсиды и барабанов, а также форму наличников основного объема.
Церковь Успения (во имя Коневской иконы Богоматери)
К 1725 г. была построена трапезная палата с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы (с 1853 в честь Коневской иконы Божией Матери) и колокольней. Кубическая одноглавая церковь с обширной полуциркульной апсидой перекрыта крестовым сводом, имеет 8-скатную кровлю. С запада к церкви примыкает протяженный трапезный корпус. Его вост., квадратная в плане часть представляет собой одностолпные палаты, зап. - сени. Церковь и трапезная возведены в традициях позднесредневек. рус. зодчества, декор отличается сдержанностью, его основным элементом являются наличники в виде полуколоннок с бусинами и килевидными завершениями. 5-ярусная колокольня имеет открытый восьмерик звона; первоначальное шатровое завершение было заменено в нач. XIX в. барочной кровлей со шпилем в завершении. Архитектурное оформление колокольни (рустованные лопатки, выделяющие углы верхних ярусов, прямоугольные оконные проемы, обрамленные профилированными рамками) выдержано в скромных формах петровского барокко.
Ансамбль с востока
О монастырском комплексе свидетельствует опись 1764 года. Два каменных храма в центре монастыря, колокольня и деревянная надвратная церковь, построенная к 1764 г. на месте сгоревшей, составляли полностью обновленный треугольник архитектурных вертикалей. Также имелись настоятельские кельи, два братских корпуса, поварня, квасоварня, солодовня, сушило, амбары, кузница, две бани. Сады с яблонями и вишнями дополняли живописный облик монастыря. За пределами рубленной ограды с шестью башнями располагался комплекс хозяйственных строений: конюшенный и коровий дворы, гумно с ригой, амбар, две ветряные мельницы. В 1920 г. Деревяницкий монастырь был упразднен...
В 1964-1973 гг. НСНРПМ произвела в памятниках комплекс научно-исследовательских, проектных и восстановительно-реставрационных работ. Однако, на сегодняшний день результаты реставрационных работ 1965 года уже почти незаметны: купола обветшали и зияют дырами, штукатурка со стен во многих места сошла, а стёкла почти все разбиты.