Великий Новгород. Храмы Плотницкого конца. Часть I

Jul 10, 2023 08:52




Сегодня пройдёмся по той же Торговой стороне в районе Плотницкого конца. Красоты и древностей здесь много, думаю, придётся разбить запись на две части, чтобы никого не утомлять. А начнём с храмового комплекса, принадлежащего общине Поморской старообрядческой церкви. Великий Новгород такой разноликий, иногда забываешь, что ты в большом городе. Вот, к примеру, улица, на которой находятся старообрядческие церкви, которые мы собираемся осмотреть.

На переднем плане церковь Михаила Малеина на Михалице, за ней виден купол церкви Рождества Богородицы



Ещё раз церковь Михаила Малеина, но с другого ракурса



Вход на территорию находится возле церкви Рождества Богородицы







С неё и начнём осмотр. Построен храм в 1379 г. как собор Михалицкого монастыря, на месте деревянной церкви.



Здание церкви неоднократно подвергалось частичным переделкам. В конце XVII в. оно было подвергнуто капитальной перестройке. Реставрационные работы по восстановлению церкви Рождества Богородицы проводились в течение весны и лета 1956 г. Храм был восстановлен в архитектурных формах XVII в. с сохранением некоторых форм и деталей XIV в.
Рождественская церковь имела четырехскатную вальмовую кровлю. Апсида перекрыта кровлей в форме полукупола. Дверные и оконные проёмы были довольно большими, широкими, без каких-либо декоративных деталей. Со стороны западного фасада находится одноэтажная, невысокая пристройка - притвор. У входа в притвор выстроено четырехступенчатое крылечко с двускатной крышей и резной балюстрадой. Фронтон крыльца украшен резными полотенцами. Одноэтажный западный притвор был построен в XIX в.

Сохранилось своего рода клеймо зодчего, построившего церковь.
Речь идет о трёх каменных вкладных креста в стенах храма, которые имеют своеобразную, интересную форму.


Ещё одна интересная деталь, это пояс цветных изразцов, расположенный под карнизом барабана.



Другая постройка бывшего Михалицкого м-ря - ц. Михаила Малеина с трапезной и колокольней возведена в 1557 г.



Памятник состоит из бесстолпной одноглавой церкви с глухим барабаном, одноэтажной трапезной и примыкающей над ее северо-западным углом шестигранной шатровой колокольни. После последней реставрации алтарная часть делится на две равные апсиды приделов: Собор Рождества Богородицы и Михаила Малеина. Фасады постройки прорезаны лопатками с двухуступчатым килевидным завершением. На северном фасаде памятника раскрыты оконные проемы XVII века. На северном фасаде Трапезной отреставрирован портал XVII века, находящийся в центре. Свод церкви лотковый. Своды алтаря коробовые, в Трапезной - монастырский свод, опирающийся на один столб.



Во время ВОВ храм сильно пострадал. Реставрационно-восстановительные работы памятника проведены в 1959-1960 гг. под руководством Г.М. Штендера. Были реставрированы оконные и дверные проемы, горизонтальные перемычки ниш заменены килевидными, кровля сделана в формах XVII века, восстановлена утраченная маковица и шатер на колокольне, реставрирован интерьер.

Церковь Феодора Стратилата «на Ручью»



Церковь Федора Стратилата на Ручью заложена в 1360 году посадником Семеном Андреевичем на берегу Федоровского ручья (ныне по засыпанному ручью распланирован проспект Ю.Гагарина). Завершена постройка в 1361 году. Храм является классическим памятником новгородского зодчества XIV века (автор реставрации Л.М. Шуляк). Это кубического типа четырехстолпная постройка, имеющая одну главку. Пластика фасадов имеет трехлопастное завершение, т.е. три арки, соединенные друг с другом, средняя из которых возвышается над боковыми. Трехчастное членение фасадов лопатками соответствует внутренней структуре - лопатки отвечают столбам, расположенным в здании. Здесь как на фасадах, так и на барабане, апсиде можно видеть многочисленные декоративные элементы: пояски треугольных впадинок, арочки, нишки, апсида кроме того украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арками. Окна имеют стрельчатое завершение, а над окнами имеются «бровки». Столбы внутри приближены к стенам, что привело к расширению подкупольного пространства. На полати ведет лестница не в толще стены, а внутри здания, в северо-западной части церкви. В стенах имеются несколько потайных камер для хранения ценностей. Постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф



Мы сваляли дурака и не зашли внутрь. Фресковая роспись церкви датируется примерно второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. В 1910 году роспись была освобождена от побелки. Её художественное значение исключительно. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно-коричневых тонах. Это роднит её с фресками известной церкви Спаса на Ильине улице, которая была расписана Феофаном Греком. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.



Также из интересного. На стенах церкви учёные прочитали большое число средневековых граффити, многие из которых носят шутливый характер. Так например: «Не шуметь, ходите тихо», или «Пойду бобром возле реки» (пять раз), или «Сава со мной шел с торгу, бил мене, я написал». И о вреде пьянства остережение, повторенное аж несколько раз: «Поповы священницы уклоняйтесь от пьянства».
Граффити древние мы с вами увидим в разных церквях ещё неоднократно, тогда и расскажу вам одну историю, подслушанную во время чужой экскурсии. Так что не только в наше время хулиганов развелось, они и раньше были.



Ой, забыла сказать, с западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.

Дом жилой, 1949 года постройки



Церковь Димитрия Солунского



Церковь была заложена в 1381 году на Славкове улице. Храм был освящён в ознаменование победы Дмитрия Донского над Мамаем в Куликовской битве. В то время главный вход в церковь был с южной стороны, поскольку между ней и стоящей поодаль церковной колокольней проходила большая Московская дорога. Вскоре церковь «за мало дней рассыпася». Известно также, что она множество раз горела и восстанавливалась.
Внешний вид церкви примечателен своим богатым кирпичным орнаментом, который в виде бегунца и поребрика покрывает верхнюю часть среднего членения южного и восточного фасадов.



Как показали исследования, колокольня (1691 г.) сохранилась почти без перестроек. В прошлом её каменный шатёр (как и сегодня) был покрыт кованым железом, глава была обита белой жестью и увенчана позолоченным крестом.
Во второй половине XIX века к колокольне с трёх сторон были пристроены небольшие здания: с запада - каменный двухэтажный жилой дом, с востока - протяжённая одноэтажная деревянная постройка, и некая пристройка с южной стороны. При их сооружении был заложен дверной проём, ведущий на внутристенную лестницу колокольни. Взамен был пробит новый.
Сегодня колокольня представляет собой отдельно стоящую постройку. Вход находится с западной стороны.

Церковь Климента на Иворове улице







Напротив церкви дом А.А. Соловьевой



О рядовой исторической застройке нужно вести, конечно, отдельный рассказ. В виде исключения пару слов сейчас. Стиль поздний классицизм. В связи с тем, что здание состоит из нескольких корпусов, пристроенных друг к другу, у него было несколько владельцев. Известно, что один из домов Петр Шебякин, разбогатевший на торговле строительными материалами, построил еще в 1790-е, два других появились позднее.
В угловом двухэтажном здании с мезонином размещалась гостиница. Новгородцы называли её «Соловьёвкой». Судя по всему, неплохая была гостиница, в ней останавливались очень известные люди. Например, Пушкин, не раз бывавший проездом в Новгороде. Здесь же, находясь в ссылке, жил Александр Герцен.
По словам историка, председателя клуба коренных новгородцев Веры Гусаровой, в начале XX века в гостинице останавливалась императрица Александра Фёдоровна, прибывшая в Великий Новгород вместе с Григорием Распутиным. Любопытно, что пока царственная особа путешествовала по новгородским святыням, её друг находился в номере и постоянно пил чай, требуя себе один за другим самовары.
Летом 1910 года в «Соловьёвке» проживали Николай Рерих и Николай Макаренко, которых пригласило Новгородское общество любителей древности для проведения археологических раскопок в кремле.

Вот вам ещё очень симпатичное, особенно балкончики...



Продолжение следует...

архитектура, архитектурный стиль, церкви, Великий Новгород, история, Новгородская Старообрядческая Поморская , церковь, древнерусский стиль

Previous post Next post
Up