Я уже говорила, что в этом году, по семейным обстоятельствам, планы на год никакие не строили. Появилась возможность поехать на Кавказ, собрали самое необходимое, полетели. Вещей брали по минимуму. В мой ридикюль уместилось всё, что касается личной гигиены, вплоть до громоздкого фена и объёмной круглой расчёски для моделирования локонов. У Влада экспроприировали бизнес-сумку для деловых поездок. Очень удобно, влезло всё: от вещей на вечер в ресторан, до походных в горы, плюс что-то на нас уже было надето. С собой ещё был кофр с аппаратурой. Оставался вечный вопрос, брать ли штатив. Кажется, упоминала, у меня Manfrotto, около трёх килограммов весом, в сложенном виде мне до середины бедра (мой рост 161 см), когда я ношу его в переноске за плечом, смотрится, будто я с винтовкой. А так как у нас всё подходило под ручную кладь в самолёт, кроме штатива, мы его не взяли, отчего я всю дорогу возмущалась. К слову сказать, после этой поездки, видимо я мужа допекла окончательно, он мне купил ещё один штатив, компактный, складывается до размера зонтика, помещается в любую сумку. Не такой устойчивый, без дополнительных ручек, хотя головка шаровая, фотоаппарат на платформе можно крутить в любом направлении под любым градусом (фотоаппарат под градусом). Испробовали его позднее в Питере, когда надо было снимать с телевиком, всё ok. Но я своего «итальянца» больше люблю, во-первых, привычка много значит, и потом, он солидный, почти по пояс мне, как я уже сказала, устойчивый и надёжный. Новый помощник Cullmann, тоже иностранец, немец, но хлипковат, хотя на первых порах показал себя не плохо, не подвёл.
Приземлились без эксцессов, хотя в ручной клади в самолёт чего только не тащили пассажиры. Ну, только что комод никто не пронёс. Именно тогда я и начала зудеть про штатив, который остался дома, а ведь на фоне гигантских чемоданов его бы вообще никто не заметил. Всё, забыли про штатив. Мы в Кисловодске. Доехали от аэропорта до города на такси, можно было электричкой. Жили в гостинице на Курортном бульваре. Полулюкс интересной конфигурации. По соотношению стен и окон можно понять, что комната с эркером.
Про саму гостиницу ничего плохого не могу сказать, как, впрочем, и ничего хорошего. В номерах убираются, как бог на душу положит. Только после того, как я на ручку повесила стикер «Пожалуйста, уберитесь в номере», всё было сделано. Раньше как-то обходилось без напоминаний в гостиницах. Читала, что сейчас такое обслуживание повсеместно в России. Это не правда, в Питере две недели назад всё было нормально. Бельё меняется через три, на четвёртый день. Полотенце достаточно оставить на полу, его тут же заменят. Всё, как было раньше. Возвращаясь к гостинице в Кисловодске надо всё-таки отметить, что одноразовые гигиенические предметы в ванной комнате добавляли каждый день, спасибо и на этом.
Жили в гостинице с 8 по 15 октября. Ночная температура в Кисловодске опускалась до +3°, +1°. Отопления в номерах не было. Но, тут уже всё зависит от региона, в каждом, по всей видимости, свои правила подключения к отопительной системе. К примеру, когда мы улетели из Кисловодска, там началась «адская осенняя жара».
Завтраки у нас были включены в стоимость проживания. И завтраки были очень хорошие. Всё очень простое, натуральное и вкусное, как в советские времена. Без наворотов, но и без химии. И это здорово.
Обедать мы ходили в ресторан в городе. Первые пару дней обошли рестораны, которые советуют на разных сайтах. Ни один нас не устроил. Жуткая попсовая музыка из 90-ых бьёт по ушам. Кухня тоже ужасная. На третий день мы всё-таки нашли «свой» ресторан - «Сыто-пьяно». Очень маленький, уютный, столиков не много, всё размещение между панорамным окном и барной стойкой. По названию можно догадаться, что кухня в основном итальянская, музыка тоже. Во время смены блюд с удовольствием слушала Tu Vuò Fa' L'Americano, и другие хиты 60-ых. Может, кому-то пригодится, но это никак не реклама заведения, лучше искать что-то своё, вкусы у всех разные.
В первый день, заселившись в гостиницу, мы вышли обследовать нижний парк Кисловодска и посмотреть некоторые старые дачи знаменитостей по пути. Я была уставшая с дороги, без настроения и свет нещадно покидал нас. Фотографировал только муж в тот день на свой фотоаппарат. Я думала, будет сплошной брак, но кое-что пригодится для рассказа, правда не сегодня. Сегодня будут наши совместные фотографии про Курортный бульвар. Старые фотографии для заметки взяты с
https://pastvu.com/ Курортный бульвар - главная городская улица, на которой расположилась знаменитая Нарзанная галерея, «Октябрьские ванны», популярные гостиницы «Гранд-Отель» и «Зипалова», развлекательные заведения, крохотные магазинчики. Улица пешеходная, очень зелёная и очень цветочная.
Прямо по курсу высвечены солнцем «Октябрьские ванны»
Так как история города-курорта начинается с 1803-его года, то интересно сравнивать современные улицы и дома со старыми фотографиями, что мы и попробуем сделать. Ниже фотография этого же места 1930-1935 гг.
Названия улиц на фотографиях пусть вас не смущают, как это часто бывает, они имеют тенденцию менять свои названия. Обычная дань истории или моде. На этом отрезке улицы нужно обратить внимание на старинное здание «Нарзанной галереи».
Галерея была построена в стиле «готического романтизма», и по своей форме напоминала замочную скважину, в центре которой расположился «ключ» - источник Нарзана. Фасады здания украшены арками и пирамидальными башенками. Строительство было завершено в 1853 году. Галерея сохранилась до настоящего времени в первозданном виде, претерпев лишь незначительные изменения.
И фотография 1925-1929 гг.
Фонтан «Лягушки», вид от Нарзанной галереи на противоположную сторону улицы
Прямо напротив цветника с фонтаном «Лягушки» у Нарзанной галереи находится невысокое здание. Здесь располагалась одна из старинных гостиниц Кисловодска. В 1880 г. владельцем приобретенного у казны пустопорожнего участка земли напротив самой Нарзанной галереи стал Леонид Николаевич Зипалов, который решил выстроить рядом с гостиницей Смирнова собственные меблированные номера для приезжих посетителей. С этой целью Зипалов около 1881 г. по проекту старшего архитектора Терской области В.И. Грозмани построил на участке два дома - длинный и короткий, которые имели 36 номеров. От Нарзанной галереи до центрального входа в зипаловскую гостиницу была проложена удобная широкая дорожка из каменных плит.
Кухни при заведении не было, так как рядом находилась приличная Казенная ресторация. Одну неделю в конце августа 1896 г. здесь проживал писатель и драматург А. П. Чехов (в память этого события в 1973 г. на стене здания у входа появилась мемориальная доска). К 1900 г. зипаловская гостиница на улице, которая тогда называлась Воронцовским подъездом (ныне - продолжение Курортного бульвара) имела уже 45 номеров, цена которых была 2-5 рублей в сутки. Владелец гостиницы Л.Н. Зипалов скончался около 1902 г. и заведение перешло в руки его наследников. К 1910 г. бывшую гостиницу Зипалова на Воронцовской ул. приобретает некто В. Колосов, возможно, служащий кисловодского отделения Азово-Донского банка. Официальной владелицей гостиницы является его супруга - Надежда Васильевна Колосова. В небольшом здании действовал магазин Г.И. Исмаилова, затем - братьев Ризаевых, Василия Семеновича Кузнецова, а в промежутке между домами находился киоск с парикмахерской.
В советское время в бывшей гостинице был устроен пансионат «Кисловодск». Здание было перестроено, между домами сделан переход. Ныне здесь размещается пансионат ЛПУ «Кисловодская Бальнеогрязелечебница» (корпус №8).
«Октябрьские ванны»
Здание построено в 1926 - 1928 гг. по проекту молодого архитектора П.П. Еськова. Руководство работами доверили инженеру Е. Варенику. Ниже фотография 1958 г.
Октябрьские ванны в Кисловодске упоминаются в поэме В.В. Маяковского «Хорошо», работу над которой поэт заканчивал, отдыхая на курорте. Презентация поэмы прошла в курортном парке города в 1927 г.
От «Ванн» оглядываемся назад, на бывшее «Подворье Бештау»
В 1862 г. мещанин из Нахичевани-на-Дону Степан Авдеевич Бештау первоначально построил небольшой деревянный домик на семь комнат для сдачи приезжающим. Позднее возвел одноэтажное кирпичное здание. В начале XX в. здание было надстроено вторым и мансардовым этажами. В гостинице «Подворье Бештау» стало 35 номеров.
Здание гостиницы выполнено в стиле эклектики. Нижний этаж отделан рустом. Срезанный угол здания украшен массивным двухэтажным эркером и причудливой коробчатой крышей в стиле барокко.
Последняя перестройка и расширение гостиницы были произведены в 1911 г. Эту работу выполнил, вероятно, архитектор Э.Б. Ходжаев, которые был в дружеских отношениях с семейством Бештау.
В советское время в здании находилась гостиница «Эльбрус». В 1982-84 гг. была произведена реконструкция и реставрация здания по проекту архитекторов В.И. Ворсина и В.В. Гребенскова. Обновленное здание сохраняет прежний исторический облик.
Рассмотрим следующую фотографию
Справа видна часть дома, прилегающая к Нарзанной галерее. Сегодня это музей истории и природы, в прошлом здание городской библиотеки. Прямо по курсу поднимается вверх проспект Карла Маркса, а влево уходит наш Курортный бульвар. Вот на этом углу и остановимся ненадолго. Сейчас здесь возвышается один из корпусов санатория «Нарзан», ранее казенная гостиница «Гранд-отель». Теперь это название отдали другой гостинице на этом же бульваре. Но мы продолжаем говорить о здании, которое у нас перед глазами.
Первая крупная гостиница курорта, рассчитанная на 200 мест, была пущена в эксплуатацию в 1905 году. Создатель и арендатор отеля К.Ф. Тахтамиров, зодчий - гражданский инженер А. Н. Клепенин. 10 ванных кабин обеспечивали гостей лечебными процедурами, в здании действовал водопровод, было электричество, работали ресторан, столовая, библиотека, читальня. В годы Великой Отечественной войны в гостинице был развернут эвакогоспиталь на 1200 коек.
Старая фотография
Сравним современный вид с фотографией, представленной ниже, когда на этом месте ещё не было «Гранд-отеля».
Фотография 1899-1903 гг.
Мы видим, что построенная гостиница перекрыла красивый вид на Курзал. К нему мы ещё подойдём.
А пока двигаемся по Курортному бульвару дальше.
Отель Кекишевой «Центр» (ещё один корпус санатория «Нарзан»)
К зданию санатория «Нарзан», с северной стороны, прилегает более скромный дом, с любопытной историей. В середине девятнадцатого века узкий, заболоченный участок между усадьбой Комарова и каменной стеной Сывороточного заведения был свободен. Около 1876 года этот небольшой участок был продан Людвигу Карловичу Бесту, который несколько раз занимал должность сезонного смотрителя Кисловодской группы. Вскоре он возвёл здесь небольшой деревянный оштукатуренный одноэтажный дом под железной крышей, фасад которого с 6 окнами и дверью под козырьком выходил на тополевую аллею. Домовладелец устроил здесь тринадцать меблированных комнат, которые успешно сдавал приезжим и сезонным врачам, желавшим жить рядом с Нарзанной галереей.
К 1890 году новым хозяином дома стал австрийский подданный Георгий (Егор Егорович) Драгош, богатый ростовщик. Известно, что в его доме в начале двадцатого века вели приём известные сезонные врачи, доктор медицины Харьковского университета М.И. Светухин и врач У.А. Щерба. Ночью 10 октября 1907 года в собственном доме на Тополевой аллее Драгош и его гражданская жена были жестоко убиты с целью ограбления. Похожую трагедию раннее описал Фёдор Достоевский в знаменитом романе «Преступление и наказание». Наследник - брат владельца усадьбы Андрей Драгош вскоре продал её некому Кири.
Затем к 1910 году новым домовладельцем стала супруга купца Кекишева - Элеонора Устиновна. Прилично обставленные и отапливаемые квартиры хорошо заселялись в зимние сезоны. В 1912 году Кекишевы решили на месте старого здания, которое хранило память о зловещем убийстве, построить небольшую новую гостиницу. Она была сооружена в 1913 году и получила название «Отель Центр». Гостиница имела три десятка меблированных номеров. Трёхэтажное здание из красного кирпича было выполнено в сдержанном «кирпичном стиле», отчасти схожим со стилем соседнего здания «Гранд-отеля». Парадный вход был украшен навесом на чугунных столбах (убран около 1930 года). На нижнем этаже отеля Кекишевых были открыты кондитерская и ателье по изготовлению дамских шляпок. В гостинице находился Радиолечебный кабинет доктора С.М. Полонского. В двадцатые годы отель был национализирован и стал советской гостиницей. Фасад здания был побелен. Ныне здание входит в комплекс санатория «Нарзан».
Усадьба Комарова
Фотография 1958 г.
Рядом сквер с фонтаном и бюстом К.М. Ге
То, что я прочитала об этой женщине и о тех, кто присутствовал на её казни, мне кажется космическим идиотизмом. Не знаю даже, верить ли мне данной информации, но пишет историк. Ксения Михайловна Ге являлась старшим следователем ЧК в Кисловодске в 1918 г. По данным историка Владимира Булдакова, работая наркомздравом, Ге предлагала обязать женщин буржуазного класса становиться любовницами красноармейцев для предотвращения распространения венерических болезней среди последних. В принципе, логично, но лишено здравого смысла. Ладно бы лицо мужского пола такое предложил, от них чего угодно можно ожидать, но женщина?!
И меня поразила толпа, присутствовавшая во время казни. Казнили Ге, естественно, не за её рац.предложение. В июле 1918 года (при наступлении белогвардейских войск Андрея Шкуро) Ге была арестована, бежала, была поймана. После короткого следствия, Ксения Ге была признана виновной в ряде преступлений во время её работы в кисловодской ЧК и приговорена к смертной казни. А, когда её в шикарном, синего шёлка платье и лаковых великолепных ботинках вынули из петли, толпа интеллигентных людей, словно обезумев, ринулась добывать веревку от висельницы-женщины - особо счастливый талисман.
Теперь памятник располагается так, что взгляд Ксении Михайловны Ге направлен в сторону Казачьей горки - место казни женщины. Фотография 1981 г.
Напротив сквера, на чётной стороне улицы бывшая аптека Цинцинатора
Это старейший дом на западной стороне бульвара.
Согласно имеющимся планам Кисловодска этот заболоченный участок земли на Тополевой аллее не был застроен до 1880-х годов. К 1890 г. здесь появилась усадьба Никона Ефимовича Калинкина и его супруги Марии Михайловны, на которой были построены два небольших одноэтажных жилых здания. По всему периметру усадьбы находились разнообразные служебные постройки. На рубеже веков владелец возвел в центре усадьбы новый двухэтажный дом, выходящий главным фасадом на Тополевую аллею. Автор проекта неизвестен.
Для приезжих посетителей здесь сдавались 8 меблированных комнат. К 1890 г. при доме Калинкина на Тополевой аллее открылась шашлычная Вачнадзе, которая служила кухмистерской для обитателей снимаемых соседних комнат. Калинкины владели доходным домом до самой революции. С начала XX века на первом этаже здания помещались винно-бакалейный и гастрономический магазины, а позднее - крупная аптека Дмитрия Ивановича Цинцинатора, сына кисловодского слобожанина и домовладельца. Она называлась «Новая аптека».
Считается, что исторический облик здания почти не изменился при перестройках и капитальном ремонте XX века. Ныне на обоих этажах дома размещаются различные магазины.
А мы прервёмся ненадолго...