В прошлый раз мы посетили Лужецкий Ферапонтов монастырь, зашли в музей-мастерскую Герасимова, и сегодня продолжим прогулку по Можайску. Неподалёку вдоль трассы расположено кладбище, при нём церковь Святого праведного Илии Пророка
Впрочем в маленьких городах всё неподалёку, можно уже не повторять это слово.
Зато так трогательно читать другие слова, всего строчка, но как по домашнему и тепло. В 1629 году на церковной земле проживали «поп Василий Макаров и дьячок Иванко Тихонов». Тогда здесь стояла ещё деревянная церковь (сгорела). Вообще, когда читала историю храма, подумала, какой он махонький, и какая у него глубокая и интересная история, сколько событий он пережил, сколько судеб людей с ним связано.
Нашествие армии Наполеона в 1812 году нанесло большой ущерб древнему Можайску, лежавшему на пути захватчика к Москве. Сгорали дотла многие деревянные постройки, в том числе и церковь в Ильинской набережной Слободе. К счастью, прихожане успели вынести и спрятать в лесу храмовые иконы, поэтому после изгнания неприятеля из московских земель, святыни отрыли и поместили в часовне, наскоро построенной на месте сгоревшего храма.
Каменная церковь возведена на средства М.И. Хлебникова в 1846-1852 гг.
Храм расширен по проекту В.К. Филиппова в 1902 году.
Строение в стиле эклектики. На четырехстолпном, крестообразном в плане основании стоит массивный световой восьмерик. Венчает здание широкая луковица-главка. Над западной папертью построена шатровая колокольня.
Тут надо сказать, что мещанин Максим Иванович Хлебников очень любил посещать построенный на его средства этот небольшой храм. Он также тратил деньги на благотворительность и содержание причта. Истратив на благое дело все свои деньги, храмоздатель смиренно поселился в церковной сторожке, которую, кроме того, делил с храмовым сторожем. Он прожил в тесном домике до самой смерти. Умер в 1856 году.
До нашего времени в церкви сохранились иконы конца ХIХ - нач. ХХ столетия. Среди них привлекает внимание большая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с любопытной надписью внизу: «Сооружена и пожертвована сия икона крестьянином села Алексеем Васильевичем Котелиным в память выздоровления Его Императорского Величества Николая II, 1900 годъ».
Известно, что бедняк из деревни Нероново Можайского уезда Алексей Котелин нашёл однажды в подвале сгоревшего дома клад с золотыми монетами и украшениями, который был кем-то спрятан и забыт перед приходом на можайскую землю французов в 1812 году. В благодарность за чудесную находку Котелин дал обет Богу украсить Ильинскую церковь на погосте, в которой он часто бывал на богослужениях. На «свалившиеся с неба» деньги крестьянин заказал для храма большие иконы хорошего письма, новый резной иконостас, лампады, подсвечники и другую утварь. Несколько икон с вкладными надписями, вроде той, что была процитирована выше, и утварь, принесённая в дар разбогатевшим крестьянином, сохранились до наших дней.
Проходим мимо дачного посёлка. На дороге в тёплой пыли возится девочка с котёнком.
Не иначе будущая дрессировщица «Багдасарова». Заметив нас, укротительница тигров выпрямилась, и я обратила внимание, что платьишко у неё соответствующее будущей профессии. В самом центре полотна цветочки, из которых выглядывает леопард.
Мы поздоровались. Милая девчушка опять занялась своими делами. За высоким забором зашебуршился дед, видимо, приставленный охранять внучку, золотце своё ненаглядное. На секунду его взъерошенная голова показалась за калиткой и спряталась обратно, ведь сокровищу ничто не угрожало. Мой папа также за внуками в количестве трёх штук летом на даче присматривал. Владьку моего с рук не спускал. Даст ему молоточек, и вот они целый день гвозди заколачивают. Идём дальше.
Ещё одна церковь
Тут я прям не знаю, какое название вам дать. Для начала пусть именуется церковь Иоакима и Анны Якиманского монастыря. Сложное строение, более напоминающее обломок скалы. При ближайшем рассмотрении мы увидим, что строения два: церковь Иоакима и Анны, а также церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Почему я затруднялась дать название? Ранее это была одна церковь с приделом, но со временем основной объём разобрали, оставив придел, на месте основного объёма выросла новая церковь, не связанная с приделом, получилось два строения.
Точнее и правильнее история звучит так. На Якиманской улице Можайска высятся шатры интересного памятника архитектуры - «новой» церкви Иоакима и Анны, или, как ее называют местные жители, - Якиманской церкви. Возле этого храма приютилась небольшая «старая» церковка во имя Иоакима и Анны. Почему же у двух рядом стоящих церквей одно посвящение? В далекие времена на этом месте располагался одноименный монастырь, о котором имеются сведения в летописях ХVI в. В писцовой книге 1629 года можно прочесть: «Монастырь Якиманской, а в нем церковь Святых Богоотец Акима и Анны камнна да два придела: Воскресение Христова да Леонтия, епископа Ростовского Чудотворца. А в церкве Божие милосердие образы: образ местный Акима и Анны».
В 1764 году, согласно Указу Екатерины II «О секуляризации церковных земель», монастырь был упразднен, а его храм стал приходским. Тем не менее, как утверждают историки, он полон загадок. Собственно, сейчас здесь стоят два храма: меньший, выстроенный в 1390-х гг. из белого камня и имеющий цоколь, и фрагмент стены весьма древней (видимо, являвшейся частью бывшего не сохранившегося собора Якиманского монастыря). Храм был практически разобран к 1867 году, за исключением одного северного придела Леонтия Ростовского. Этот придел, упоминаемый с конца XVI в., в 1770-х гг. был капитально перестроен и расширен: надстроена апсида, сверху поставлена ротондальная колокольня с круглым куполом и маленькой главкой. Таким образом храм приобрел еще одну редкую черту - церкви «под звоном» нечасто встречающейся в архитектуре. Вместо четырех малых глав ротонда звона была окружена четырьмя псевдоготическими башенками, верха которых ныне утрачены. По инициативе и на средства можайского мещанина, прихожанина этого храма - Самородова, были облицованы фасады церкви и пристроена трапезная по проекту архитектора Т.И. Семенова. После сноса основной части древнего храма бывший придел стал отдельной церковью. На той стороне, которая оказалась внутри храма, видны следы портала, пилястры и цоколь, а также борозды от иконостаса и следы жертвенника. Главный интерес для исследователей представляет южная белокаменная стена храма - бывшая северная стена основного объёма древней церкви. В целом памятник интересен как дошедшее до наших дней архитектурное сооружение раннемосковского зодчества.
Со старой церковью разобрались. Рядом стоит большой каменный храм Святых праведных Иоакима и Анны, построенный в 1871 г. по проекту Казимира Викентиевича Гриневского, с колокольней, надстроенной в 1893 г. по проекту Павла Георгиевича Егорова, и приделами святителя Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери.
Стены храма как внутри, так и снаружи украшены росписями, которые сохранились со времени постройки и только поновлялись в конце 1980-х гг. Вот некоторые из них.
Насколько мне хватает знаний, над входом в тимпане Христос Вседержитель
На южной стене сцена Усекновения главы Иоанна Предтечи
На северной стороне эпизод Страстей Христовых, Снятие с креста
Мы сейчас с вами пойдём в Можайский кремль, поэтому давайте ещё раз посмотрим на церковь Иоакима и Анны, чтобы уточнить особенности архитектуры, а также найдём перекличку с храмом в кремле.
Хотя строилась церковь через 50 лет после возведения Ново-Никольского собора в Можайском кремле, определенное сходство можно разглядеть - декор здания так же представляет собой причудливое смешение стилей барокко, классицизма и псевдоготики. Как видно, эта церковь выстроена в псевдорусском стиле сложена из кирпича и завершается деревянным барабаном, обшитым железом и увенчанным небольшим шатром с главкой. На глухом барабане нарисованы окна, а шатер окружен рядом кокошников. Боковые фасады украшены тимпанами. Сходная по стилю колокольня.
И мы идём в кремль. Старинные стены ведут к Ново-Никольскому и Петропавловскому соборам
Слева высится здание, построенное в 1802-1814 гг. в псевдоготическом стиле (русская готика). Первый укреплённый детинец на Соборной горе существовал уже в XII веке. Въезд в крепость был устроен в виде захаба и снабжён проездной воротной башней, в которой, вероятно, находилась первая церковь. Ранний въезд в крепость располагался на месте Петропавловского храма (строение справа).
Не буду вас мучить долгой историей, поговорим только о том, что дошло до наших дней. Новый Никольский собор 1802-1814 годов постройки. Ещё в мае 1782 года вышел правительственный указ о разрешении разобрать крепостные стены в Коломне, Серпухове и Можайске «по крайней их ветхости». В 1802 году была начата разборка Можайского кремля. А поскольку камень и кирпич рекомендовалось использовать на ремонт старых храмов, было решено перестроить старый надвратный собор (Ново-Никольский собор). К 1805 году интереснейшее сооружение русского зодчества исчезло с лица земли. Новый проект храма разработал московский архитектор, ученик Матвея Казакова Алексей Бакарев. Для строительства Нового Никольского собора были использованы крепостные Никольские ворота и надвратная церковь. Собор было решено строить в стиле неоготики. Возвдиженский придел был до основания разобран и заново отстроен - в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». Ворота крепости заделаны с обеих сторон кирпичной кладкой. Колокольня разобрана, как и старое пятиглавие (до перестройки церковь была копией Рождественского собора в Лужецком монастыре), а вместо этого была сооружена ротонда-купол с четырьмя «мавританскими» башенками по углам. С запада пристроили новую многоярусную колокольню с высоким шпилем. Колокольня достраивалась уже после войны 1812 года.
В 1830 году собору уже требовался серьёзный ремонт, проведённый в 1838 году. В 1863 году, несмотря на ремонт, в соборе вновь появились трещины. Их причина была не в осадке фундамента, а в тяжести купола ротонды. Архитектор Гриневский рекомендовал облегчить груз самого купола на балки, но его совет не был выполнен, и, как считает В. И. Горохов, это послужило причиной обвала купола в 1942 году. Ротонда восстановлена не была
Во время немецкой оккупации в 1941 году на территории кремля был организован лагерь для военнопленных.
В 1960-х годах была проведена реставрация Никольского собора без восстановления ротонды, как я уже сказала. В 1980-х годах собор был передан в управление Государственного Бородинского военно-исторического музея, в результате чего были проведены работы по укреплению фундаментов. До начала 90-ых прошлого века в кремле находился парк культуры и отдыха, который позднее был ликвидирован, а в соборе начались богослужения.
14 апреля 2013 года произошло сползание грунта на западном склоне. Обрушилось более 500 м3 земли. В день оползня с собора упала лепнина, и с угла, ближайшего к оползню, выпали кирпичи. С 2021 года началась реставрация собора.
Петропавловский собор
Несколько раз менял название. Первый городской собор появился примерно в одно время с постройкой первого детинца на территории Можайского кремля в XII-XIII веке. Первоначально он был деревянный. В конце XIV - начале XV века собор был выстроен из камня. Назывался он собором святого Николая Чудотворца. В 1450-1475 гг. к южной стороне собора, справа от входа, была пристроена придельная церковь святого Георгия. В конце XV века стал называться собором святого Николы Можайского. Когда был перестроен надвратный храм на Никольских воротах, получивший название Новый Никольский собор (Верхний), то древний городской собор стал именоваться Старым Никольским (Нижним).
В 1689 году нуждавшийся в поновлении храм был обвязан по периметру железным поясом, а на месте разобранного Георгиевского придела был поставлен контр-форс. Храм сильно пострадал во время войны 1812 года - он был разграблен и выжжен. От пожара металлические стяжки лопнули, стены повредились и расселись во многих местах. После ухода французов собор был укреплен.
В 1830 году храм пришел в аварийное состояние и требовал капитального ремонта. В конце 1831 года за восстановление собора взялся Дмитрий Фомич Борисов, известный русский архитектор. Но он только сделал обмеры и составил смету. В 1836 году Духовенство собора по своей инициативе пригласило другого архитектора из Московской Казенной палаты. Академик Федор Михайлович Шестаков составил свой проект. Денег по-прежнему на ремонт не хватало. Обратились в Москву за помощью, откуда пришёл указ: «Денег нет, но вы держитесь». Ну, почти такой по смыслу. Из Москвы пришел указ о разборе Нижнего Никольского собора по ветхости, а годный материал употребить на сооружение в сим месте приличной часовни. Предложение сломать собор, чтобы соорудить из строительного мусора домик «пана Тыковки», очень огорчил и Духовенство, и горожан.
Шли годы... В 1843-ем надзор за строительством поручался архитектору Борисову. Заметили, ходим по кругу? Новые сметы, обмеры, указы. Согласования длились в общей сложности 14 лет. Пока продолжалась эта административная волокита, храм разрушался, и в конце концов настолько обветшал, что когда приступили к исполнению работ, 3 июня в полночь 1844 года собор обвалился. Горожане отслужили молебен Николаю Можайскому об избавлении жителей от беды. Последняя - это просто замечательная фраза, как говорится, баба с воза - кобыле легче. На верхах тоже перекрестились, потом, как положено, нашли виновного «стрелочника» - всю вину переложили на Борисова и его отстранили от работ. Уф.
Вы думали, всё что ли, конец истории? Нет. Вдохните поглубже, наберитесь терпения.
В 1846 году решено разобрать остатки храма и построить на его фундаменте новый по проекту Шестакова. Из-за экономических соображений подряд отдали не архитектору, а обычному крестьянину-строителю Прокопию Михайловичу Щеглову из села Борисовское Владимирской губернии. По условиям договора, Щеглов должен был разобрать остатки сводов и столбов рухнувшего собора, затем возвести копию прежнего здания по проекту Шестакова в кирпиче, используя фрагменты старого собора.
В 1850 году протоиерей Александр Успенский заключил договор с крестьянином Федором Кузьмичом Моцаевым из села Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне п. Палех Ивановской области) на написание иконы Божией Матери в греческо-фряжском стиле.
В 1852 году собор был окончательно восстановлен. Собор переосвятили из Ильинского в Петропавловский. С тех пор здание не перестраивалось. В 1930 году был закрыт. Закрыт он и теперь, только иногда в храме проводятся отпевания.