558. Самолёт Aero L-29 Delfin (Москва, Сквер ДОСААФ)

Mar 20, 2021 15:00

Реактивный учебный самолёт Aero L-29 Delfin из сквера у Аэроклуба имени Валерия Чкалова на Волоколамском шоссе в Москве.
Бортовой номер самолёта: RF-02011
Заводской номер: 792633
Состояние памятника - очень хорошее.
Дата съёмки - 05 марта 2021 года.

01.




02. Аэро Л-29 «Дельфин» (Aero L-29 Delfin; по классификации НАТО: Maya) - чехословацкий учебно-тренировочный самолёт.
Является первым чехословацким серийным реактивным самолётом.



03. Первый Дельфин поднялся в небо 5 апреля 1959 года.
В 1961 году L-29 был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора.
Серийно производился в 1963-1973 годах, построено 3665 самолётов.
В дальнейшем был заменён на Aero L-39 Albatros.



04. Фрагмент из рассказа на Уголке неба о первом появлении Дельфинов в СССР:
В 1963 году перед Качинским и Черниговским ВВАУЛ, готовивших летчиков-истребителей, была поставлена задача через год приступать к практическому обучению курсантов выпускных курсов полетам на МиГ-21.
В этих условиях новый реактивный УТС для первоначального обучения был просто необходим.
В Главном штабе ВВС и управлении ВУЗ ВВС еще в начале 1963 года было принято решение о начале освоения Л-29 в 703 УАП Черниговского ВВАУЛ, базировавшегося на аэродроме Умань в Черкасской области.
Полком в то время командовал п/п-к В.Б.Горбунов.



05. Обучение курсантов проводилось на самолетах МиГ-15УТИ.
Для изучения новой авиатехники в марте 1963 года в Чехословакию была направлена группа офицеров и сверхсрочнослужащих под командованием подполковника С.М.Лядова (всего 30 человек).
В течение месяца они изучали самолет, и в начале апреля 1963 года начались полеты, в ходе которых летчики группы п-ка Лядова успешно освоили программу переучивания.
Уже тогда нашими летчиками и инженерами было внесено ряд предложений по конструкции самолета, которые были учтены при выпуске последующих серий.



06. 29 мая 1963 года на аэродроме в Умани приземлились первые "Дельфины".
Не прошло и десяти дней, как на них начались полеты инструкторского состава.
Первой к переучиванию приступила эскадрилья п/п-ка Инякина.



07. В числе первых на Л-29 переучились начальник училища г-л м-р ав. Н.Ф.Кузнецов, п-к Ф.К.Щигорев, п/п-ки В.Б.Горбунов, А.М.Логинов, И.М.Спирин, м-р П.И.Романовский, а также летчики-инструкторы звена м-ра Головко: Е.В.Гашов, А.И.Лещенко, В.А.Кващук, А.Ф.Мартыненко, Г.П.Ревин.
Как вспоминает п-к в отставке Д.Ф.Байнетов, бывший тогда летчиком-инспектором летно-методической группы училища, впечатление от нового самолета было просто восторженное.
Даже по сравнению с МиГ-15УТИ, "Дельфин" был намного проще и легче в управлении, прощал многие вольности.
Более современное авиационное и радиоэлектронное оборудование, эргономическая продуманность кабин, да и просто элегантный внешний вид делали самолет более привлекательным, чем МиГ-15УТИ, уже не говоря о Як-18, которые и должен был сменить "Дельфин".



08. А другой ветеран училища - м-р в отставке В.И.Говоров, вспоминает, что в то время, летчики-инструктора сравнивали "Дельфин" с "Волгой", "Як" - с "Москвичом-401", а "МиГ" - с "Победой".



09. L-29 оказался достаточно неприхотлив к условиям эксплуатации.
Например, допускал эксплуатацию с грунтовых аэродромов, что для реактивных самолотов большая редкость.



10. Усиленные стойки шасси выдерживали нагрузку от взлёта с неровных полос и неумелых курсантских посадок.



11. Интересный элемент конструкции - индикатор выпуска шасси в виде палочки-солдатика, выдвигавшегося из верхней поверхности плоскости крыла при установке стоек в замки.
Курсант или Инструктор могли визуально пределить готовность самолёта к посадке просто глянув на крыло.



Координаты:
55°49'23.93"С
37°26'33.28"В


учёба, Москва, военная техника, iphoto, памятники, авиа

Previous post Next post
Up