71. Грузовой автомобиль ЗИС-5 (Брянск)

Jun 27, 2016 08:46

Автомобиль УралЗИС-5В является частью мемориала посвящённого воинам-водителям, погибшим во время Великой Отечественной войны.
В тот же комплекс входит ещё один грузовик-памятник - ГАЗ-ММ.
Мемориал расположен на Карачевском шоссе - восточном въезде в Брянск со стороны автодороги М3.
Рядом расположены автобусная остановка "Осиновая горка" и бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 16 июня 2015 года.

01.




02. У подножия тридцатиметрового пилона фигура солдата-шофера.
Он стоит на подножке автомобиля.
Правая рука воина лежит на баранке, взгляд устремлен вперед, на дорогу.
Это первый сооруженный в Советском Союзе памятник водителям, павшим на дорогах войны.

Открыт мемориал 12 сентября 1968 года, накануне двадцать пятой годовщины освобождения области от немецко-фашистских захватчиков.
Авторы памятника - скульптор Г. Ф. Мовчун, архитектор А. А. Гайдученя.
Памятник сооружен на средства брянских автотранспортных организаций и дорожных предприятий.
Спустя несколько лет он был реконструирован.
Сохранив прежний вид, памятник одели в гранит.
(wikipedia)



03. На этом месте в 1943 году была сформирована 18-я автомобильная бригада.
Боевой путь воинской части изображён на табличке у Вечного огня.



04. А на противоположной стороне дороги на постамент встали грузовые машины военных лет - трёхтонка ЗИС-5 и полуторка ГАЗ-ММ.
Большой плакат при подъезде к мемориалу призывает проезжающих почтить память погибших воинов-водителей.
Длинными громкими сигналами большинство проезжающих мимо машин отдают дань памяти погибшим водителям.



05. Слева от стеллы мемориала находится памятный крест, а позади большое стилизованное рулевое колесо.



06. Установленный на постаменте автомобиль это ЗИС-5В произведённый на заволе УралЗИС (сейчас УралАЗ).



07. Из истории завода УралАЗ:
15 октября 1941 года: над Москвой нависли черные тучи, идет мокрый снег, на улицах видны машины, стоящие под погрузкой около магазинов и складов и направляющиеся затем к Заставе Ильича.
В учреждениях и конторах уничтожаются документы.
На следующий день принято решение об эвакуации Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС).
А еще через три дня первая колонна заводских грузовиков и автобусов со станками и оборудованием, замаскированными фарами, едва освещавшими мокрый грязный снег, тронулась из Симоновской Слободы на Волгу, в Ульяновск.



08. 30 ноября 1941 года поступает указание Комитета государственной обороны: рабочих литейных цехов, цеха "мотор", штамповочно-механического и других, связанных с производством двигателей, срочно перебазировать из Ульяновска на Урал, в городок Миасс.
Командированные туда рабочие с семьями вновь погрузились в теплушки.
В Ульяновске остались цеха "шасси", на базе которых и должен был разворачиваться новый завод.
Помимо сборки автомобилей, в Ульяновске должны были выпускать боеприпасы и газогенераторные установки ЗИС-21.



09. В Миассе еще в 1939 году начали строительство военного завода N 316.
Морозной зимой 1941 года днем и ночью, прямо с "колес", под открытым небом шел монтаж оборудования и к середине лета уже были подготовлены строительная площадка и рабочий поселок.
Трудности со снабжением вынуждали строить многие цеха этого завода из дерева.
Моторное производство как раз планировалось организовать на этой строительной площадке, к которой еще до начала войны успели проложить железнодорожную ветку.



10. Первый цех Миасского автомоторного завода заработал в марте 1942 года, а в апреле собрана первая промышленная партия.
Изначально предполагалось, что завод будет заниматься производством двигателей, коробок передач и задних мостов для Москвы и Ульяновска, поставлять литье на Шадринский филиал "ЗИСа".
Но страна остро нуждалась в автомобилях, и Государственный комитет обороны 14 февраля 1943 года принимает новое решение - целиком перевести из Ульяновска в Миасс производство грузовых автомобилей.



11. Провинциальный город купцов, ремесленников и золотоискателей становится уральской столицей грузовых автомобилей.
Первая трехтонка ЗИС-5В сошла с конвейера уже 8 июля 1944 года, 20 июля на фронт отправили партию машин.
30 сентября 1944 года с конвейера сошел тысячный автомобиль, а к концу года, несмотря на незавершенность цехов, сумели построить три тысячи трехтонок.
Через год со дня выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в народное хозяйство 6800 автомобилей.
То есть, производилось 18-20 новых автомобилей каждый день, включая выходные.



12. В условиях военного времени конструкцию базового ЗИС-5 пришлось максимально упростить: кабина делалась из дерева, передние крылья не штамповали, а гнули (что позволяло использовать любую сталь, даже не пригодную для вытяжки), тормоза на передних колесах отсутствовали, грузовая платформа имела только один - задний - откидной борт.
Уральские грузовики воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, приближая победу нашего народа.



13. Машина на этом постаменте не на ходу.
У неё есть фрагменты двигателя, но полностью отсутствует коробка передач.



14. Карданный выл погнут и прикручен к раме проволокой.



15. Тормозные тяги отсутствуют.



16. Шина 240-508Р (8.25-20Р), модель К-37А.
Аналогичные устанавливались на грузовики ГАЗ, автобусы ЛАЗ и автомобили САЗ.



17. Металлическая кабина это признак послевоенного выпуска, либо замены при капитальном ремонте.
Как и вторая фара.
Как и боковые откидные борта.
На военном выпуске кабина была деревянная, фара только одна, а открывался только задний борт.



18. Над радиатором логотип УралзиС.
Похожий автомобиль стоит в Туле в посёлке Скуратово (но у него круглые крылья).
Оригинальный логотип ЗиС можно увидеть на Тульской "Катюше" на автомобиле в Каменске-Шахтинском.



19. Символизм номера "72-00 БА" я постичь не смог.
Впрочем, он такой был с самого начала (спасибо avp23649 за фото).



Координаты:
53°11'52.11"С
34°31'45.25"В


авто, мемориал, военная техника, Брянск, памятники, М3

Previous post Next post
Up