Как влияет «Том и Джерри» на зрителя ?

Nov 18, 2011 01:21





Приключения знаменитых кота и мышонка являются нестареющей классикой анимационного искусства и полюбились нескольким поколениям телезрителей по обе стороны Атлантики. Сериал «Том и Джерри» был награждён премией «Оскар» семь раз, что позволяет по праву назвать его настоящим шедевром мультипликации. Скажем прямо: таких мультфильмов сегодня не делают! В чём секрет космической популярности этих персонажей, которые только и делают, что строят друг другу козни? И что мы выносим для себя из красочного шоу?

Кастрюльные баталии




Яркие характеры и неподражаемая мимика, коварство и наивность в одном флаконе, острый сюжет и головокружительные авантюры - это лишь начало хвалебной речи в адрес «Тома и Джерри». Но, сохрани вас Тотем Зубра, показывать эти мультики маленьким детям - расхлёбывать последствия придётся долго…




Судя по опыту знакомых, чей сынишка вырос на «коте и мышонке» буквально с горшка, - лучше бы ребёнку почитали книжку! Сначала карапуз бегал за мамой с вилкой, как не раз видел по телевизору. Потом тихонечко забрался на шкаф и с хохотом метнул в папу утюг. К счастью, не попал, однако «агрегат» лежал в руинах. Он торжествующе закрывал бабушку зимой на балконе, бросался помидорами в прохожих и приставал к девочкам с поцелуями «а ля вантуз». В общем, всё по сценарию из мультфильма.




Но «Том и Джерри» содержит много тонкого юмора и сарказма, которые для детского ума совершенно непонятны - вот чадо и принимает всё за чистую монету. По сути, в голове ребёнка остаются только плоские сценки с подчас жестоким издевательством персонажей друг над другом. Нередко на экране происходит подмена понятий (рисованная «игра слов»), оживление неодушевлённых предметов, искажение элементарных законов физики. Нам смешно - вроде бы положение безвыходное - а тут герой находит неожиданную лазейку! А вот дети начинают путать увиденное с действительным. Самое опасное в том, что они верят: наступать на грабли, попадать под машину, пробивать головой кирпичи, подкладывать кому-то на стул кактус и глотать хлопушки - это шумно, смешно, но не больно - и уж тем более не смертельно.

Недетского ума дело




Для взрослого эта «мультяшная» агрессия совершенно безобидна и не первостепенна: именно для подготовленного ума сериал щедро приперчён недетской проблематикой. Можно даже сказать, что «Том и Джерри» послужил «социальной энциклопедией» своего времени. Живо обрисованы отличия провинциалов от «небожителей» Манхэттена, холёных интеллигентов и уличных «отбросов» из рабочего квартала. Много внимания уделяется американскому патриотизму, отсылкам к традициям разных культур и различным историческим событиям (которые нужно знать, чтобы понять суть происходящего!)

А вам уже есть 18 ?




Важным лейтмотивом в приключениях действительно зрелых персонажей является ухаживание за противоположным полом. Та самая бравада, которая выглядит забавно со стороны, - но не любовь. Почему детям не стоит смотреть на эти уморительно смешные сценки? - Во-первых, ухаживания всех мужских персонажей выглядят, в основном, гиперболизованно пошло: они либо рисуются перед дамой, пуская ей сигаретный дым в лицо, и лезут без спросу целоваться-обниматься, - либо же теряют всякое чувство собственного достоинства и превращаются в клоунов. А при появлении соперника начинаются «бои без правил», где конкуренты не гнушаются ни чем ради победы.




Самих же «дам», созданных на потеху взрослому зрителю, можно так же разделить на две категории: те, которые ломаются как сдобный пряник и «клюют» на деньги ухажёра, или те, которые умеют только сидеть на диване, молчать и позволять ухажёру какую угодно наглость (как вариант - молча бить кувалдой по голове). Ребёнок, увы, не в состоянии оценить такую вульгарную карикатурность героев. Не обошлось и без переодевания мужчин в женщин и случайных поцелуев по ошибке (Том путал с кошечкой Тудлз то кота-соперника, то бульдога, то вообще голову с пятой точкой).

Заложники «клише»




Незаметно для себя даже взрослый человек может ухватиться за стереотип «кошка обижает мышку» и не отдавать себе отчёт пусть в комедийной, но всё же аморальности самого мышонка. Ведь именно Джерри более чем в половине случаев является зачинщиком всех баталий - и первым совершенно незаслуженно обижает кота. Том, естественно, тут же даёт сдачи и начинается погоня, в которой ребёнок всегда будет винить злого кота. Между тем, Томас более добродушен, наивен, - да и вообще немного меланхолик. В то время как Джерри - ловкий, изобретательный и сообразительный холерик - задирает его практически со скуки.




В нескольких эпизодах становится понятно, что при желании он мог бы вить из кота верёвки и без труда жить с ним в мире-дружбе. Даже самый первый мультфильм, вышедший в эфир ещё в феврале 1940 года, носил недвусмысленное название: «Puss Gets The Boots» (а вот и нет, не «Кот в сапогах», а «Котик получает пинка сапогом»). Поначалу мышонка даже звали не Джерри, а Джинкс (Jinx), что означает «приносящий несчастье».

Мораль басни




В общем, взрослые вычерпают из сериала одно, а дети - совсем другое: членовредительство, тонкости манипулирования, игры на два лагеря, дружба против третьего, жадность, подлость, обман, неполиткорректность, неумение признавать свою неправоту и решать проблемы мирным путём. Врочем, среди всего этого агрессивного недетского юмора мелькают искры гуманизма: необходимость защищать слабых и маленьких, находить общий язык со своими врагами и мириться. Правда, эти поучительные истины до героев чаще всего доходят в виде тумаков и синяков.

«Великое немое» в мультипликации




Особенность ранних серий «Тома и Джерри», в отличии от последовавших полнометражных мультфильмов, - это невербальное общение между главными героями. Иногда кот и мышь обменивались короткими репликами, но в основном речь с лихвой компенсируется мимикой, жестами, возгласами, смехом, красочным музыкальным сопровождением и надписями (на двери, на стене, на собачьей будке и т.п.) Все желания, намерения и сомнения героев открыто отображаются на их лицах, утоляя «визуальный голод» телезрителя и позволяя насладиться эмоциями в чистом виде - без своеобразного социально-культурного фильтра.




Говорят по большей части второстепенные персонажи - пёс Спайк, бродячий кот Бутч, хозяйка Мамочка-два-тапочка (прототипом для её создания послужила оскароносная афроамериканская актриса Хэтти Макдэниел, сыгравшая бесподобную Мэмми в «Унесённых ветром») и другие.

Да будет музыка!




Огромный вклад в создание мультсериала сделал композитор Скотт Брэдли, который фактически вдохнул жизнь в нарисованный мир. Он написал насыщенные партитуры, где объединились выразительное музыкальное сопровождение к действиям в кадре, элементы классической музыки, популярных джазовых мелодий середины прошлого века. Яркая, гармоничная и запоминающаяся музыка стала последним штрихом к забавным сценариям - поэтому мультсериал неизменно повышает градус настроения и заряжает позитивом. Тряхните стариной и расслабьтесь под симфонический фейерверк «золотого архива» классики!




Опубликовал здесь: http://howitworks.iknowit.ru/paper1344.html

P.S. - Мировой мультик, любовь всей моей жизни :)))

Психология, Кино, Дети, Социум, Музыка

Previous post Next post
Up