Продолжая разговор о
сенсорной культуре (или упорядоченном, сознательном восприятии разного рода информации), вспомним одно из выведенных нами правил: пища для ума и чувств не должна быть «ядовитой» (нести в себе негативный заряд). И прежде, чем направить беседу непосредственно к процессу восприятия, хотелось бы выделить три момента, в которых человеку стоит быть особенно внимательным к своим ощущениям. Эти ситуации являются неотъемлемой частью жизни едва ли не любого современного человека, но контролировать их влияние могут только те люди, которые полностью осознают суть происходящего - так что присоединяемся к ним!
Помните о культуре отношений с любимым человеком - он воспринимается нами совершенно не так, как посторонние. Любые, самые незаметные негативные импульсы, миновав все барьеры, глубоко проникают в наше подсознание и влияют на психологическое состояние. Если чужие люди нам могут быть практически безразличны, то спутника жизни мы воспринимаем крайне чутко, анализируя едва заметные изменения мимики, настроения, хода мыслей. Поэтому каждый из партнёров должен полностью осознавать, какая ответственность за любимого человека и брак в целом лежит на его плечах - хочет он того или нет.
«Проснитесь» от телевизора. Современная теле-индустрия делает всё возможное для зомбирования зрителя, заманивая его крутыми поворотами сюжета, дерзким юмором и спецэффектами, как морковкой ослика. За этой разноцветной, шумной и блестящей мишурой в 99 случаях из 100 скрывается недоразвитая идея фильма или вообще отсутствие таковой, - а под соусом приключений или гламура подают «тухленькие» закуски безнравственности, подлости, распущенности. Но, ослеплённый и слегка ошарашенный непрерывными «фейерверками», быстро сменяющими друг друга, зритель не успевает мыслить критически, да и вообще понять, что «герои» фильма - по своей сути скорее «антигерои», а их поступки должны внушать отвращение. У взрослого человека это выливается в глубинный конфликт (вроде посмеялся от души, но чувствуешь себя каким-то «грязным»), а у детей и подростков формируются неправильные, весьма опасные ценности и представления о жизни.
Помните: музыка должна помогать услышать самого себя, а не заглушать ваш внутренний голос навязчивой «жвачкой». Громкая музыка с ритмичным ударным сопровождением (особенно в наушниках) делает человека неуравновешенным, поскольку напрямую влияет на сексуальные центры. Чем более однообразна музыка, которую он слушает, тем быстрее деградирует его мозг, не получая всех тех удивительных красок, которыми наделена как старинная, так и современная классика (в самом деле, послушать есть что).
Но вот мы, казалось бы, полностью подготовили своё сознание и настроились на экологичное восприятие: больше смотреть на красоту (особенно природу), слушать богатую образами музыку, смотреть только достойные фильмы, и даже договорились со своей половинкой вести себя как следует. Но значит ли это, что вооружившись подходящими «фильтрами» от ненужного сенсорного хлама и широко распахнув глаза навстречу прекрасному (интересному), мы тут же получим 100%-ный результат? Сможем ли мы в полной мере насладиться новыми впечатлениями, произведениями искусства, путешествиями? - Психологи убеждены, что даже этот первый шаг (самый сложный - шаг установки фильтров) значительно улучшает качество жизни человека. Но для полноценного восприятия следует сделать ещё три шага:
Второй шаг: создайте когнитивную карту! Чтобы понять, о чём речь, отвлечёмся от книжных терминов и зададим себе вопрос: что человек делает сперва - воспринимает или знает? Большинство убеждено, что знание - это уже результат восприятия. Но такая микросхема подходит только маленьким детям: «обжёгся - значит, огонь горячий». На самом же деле, как бы парадоксально это не звучало, взрослый человек сначала знает, а затем воспринимает - и, соответственно, он замечает только то, что готов заметить! То, что ему уже понятно и знакомо - это и есть когнитивная карта, или матрица восприятия. Как она работает?
Рассмотрим пример, в котором мы наблюдаем растущее на лужайке дерево. Подходит ребёнок и думает: «На коре вырезана надпись Оля+Коля - это же мой балбес-одноклассник написал». Затем подходит молодой человек и думает: «Под кроной этого дерева я целовался с Машей. Смотрю на него - а думаю только о своей барышне». Подходит пожилая дама, срывает пару листиков и думает: «Не дерево - а настоящая аптека! Чай из его листьев снимает мигрень и здорово помогает мне взбодриться!» Подходит дровосек и думает: «А в этом дереве, кажется, древесины долларов на 200 будет». Защитник природы видит занесённый топор и бежит спасать дерево от вандала, думая: «Да ведь это же не какое-нибудь вам дерево, а гинкго - современник динозавра! И осталось их на планете совсем немного!» Историю можно продолжать, но уже и так очевидно: каждый персонаж видел (воспринимал) своё собственное дерево - в соответствии с тем, что ему было о нём известно.
Получается, что разные люди, смотрящие на один предмет, видят разные вещи. Поэтому если вы хотите что-то по-настоящему воспринять, понять, прочувствовать - нужно подготовится к моменту восприятия. А именно: собрать всю доступную вам информацию о том, с чем предстоит столкнуться. Это поможет большому количеству мелочей, а то и общему замыслу не ускользнуть от вашего внимания - быть осознанными и занесёнными в вашу память. Но при этом важно и не сформировать стереотипов, которые, напротив, не позволять вам воспринять что-либо в полной мере.
Третий шаг: непосредственно восприятие. Как говорится, «человек как стакан - в него помещается воды ровно столько, сколько он может в себя вместить». Вы сможете увидеть только то, к чему себя подготовили. При этом постарайтесь «не создавать помехи в эфире» и не захламлять момент восприятия потоком внутренней речи. Всё что нужно - это быть губкой, которая впитывает новое, не критикуя другие модели мира (это и было бы стереотипом).
Четвёртый шаг: работа с сохранёнными образами. Вы что-то восприняли, затем дали себе время для консолидации следов (о ней мы говорили в предыдущей статье), или «застывания» образов в памяти. На этом - важнейшем - этапе вы обрабатываете полученную информацию, анализируете её и «вычерпываете» для себя какие-то собственные выводы. И только после этого процесс восприятия можно считать полностью состоявшимся. Вероятно, вам захочется обсудить свои открытия с другими людьми - и вам уже действительно будет чем поделиться с ними. А главное, это избавит вас от «каши» в голове, позволит легче раскладывать полученные «сокровища» по полочкам и спустя годы без труда извлекать их оттуда всегда яркими и свежими.
Опубликовал
здесь