Большие глаза, почти такие же, как у детей на картинах Маргарет, были и у меня после просмотра этого скучного, ничем не выдающегося, заурядного фильма. Где в этом фильме Бертон?
«
Тим Бертон - мой любимый режиссер», говорю я, когда мне задают дурацкий вопрос о любимых создателях кино. Это тот редкий случай, когда человек смог создать авторское кино на просторах Голливуда, покинуть Дисней со скандалом и вернуться туда желанным воплотителем своих личных идей. У этого режиссера есть свой индивидуальный стиль и с этим вряд ли кто-то поспорит. Его имя неоднократно использовалась в целях маркетинга, даже когда он был только продюсером, потому что оно - гарантия конкретного визуального стиля.
Ни для кого не секрет, что Бертон никогда не озадачивался драматургией, последовательностью и какими-то канонами рассказов в своих фильмах. Он сам ни раз отмечал, ему всегда было важно, КАК выглядит, то что он показывает, а не ЧТО он рассказывает. Что же случилось? Почему BIG EYES выглядит заурядно и не может набрать очков даже за счет своей истории?
Возможно это какой-то личный кризис? Не исключено, что разлука с Хеленой повлияла на новые поиски, может быть человек пробует себя в других направлениях, ищет новые решения в проверенных приемах? Отдать должное прошлому? Ведь художница Маргарет была действительно его приятельницей. Может быть это лишь фильм «между фильмами», ведь скоро нас ждут еще два новых творения. Но размышления в сторону, о фильме!
Начало BIG EYES многообещающе: музыка Эльфмана, красочно размазанные „A Tim Burton Film“ на фоне крупных планов, знакомые фасады пригорода - чуть ли не реэкранизация EDWARD SCISSORHANDS. Голос за кадром, мило повествующий о происходящем - как доброе начало BIG FISH. Затаив дыхание, ждешь погружения в волшебный мир, пусть не гротеск мир мертвых, и уж точно не в переигранную страну Алисы, но такую как например, в BIG FISH. Кстати, именно это был последний фильм без Джонни Деппа, после же, целую декаду зритель наблюдал отлаженный состав актеров во всех фильмах создателя. Но, как я уже писала выше, отсутствие привычных актеров, далеко не все, чего этот фильм был лишен.
Бертонские фильмы живут за счет визуализации. Не всегда он работал с Деппом, до музы Хелены Бонхам Картер, были вестимо и другие. Но так или иначе, разрешение сцен, свет, цвет, костюмы, декорации - это все узнаваемо Бертонское, еще со времен NIGHTMARE BEFORE CHRISTMAS, которое пусть не было его режиссерской работой, но всецело было построено на его визуальном концепте. В этом фильме, после первых двух кадров, нет ничего от Бертона. Нет. Нет. Ничего. Нет.
И писать об этом нет смысла. Да красиво, да хорошая стилизация поздних 50х, начала 60х, но это могли бы быть, и создатели сета из
MAD MEN, например. А Бертон? Наверное, стоял в сторонке, рисовал наброски для своих новых проектов.
Актеры вроде бы по отдельности хороши, но в комплекте они будто играют в разных фильмах. Почти карикатурный Вальц и трогательная мимоза Адамс. И дело не в характере героев, где один вроде бы поверхностный меркантильный экстраверт, а другая бездонная творческая ранимая натура художника. Дело просто в их несочетаемой игре. Это как один из камеди клаба, а другой строго по Method Acting. Очень странно и неприятно смотреть.
История фильма могла бы раскрыть такие вопросы, как меркантильность, алчность, моральные аспекты в конце-концов. Что есть творческая принадлежность и где заканчивается стеснительность и начинается социофобия? Пусть вопрос статуса картин заслуженно останется в стороне, и зритель сам решит, на сколько это можно называть искусством, но минимировать тематику фильма исключительно вокруг классических ролей «муж-жена» и довольствоваться демонстрацией зачатков эмансипации женщины - слишком мало. Заострение внимания на моментах, как алкоголизм Маргарет, ее вступление в секту Иегова и поломанные отношения с ребенком, вполне могли бы придать фильму другую глубину. Впрочем, глубину вообще, тут же вся история на мели.
Сейчас в процессе съемки фильма DUMBO - про летающего слона. Дисней снова экранизирует один из своих успешных мультфильмов. Я сложно представляю почему Бертон занимается и этим. Остается только уповать на PEREGRIN’S HOME FOR PECULIARS, который тоже снимает Бертон. Еще полтора года назад, читая книгу я видела идеальную визуализацию Бертона. Ведь одни только мотивы: дети со сверхспособностями, развалины домов, шотландские ландшафты, маяк, буря, бухты, все это в густом тумане, ведущем в другой мир…мир Бертона…
О других фильмах Бертона в этом блоге:
DARK SHADOWS FRANKENWEENIE