Tim Burton - современный гений.

Feb 12, 2013 10:33

Tim Burton - определенно самый яркий и оригинальный режиссер Голливуда среди современников. Продюссер, который не смотря на нарушение всех правил съемки кино в Калифорнии, получает деньги и никогда не подводит вкладчиков. А так же художник, но не только в узком понятии иллюстратора. Художник, рисующий ни только мультфильмы и картины, но и фильмы, где чувствуется, что дережировал он кистью. Кистью эстетики, красоты и света, внедряющийся навсегда своими красками и продуманной подачей в наше сознание. О нем знают даже те, кто не считает нужным интересоваться именами режиссеров. Его фильмы запоминает каждый, впрочем так же как и каждый ассоциирует его с актером и его лучшим другом Johny Depp и с его спутницей Helena Bonham Carter, с которой они вместе с 2001 года.

Тим Бёртон создает кино. Кино на века. Его фильм это дверь в параллелный мир фантазии и всего возможного. Это перфекционистки отработанная игра актеров и продуманные характеры героев, до последней пуговки на их костюме и шнурочке на ботинках. Это игра теней и света. Это возможность в любую секунду нажать на паузу и увидеть совершенно выставленную в пропорции и освещении фотографию. Это поэзия утонувшая в визуальном мире цветов. Это видимые цитаты, которые можно считать с жестов и мимики актеров. Это Tim Burton!

Мое знакомство с ним началось с фильма «Edward Scissorhands» (1990). Да, тогда я была немосненно малявкой, но это единственный фильм, который я помню из раннего детства и очень впечатливший меня. Суть истории фильма, на ряду с готическими элементами, которые помогают возвысить и без того неординарный персонаж, заключается в расскрытии характера - аутсайдера. Социальный конфликт норм и заклишезированность общества по отношению к нестандартному, так же ярко отражены в другой готической картине «Sleepy Hollow», которая увидела свет проектора на холсте, девять лет спустя.

Роль аутсайдера знакома режиссеру не по наслышке. Детство гения прошло в пригороде Лос-Анджелеса, среди серых и угрюмых домов. В поисках иной действительности, Мистер Бертон удалялся в свои художественные миры. Так появился на свет его первый фильм «Vincent» (1984), в котором мальчик, утомленный однообразием солнца, прячется в своей укромной темной комнате, погружаясь в мечты о затуманненых улицах Лондона. Эта мечта осуществилась, Тим Бертон в свободное время от съемок живет в той самой холодной, затуманенной столице Англии.

В начале 80-х Тим Бертон работал художником в студии Диснея. Прошло более десяти лет до того как в 1994-м году вышел мультфильм «Nightmare Before Christmas», который Дисней в свое время не признал достойным внимания. Над картиной, выполненной в стоп-мошн технике так же работал режиссер Henry Selick. Второй стоп-мошн мультфильм о веселой загробной жизни «The Corps Bride» (2005) был снят в кооперации с режиссером Mike Johnson. Сам Бертон как-то заявил, что самое депрессивное время в его жизни приходится именно на период работы в Диснеи. Он не мог рисовать этих веселых пушистых зверюшек, его звери выглядили, как-будто их только что переехала машина.

Тематика аутсайдерства так же поднималась в другой из первых работ Бертона «Beetlejuice» (1988). Роль готической девушки, игнорированной родителями, сыграла Winona Ryder. Смена Point-of-view, из аукториальной в субъективную, от лица приведений в данном случае, в последствии стала одним из типичных элементов экранизаций Бертона.

Так же специфическими элементами стилизации картин гения являются предпочтительно мрачные, с повышенным контрастом кулиссы. Любовь к Film-Noir и раннему экспрессионизму тоже активно проявляют себя во многих картинах. «Sleepy Hollow» (1999) и «Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street» (2007) - яркие примеры мастерства визуализации красоты и эстетики ужаса.

Исключительно яркие сеттинги с солнечным, теплым освещением можно встретить в фильмах «Mars Attacks!» (1996) и «Big Fish» (2004). Но история первого, комично отражающая наивность масс и этаблированных клише, не оставляет в живых никого из «важных и дорогих» актеров, а нишу героя занимает простой мальчик аутсайдер. Потрясающая черная комедия! Во втором же случае, история главного героя - умирающего отца, с отдаленным взаимопониманием с его сыном, рассказанная в виде воспоминаний, на первый взгляд кажется сказкой. На второй тоже. Но с очень тонкой моралью, о необходимости абсурдных рассказов в серой реальности. Она пропитана нелюбовью к маленьким городкам Америки, тонущих в трясине клише и предвзятости.

На полочку с лэйблом «сказки» так же можно положить адаптацию «Charlie and the Chocolate Factory» (2005). С присыпью черного юмора и изысканной игрой Джони Деппа она становится ансамблем красоты внешнего и глубокой грусти внутреннего. К первому относится то, чего достиг главный герой - Вилли Вонка, а вот глубокая грусть - это от нехватки любви. Любви и тепла семьи. Маленький мальчик переворачивает восприятия и жизнь эпатажного Вилли Вонки. Первую экранизацию этой истории подарил свету в 1971 году Mel Stuart.

Мало кто не знает имя Тима Бертона благодаря его недавней работе «Alice in Wonderland» (2010). Это еще одна адаптация, теперь литературного произведения Луиса Кэррола, снятая в 3D технике. По-моему скромному мнению, можно было бы обойтись и без этого эффекта, я проверила. Но это случилось на момент ренессанса трехдимензионального кино, что Бертон конечно тоже принял во внимание. Кроме того, печально, что осознав давно свое несочетание с Диснеем, Бертон все-таки скооперировался с ними и это несмненно ярко выражено, компромиссы на холсте.

Еще большее разачарониве мне принесли «Dark Shadows», о нем я уже писала ранее. Эстетика фильма не отличается от привычного зрелища в Бертонкино. История тоже, пусть и не новая, но проработана хорошо, учитывая, что изначально это был сериал и он его адоптировал для фильма. Фигуры фильма хорошо проработаны. Актерский (привычный)ансамбль тоже никак не разачаровывает. Но где-то в этом фильме что-то упущено. Фильм оставляет впечатление попсового мэйнстрима. Дело не в музыке и стилизации гардероба. Юмор фильма не жуток и не тонок, он очевиден, нет это не плохо, но это ни так как у Бертона раньше. И что-то еще утеряно, а я к своему стыду не могу подобрать этому объяснения.

Но не все потеряно, это доказал, давно залежавшийся проект режиссера "Frankenweenie", вышедший на экраны в 2012 году. Фильм полон цитат и юмора. Снят в лучших традициях ужаса, комедии и фантастики. Любовь к деталям и здоровый юморок, на фоне душераздерающей заштопанной милахи собаки, которая конечно же спасет всех, а так же добрая мораль этой сказки не может никого оставить равнодушными. Профессионализм, аккуратность и несравненная эстетика Бертона наконец-то сново с нами! И не смотря на то, что история все-таки для детей, думаю, что взрослым этот фильм тоже доставит не малое удовольствие. Как впрочем и другие Бертонфильмы. Приятного просмотра!

кинематограф

Previous post Next post
Up