Сходил вчера на спектакль
Rausch в рамках театрального фестиваля "
Территтрия" в Театр Наций. Делюсь своими впечатлениями и призываю тех, кто любит хорошее искусство, посмотреть при возможности эту работу. А на фестивале показывают еще много хороших спектаклей, увидеть которые можно первый и последний раз в жизни, может быть. Ну а сейчас: внимание на экран!
Театр, пожалуй, самое рисковое из всех видов искусств - совершенно не терпит фальши. Вернее зритель ее не терпит. И хотя смотрят сегодня всё и разного качества, настоящий взыскательный зритель в любой момент готов выйти из зала хоть через пять минут после начала спектакля, если на сцене происходит нечто несуразное. В ситуации, когда этого несуразного так много, что кажется, захлебываешься от, затекающего в уши, глаза, шлака, спасение находишь на фестивалях, подобных «Территории», даже если не все из того, что на них показывают можно считать удачным, глоток свежего воздуха в сфере современного театра там определенно получится сделать.
В небольшой программе спектаклей, представленных на фестивале, есть бесспорно очень важные, живые, настоящие спектакли, которые стоит смотреть. "Rausch - опьянение, дурман, упоение и другие всевозможные характеристики состояния измененного сознания, препарирование человеческого сознания эпохи социальных сетей. Похороны утопии, усталость, изоляция, агония. И несколько мутировавшая любовь"- характеристика, обозначенная в программке, может, и дает представление о том, что из себя представляет спектакль, но речи о наркотиках там совсем нет, да и назвать состояние героев измененным сложно. Подобные поведенческие модели сегодня - обыденная вещь.
Социальные сети и измененная реальность - вот современные наркотики и бич общества. Об этом в танцевальном спектакле говорят не только телами, но и многочисленными монологами/диалогами. Причем их-то как раз значительно больше, чем танцев. Тела вступают в действие, когда уже не хватает слов или они не нужны. Этот спектакль, хоть и проговаривается на немецком, совершенно четко обозначает, что иногда не надо слов, нужны настоящие чувства. Не те, которые мы все картинно играем в жизни, а которые были когда-то так естественны и органичны для человечества, но с течением времени мутировали. И теперь мы хотим дружить с людьми только через социальные сети, а семейные проблемы решаем в кабинете психолога. О мире, который катиться черти куда из-за «капитализма», «Дойтч банка», «католической церкви» и «фейсбука» весь спектакль, но в нем мало осуждения, которое может раздражать, в нем скорее призыв выйти из этого измененного состояния. И именно в этом его главное преимущество. Нет разницы между тем, что происходит на сцене и в зрительном зале, мы все говорим на одном языке, мы все его понимаем.
О таком упоительном сеансе эмоциональной терапии можно только мечтать. За то время, что артисты сменяют друг друга, изображая отношения, искаженные разными социальными положениями или психологическими состояниями происходит своего рода очищение сознания. Выходишь какой-то обновленный, с новым взглядом на мир.
Во многом Rausch - это история о любви, к которой, каждого из пришедших на спектакль, призывает обратиться режиссер. Причем обратиться без обновления статуса в фейсбуке с «single» на «dating», пруф-фотографий своего любимого и прочей хрени. Просто тихо на непонятном никому языке сказать «Я тебя люблю». Искренне, по-настоящему.