Часть 8. «Мы рекомендовали мистеру Фергюсону обратиться к Вам».

Jan 31, 2009 18:21


Давайте разбираться. Паблисити - это инструмент для влияния на определенные группы общественности. Какие группы были для Холмса целевыми, имели значимость? Пожалуй, их можно выделить три. Во-первых, это так называемое «общество» или «светское общество» (то, что сегодня, применительно к корпоративному PR, можно было бы назвать «местной общественностью»). Во-вторых, то потребители его услуг, клиенты. И в-третьих, это те кого можно назвать его партнерами.

Об «обществе» мы уже немного говорили выше. Его значение для Холмса не стоит переоценивать - ничто не дает нам оснований для обозначения Холмса как завсегдатая светских гостиных или даже клубов (последнее, пожалуй, даже странно). Очевидно, что если свитские условности и накладывали свои ограничения на поведения Холмса, то в целом «мнение света» было ему в достаточной степени безразлично.[1]

Иное дело - «потребители». Клиенты важны для Холмса не только как источник расследований, но и как источник финансовой стабильности. Очевидно, что какие-то средства, не связанные с его детективной практикой, у Холмса были всегда. Но об их размере позволяет судить хотя бы то, что во время встречи с Ватсоном квартира на Бейкер-стрит была для Холмса дороговата, при условии, если бы он должен был снимать ее в одиночку.

Откуда же приходят к Холмсу клиенты? Какими путями узнают о том, что именно «консультирующий детектив» с Бейкер-стрит может оказать им помощь? Каков механизм принятия ими решения об обращении за услугой?

Отвечая на эти вопросы, всех приходящих к Холмсу клиентов можно разделить на несколько групп.

Первая - те, про кого нам неизвестно, откуда именно они узнали про Холмса. Это знание для них естественно, как знание базовых законов природы. Если у них возникает проблема, которую может решить детектив, для них нет сомнений, к кому обратиться.

Джон Гектор Макфарлейн, герой рассказа «Подрядчик из Норвуда», принимает решение обратиться к Холмсу сразу после того, как узнает о грозящем ему обвинении. Впрочем, это даже нельзя назвать решением - скорее это похоже на условный рефлекс:

«- Я с родителями живу в Торрингтон-лодж, это в Блэкхите, мистер Холмс, но вчера мы кончили дела с мистером Олдейкром очень поздно. Я остался ночевать в Норвуде, в гостинице, и на работу поехал оттуда. О случившемся я узнал только в поезде, когда прочел заметку, которую вы сейчас услышали. Я сразу понял, какая ужасная опасность мне грозит, и поспешил к вам рассказать обо всем».

Примерно так же поступает и Грэнт Манро, беспокоящийся из-за таинственных визитов своей жены в соседний коттедж, где в окне можно порой заместить чью-то жутковатую физиономию, напоминающую маску («Желтое лицо»):

«- Я вижу вы ночи две не спали, - сказал Холмс в спокойном, сердечном тоне. - Это изматывает человека больше, чем работа, и даже больше, чем наслаждение. Разрешите спросить, чем могу вам помочь?

- Мне нужен ваш совет, сэр. Я не знаю, что мне делать, все в моей жизни пошло прахом.

(…) Это было вчера, мистер Холмс, и с того часа я ее не видел и не знаю больше ничего об этом странном деле. В первый раз легла между нами тень, и я так потрясен, что не знаю, как мне теперь вернее всего поступить. Вдруг сегодня утром меня осенило, что если есть на свете человек, который может дать мне совет, так это вы, и вот я поспешил к вам и безоговорочно отдаюсь в ваши руки. Если я что-нибудь изложил неясно, пожалуйста, спрашивайте. Но только скажите скорей, что мне делать, потому что я больше не в силах терпеть эту муку».

Похожая модель потребительского поведения наблюдается и у Джабеза Уилсона, незадачливого обладателя огненно-красной шевелюры из «Союза рыжих». Вот как он описывает свои действия после того, как он обнаружил на дверях «Союза» объявление о том, что он распущен:

«- Я вернулся домой на Сэкс-Кобург-сквер и посоветовался со своим помощником. Он ничем не мог мне помочь. Он сказал, что следует подождать и что, вероятно, мне сообщат что-нибудь по почте. Но меня это не устраивает, мистер Холмс. Я не хочу уступать такое отличное место без боя, и, так как я слыхал, что вы даете советы бедным людям, попавшим в трудное положение, я отправился прямо к вам».

Здесь «сакральное» знание о существовании Шерлока Холмса уступает место информации, полученной из источника, вроде бы, более приземленного, но не менее размытого - это молва, слухи, какие-то случайно услышанные (а, может быть, и подслушанные) сведения. Мистер Уилсон, возможно, и сам уже не помнит, откуда именно он узнал о том, что есть такой вот мистер Шерлок Холмс, помогающий бедным людям. Слыхал, да и все тут.

Впрочем, может быть, владелец ссудной кассы (именно этим ремеслом зарабатывал себе на жизнь мистер Уилсон), и помнил, от кого именно услышал он про благородного Холмса. Помнил, но решил не упоминать об этом, как о малозначительной детали. Впрочем, это можно понять, если слышать о Холмсе ему довелось от одного из своих клиентов, медленно опускающихся на дно и прибегающих в ссудную кассу в надежде немного затормозить это падение.

Казалось бы, ну что мы привязались к этой детали? Ну, не упомянул. Ну, не вспомнил. Или вспомнил, но все равно не упомянул. Разница-то какая?

Разница принципиальная. Дело в том, что «среднестатистический» викторианский джентльмен никогда не забывал упомянуть о том, по чьей рекомендации он обращается за помощью к другому джентльмену. Это сообщало его обращению вес и указывало на принадлежность его к тому же кругу, что и тот, к кому обращались.

И клиенты Холмса не являются исключением. Обращаясь к детективу, многие из них ссылаются на общих знакомых, или, чаще на предшествующих клиентов Холмса.

«- Я пришла именно к вам, мистер Холмс, - начала наша гостья, - потому что это вы помогли моей хозяйке миссис Сесил Форрестер распутать одну семейную историю. Она до сих пор не может забыть вашу доброту и ваш ум.

- Миссис Сесил Форрестер? - повторил задумчиво Холмс. - Помню, что мне действительно удалось немного помочь ей. Случай, однако, был весьма простой.

- Миссис Форрестер о нем другого мнения. Но зато о деле, которое привело меня к вам, вы этого не скажете. Трудно вообразить себе ситуацию более странную и необъяснимую, чем та, в которой я очутилась».

Помните? Именно с этих слов начинает закручиваться сюжет «Сокровищ Агры». Мисс Морстен не вычитала имя и адрес Холмса в столбце объявлений. Она пришла по рекомендации.

Вторая группа клиентов - те, кто приходит по рекомендации. А именно так находит Холмса большинство его клиентов:

«- Вы меня знаете, мистер Холмс? - воскликнула она. - Иначе откуда вам все это известно?

- Неважно, - засмеялся Холмс. - Все  знать - моя профессия. Быть может, я приучился видеть то, чего другие не замечают. В противном случае, зачем вам было бы приходить ко мне за советом?

- Я пришла потому, что слышала о вас от миссис Этеридж, мужа которой вы так быстро отыскали, когда все, и даже полиция, считали его погибшим. О, мистер Холмс, если бы вы так же помогли и мне! Я не богата, но все же имею ренту в сто фунтов в год и, кроме того, зарабатываю перепиской на машинке, и я готова отдать все, только бы узнать, что сталось с мистером Госмером Эйнджелом» («Установление личности»).

Даже если клиент обращается к Холмсу не лично, а письмом, он все равно считает необходимым сослаться на рекомендацию общего знакомого, если она имеется:

"Уважаемый мистер Шерлок Холмс!

Я столкнулась с цепью непонятных событий, касающихся моего дома. Буду очень благодарна за совет. Жду Вас завтра в любое время. Вилла расположена всего в нескольких минутах пути от станции Уайлд. Мой покойный супруг, Мортимер Мейберли, кажется, был одним из Ваших первых клиентов. С почтением.

Мэри Мейберли". (Происшествие на вилле «Три Конька»).

В качестве рекомендателя могут выступать не только отдельные лица, но и организации, как это происходит, например, в рассказе «Вампир в Суссексе». При этом иногда рекомендатель не просто информирует заинтересованное лицо о том, кто может решить его проблему, но и, согласно правилам делового оборота, считает нужным сообщить об этом рекомендованному лицу. Например, в форме такого письма:

"Олд-Джюри.46
                                19 ноября

Касательно вампиров.
Сэр!
Наш клиент мистер Роберт Фергюсон, компаньон торгового дома "Фергюсон и Мюирхед,  поставщики чая" на Минсинг-лейн, запросил нас касательно вампиров. Поскольку наша  фирма занимается исключительно   оценкой   и налогообложением машинного оборудования, вопрос этот едва ли относится к нашей компетенции, и мы рекомендовали мистеру Фергюсону обратиться к Вам. У нас свежо в памяти Ваше успешное расследование дела Матильды Бригс.
                                                         С почтением, сэр,
                                               Моррисон, Моррисон и Додд".

[1] Правда, это не мешало Холмсу хорошо знать жизнь света и использовать эти знания во благо своих клиентов, как в рассказе «Желтое лицо»:

«- Вы хотели бы воспользоваться моими услугами сыщика-консультанта?

- Не только. Я хочу услышать от вас мнение рассудительного человека... и человека, знающего свет. Я хочу понять, что мне теперь делать дальше. Я так надеюсь, что вы мне что-то посоветуете».

Социальные сети, PR в литературе, Рекомендации, Шерлок Холмс, pr

Previous post Next post
Up