Вчера по любезному приглашению
markgrigorian был в русскоязычной студии BBC и наслаждался тем, с каким мастерством и тактом Марк вел передачу "Ваше мнение". Речь шла
об уличных беспорядках в Британии, их последствиях, реакциях англичан и стереотипах восприятия происходящего из Восточной Европы. Мне понравилась
обратная связь социолога Ивана Гололобова на реплики звонящих в студию: он аргументировано и деликатно развеивал популярные, но совершенно перпендикулярные реальности интерпретации "райотов на раёне" ("понаехавшие обнаглели", "исламская угроза", "социальная революция" и т.д.), и рассказывал о картине мира пригородной молодежи, чьё воображение распалено соблазнами консумизма (культ успеха, демонстративное потребление, обладание электронными гаджетами как фетишами модерности) и стреножено - отсутствием работы, ограниченным коммуникативным опытом etc.
Сам я погромов не видел. В центре столицы - тишь да гладь и много полиции. В Брокли, где мы сейчас живем, один из угловых пабов вывесил транспарант "Free riots pub" со смайлом. Разве что запах гари с соседнего Кройдона и сирены копов вдали свидетельствовали что в городе неспокойно.
Перед Марком Григоряном в эфире BBC был
Сева Новгородцев. Хитро улыбаясь, в качестве музыкальной подводки к теме беспорядков он сначала зарядил огненную "Burning and Looting tonight" Боба Марли...
Bob Marley - Burning and Looting tonight
Click to view
А закончилась программа песней "I Fought The Law". Сева представил ее как сочинение Бобби Фуллера. В действительности ее автором был Сонни Кёртис (1959), а Фуллер и панки из "The Clash" разнесли лихой мотив по всему свету. "Мне нужны были деньги, но у меня их не было / Я боролся с законом и закон победил" - предсказуемый эпилог к теме.
The Clash - I Fought The Law
Click to view
Мое частное мнение: лондонские, бирмингемские и прочие погромы - знаки структурного социального неблагополучия, которое не разрулить спешными полицейскими мерами, политическим камланием или стыжением хулиганов в СМИ. Безусловно, нужна регенерация урбанистической среды, нужна социальная работа в локальных сообществах, нужен вклад систем образования и социализации маргинализированной молодежи и т.д. Уже то, что во многих районах жители скооперировались, организовали отряды самообороны, провели уборку пострадавших территорий дает поводы для оптимизма. Значит иммунитет к криминальному насилию и к риторике, выставляющей мародерство как спонтанный социальный протест на несправедливость или чуть ли не как революционность, все же есть. Важно и то, что общественное мнение, несмотря на обеспокоенность и тревогу по поводу экстраординарной ситуации, оказалось достаточно зрелым, чтобы не выдавать полиции карт-бланш на неправовые действия ради восстановления порядка.