После вторжения в Чехословакию войск стран Варшавского договора, подавления Пражской весны 1968-го года и отстранения правительства Александра Дубчека в стране наступил период т.н. "нормализации" (то есть - ватное время застоя): диссидентов
вытесняли с публичной сцены, увольняли с работы, шантажировали дисциплинарными мерами в адрес детей и родственников, запрещали издавать книги, выступать с лекциями, спектаклями, концертами и т.д. Под надзором и прессингом спецслужб оказались сотни тысяч людей. Тех, кто не ломался и "отказывался от сотрудничества", поражали в правах, подталкивали покинуть страну или уйти во внутреннюю эмиграцию. От умеренно-строптивых добивались "добровольного раскаяния" в обмен на карьеру и гарантии относительной материальной обеспеченности (см. "
В городе порядок / и есть работа для всех / И можно веселиться / если рот закрыт на замок" в балладе ""Karavana mraku" Карела Крыла) . Стратегия мягких, избирательных репрессий и массового принуждения к пошаговым компромиссам была направлена на вытеснение памяти о народном восстании против оккупации и открытой фронде внутри правящей партии (за "социализм с человеческим лицом", десталинизацию, независимость).
В определенное степени задуманное марионеточными властями удалось: страна провалилась в конформистский сон и вынужденно приняла правила игры, по которым власти прикрывали глаза на тихое кухонное вольнодумство и безобидный контркультурный андерграунд, а общественность - имитировала идеологическую лояльность в поле официоза. Установившийся негласный договор был разорван появлением Хартии-77 (сам текст и первые подписи появились еще в конце 1976-го).
Прямым событийным поводом для появления документа стал арест музыкантов легендарной джаз-рок-группы "
The Plastic People of the Universe"), однако составители Хартии изначально намеревались выйти за пределы жанра заступнических, челобитных обращений к партийным властям. Философ-феноменолог Ян Паточка, под влиянием морально-правовых идей которого находились первые подписанты, предлагал радикально изменить адресат диссидентских воззваний - обращаться не к государству, международному сообществу или аморфно-абстрактному общественному мнению, а к... частной, автономной, этически суверенной личности (той, что в философии выкликалась Кантом и неокантианцами, Гуссерлем, персоналистами, французскими экзистенциалистами). То есть - подписание Хартии должно было группировать субъекта не политического, а прежде всего гражданского действия (дальнейшая история показала, сколь разными было политические убеждения подписантов; ни на какой общей идеологической платформе такие люди бы никогда не сошлись).
Последующие события показали, что выбранная точка опоры - человек, поступающий определенным образом из чувства долга перед самим собой (собственной совестью, разумом и др.), а не из соображений верности какой-либо доктрине и теории, не из страха нарушить какой-либо кодекс диссидентской солидарности и т. д. - оказалась наиболее надежной и прочной.
Хартия-77, вопреки обвинениям властей, не призывала к "антисоветской деятельности". В статье "Чем является и чем не является Хартия-77" Ян Паточка специально подчеркивал: авторы текста не призывают создавать подпольные организации или ввязываться в открытую борьбу за гражданские права (подобные действия в условиях государственного террора подвергали бы инакомыслящих неоправданному риску); речь идет о гуманитарном и правозащитном сопротивлении, критике происходящего с точки зрения Конституции страны, Хельсинских соглашений 1975 года, Всеобщей Декларации Прав Человека.
+ + +
Сразу после публикации Хартии-77 Ян Паточка, Зденек Млынарж, Вацлав Гавел, Иржи Гаек, Павел Когоут и др. (в январе 1977-го Хартию подписали 242 человека) были арестованы. Ян Паточка умер 13 марта 1977-го года, после одиннадцати часов непрерывного допроса.
На судебные процессы, больше походившие на акции устрашения и спектакли театра абсурда, чешский
бард-хиппи Ян Гутка откликнулся фолк-балладой "Havlicku Havle", в которой иносказательно обыгрывал сходство имен драматурга Вацлава Гавела и легендарного поэта, сатирика, публициста, зачинщика литературного течения "народных будителей" (národních buditelů) Карела Гавличек-Боровского (1821 - 1856):
На Бриксенской площади молодухи шепчутся:
Повязали Гавличека, но народ его в обиду не даст -
Он умел вслух сказать то, о чем мы только думали про себя...
Jaroslav Hutka - Havlicku Havle (1977)
Click to view
p.s. В 1978-ом году тайная полиция поставила Ярослава Гутку перед выбором: либо тюрьма за "незаконное предпринимательство" (т.е. - за подпольные концерты), либо - эмиграция. До ноября 1989 был вынужден жить в Голландии. Сразу после бархатной революции вернулся в страну.
Mají tě v ohrádce, za mříž tě vsadili
Andělé z Brixenu, co vzývaj násilí
Pohádka pro děti, loutkové divadlo
Tahají za nitky nevyjdou na světlo
A podle litéry Paragraf šavle
Teď dumej o právu Havlíčku Havle
Trochus je popletl, řídil ses zákonem
Co platí nad lidmi a také nad pánem
Pán se však urazil, jaképak zákony
On přece nejlíp ví, kdo má být poslušný
Co tě to napadlo foukat jim do kaše
Nejezdils na koni, cválal jsi na bleše
Pan Bach má básníky ve velké vážnosti
Jak rád je v erárních komůrkách pohostí
Vždyť je to nerozum zkusit se s mocným přít
Mohl ses dobře mít, šlo by to zařídit
A při tvých schopnostech pán by tě zaměstnal
Stačilo pochopit, stranou bys nezůstal
Potichu, bez hluku, přišli tě navštívit
Korektně, zdvořile, nemoh jsi odepřít
Hostinské pokoje, mistře, už čekají
Oblek si neberte, lepší tam dávají
V Brixenu na rynku holky si šeptají
Zavřeli Havlíčka, lidi ho nedají
Vždyť uměl hezky říct, nač my jen myslely
Že pěknej mužskej byl, proto ho zavřeli