Caetano Veloso - Fora da Ordem

Jan 17, 2011 23:45

Клип "Выход из строя" Каэтану Велозу появился после эпохальных слов Джорджа Буша-старшего об установлении "нового мирового порядка" (накануне военной операции в Кувейте), после кончины СССР и распада общности его стран-сателлитов. Эта фраза многим тогда показалась угрожающей, содержащей амбицию планетарной гегемонии при помощи военной силы и власти финансовых институтов самой богатой страны мира (не обошлось без конспирологических аллюзий: "Novus Ordo Seclorum" было написано на долларовой банкноте в основании пирамиды в 1782 году).

Спичрайтеры старшего Буша явно не хотели напугать международную общественность: им казалось, что произнося New World Order, они активируют в памяти аудитории речи президента Вудро Вильсона, который как никто другой вкладывался в создание Лиги Наций, дабы упредить Вторую Мировую войну (всп. "14 пунктов") посредством принципиального отказа от дипломатии "тайных международных отношений"; или, на худой конец, авторы предполагали ассоциативную связку с книгой "Новый мировой порядок" Герберта Уэллса, где фантаст излагал идеал мира без межгосударственных войн; или - апеллировали к фразам Михаила Горбачева, который с начала перестройки толкал речи о более безопасном, справедливом и толерантном мире с верховенством международного права (конференция на Мальте в 1989-ом). Однако, вместо осанны глобальной демократии и правам человека, похорон томагавков Холодной войны и утверждения ООН в роли главной несущей правовой конструкции современности, в словах Буша услышали нотки сверхдержавы. То есть - истолковали прямо противоположным образом.

Прошло 20 лет. Явно не сложилось идилии под пастушеские рожки ООН. Страхи относительно американского империализма, западного неоколониализма и т.д. по-прежнему в ходу, но, несмотря на Ирак, Югославию и т.д., изрядно притупились. Проблемы с региональными вооруженными конфликтами, "падающими государствами" и "государствами-бандитами", терроризмом, фундаментализмом, эко-кризисом, нищетой, наркотраффиком, " дифференцированным правосудием" и прочие " Цели Тысячелетия", как и раньше не в состоянии разрешить ни ОБСЕ, ни G8, ни какие-либо другие межправительственные институции. Глобальным НПО этот вес пока тоже не поднять.

Время сместило акценты в песне Велозу: в 90-ых ее цитировали как жест арт-сопротивления однополярности, сейчас на первый план выходят финальные строчки: "Я не могу ждать, когда все люди договорятся / Знаю только, что благая гармония невозможна без окончательного решения". Если адвокаты всемирного гражданства и " вечного мира" (всп. Гуго Гроций, Кант и др.) не готовы к гуманитарной капитуляции, им предстоит найти пусть не окончательное, но хотя бы приемлемое решение.

Caetano Veloso - Fora da Ordem

image Click to view




Иммануил Кант, сочиняя трактат "К вечному миру" (1795) прекрасно понимал, что его философско-правовое проектирование - легкая добыча для иронии прагматиков, знающих, как "все на самом деле устроено" и пренебрежительно отмахивающихся от идеалистов, упрямо лезущих за рамы актуальных "окон возможностей".

"Под катом", в "Тайной статье договора о вечном мире" он и сам подшучивал над своими надеждами: "Юрист, избравший символом права весы и рядом с ними символом справедливости меч, обычно пользуется мечом не только для того, чтобы оградить весы от всех посторонних влияний, но и для того, чтобы положить его на чашу, если она не захочет опуститься".

Правда добавлял: "Нельзя ожидать, чтобы короли философствовали или философы стали королями; да этого и не следует желать, так как обладание властью неизбежно извращает свободное суждение разума. Но короли или самодержавные (самоуправляющиеся по законам равенства) народы не должны допустить, чтобы исчез или умолк класс философов, а должны дать ему возможность выступать публично; это необходимо и тем, и другим для внесения ясности в их деятельность. Нет и оснований упрекать этот класс в пропаганде, так как по своей природе он не способен создавать сообщества и клубы".

Vapor barato
Um mero serviçal
Do narcotráfico
Foi encontrado na ruína
De uma escola em construção...

Aqui tudo parece
Que era ainda construção
E já é ruína
Tudo é menino, menina
No olho da rua
O asfalto, a ponte, o viaduto
Ganindo prá lua
Nada continua...

E o cano da pistola
Que as crianças mordem
Reflete todas as cores
Da paisagem da cidade
Que é muito mais bonita
E muito mais intensa
Do que no cartão postal...

Alguma coisa
Está fora da ordem
Fora da nova ordem
Mundial...

Escuras coxas duras
Tuas duas de acrobata mulata
Tua batata da perna moderna
A trupe intrépida em que fluis...

Te encontro em Sampa
De onde mal se vê
Quem sobe ou desce a rampa
Alguma coisa em nossa transa
É quase luz forte demais
Parece pôr tudo à prova
Parece fogo, parece
Parece paz, parece paz...

Pletora de alegria
Um show de Jorge Benjor
Dentro de nós
É muito, é grande
É total...

Alguma coisa
Está fora da ordem
Fora da nova ordem
Mundial...

Meu canto esconde-se
Como um bando de Ianomâmis
Na floresta
Na minha testa caem
Vem colocar-se plumas
De um velho cocar...

Estou de pé em cima
Do monte de imundo
Lixo baiano
Cuspo chicletes do ódio
No esgoto exposto do Leblon
Mas retribuo a piscadela
Do garoto de frete
Do Trianon
Eu sei o que é bom...

Eu não espero pelo dia
Em que todos
Os homens concordem
Apenas sei de diversas
Harmonias bonitas
Possíveis sem juízo final...

Alguma coisa
Está fora da ordem
Fora da nova ordem
Mundial...

Caetano Veloso - O Estrangeiro.
Жильберту Жил, Каэтану Велозу, Рита Ли, Том Зе - Batmacumba.

демократия, альтерглобализм, caetano veloso, pt, историческая память, космополитизм

Previous post Next post
Up