Последние годы палермитанец Пиппо Поллина (
Pippo Pollina) много пел на сицилийском диалекте (см. "Стихи о свободе" - "
Versi pi la libirtà"). Однако не стоит представлять его исключительно как "певца места". Его "Finnegan's wake" (сочиненный вместе с
Франко Баттиато и
Nada) даст о музыканте более точное представление: итальянский текст смешивается с английским припевом, аллюзии на тексты эллинистической философии и гностических мистиков сплетаются с метафорами из Джойса... И все это - ради диагностики ускользающей современности:
Мы живем на поводке безразличия
по сводкам биржевых индексов и капризам науки.
Pippo Pollina, Franco Battiato, Nada - Finnegan's wake.
Click to view
В 80-ых Пиппо Поллина покинул Италию, странствовал с концертами по Восточной Европе, жил в Швейцарии (см. "
Amica mia"), Бельгии, Голландии, Германии, играл с легендарным немецким бардом Константином Векером (
Konstantin Wecker)... Мигрантский опыт, - объяснял музыкант, - нужен художнику, чтобы услышать вопросы, растущие изнутри себя самого и вырваться из социально-бытового окружения, к которому каждый из нас пришпилен фактом рождения. Другой причиной была депрессия: для начинающего журналиста, выпускника юридического факультета и Академии музыки публичная жизнь в Сицилии начала 80-х была нестерпимо серой, консервативной и коррумпированной.
Только в конце 90-ых артист вернулся на родину. Его поэтика и арт-активизм оказались настолько выбивающимися из ряда, что социолог Nando Dalla Chiesa посвятил Поллино целую главу в своей "Еретической истории добродетельного гражданина" ("Storie eretiche di cittadini per bene").
Alfa beta gamma delta
Sotto il ponte di Eraclito
Dove passava il fiume mi bagnai le mani e l’abito.
Eins zwei drei vier
Ascriverò il mio nome
Nell’albo d’oro dei pazzi sul palcoscenico dell’errore.
Perché tutto si dice e perché tutto si fa
Senza sapere il perché senza sapere come
Perché a tutto si crede e perché a nulla si crede mai
Barcolliamo fra falsi miti e uomini in malafede.
James tell me
What do you want to say
With your book Finnegan’s wake.
Così in basso come in alto
La legge di Trismegisto
L’ermete che dall’Egitto segnava le stelle sul registro.
Più diviso meno per
Io amo la matematica
Perché lei non giudica i miei pensieri sulla genetica.
Perché viviamo nell’era della divina apparenza
Della ferita profonda inferta al sole della coscienza.
Perché tutto ci piace e tutto ci assottiglia
E ci riduce al prezzo incollato sul tappo della bottiglia.
Perché viviamo al guinzaglio dell’indifferenza
Dei tabulati dei grafici in borsa e dei capricci della scienza.
Gente di Praga e Dublino
È forte l’odore del vino
Il sole tramonta a Sion
Due minuti più tardi che a Riom.
Sonno risveglio la quiete
Il pino la quercia l’abete
Der starke Geruch von Most
I go quickly to the silly Post
And I get lost.