Pascal Obispo - Il Voulait De L'eau

Oct 16, 2008 00:25

Банкир Петр Авен написал рецензию на роман "Санькя" Захара prilepin Прилепина. Левой ногой написал, пройдясь не столько по литературным достоинствам / недостаткам, сколько "по нравственной порочности и социально-экономической неэффективности" взглядов автора: "Почему вместо того, чтобы заняться обустройством собственной жизни - посадить дерево, построить дом, постирать носки, прочитать на ночь сказку ребенку, надо сначала долго нечего не делать, а потом, бухнув, взять палку и раздолбать все вокруг… я чувствую даже не столько ненависть, столько брезгливое изумление" (спасибо v_orlov). Мне показался интересным не этот пробег трусцой по гипотетическому воздействию на читателя (тут все ожидаемо: заземленные, умеющие жить и работать устроители противопоставляются революционно-инфантильным, агрессивным, честолюбивым дармоедам), а заход на старую тему...


В 2004-ом президент Альфа-банка Петр Авен занял наиболее радикальную позицию в дискуссии о "социальной ответственности бизнеса": "Борьба с бедностью - функция не частного бизнеса. Это дело государства. Наше дело - зарабатывать деньги для акционеров и клиентов в рамках закона. Других обязанностей у нас нет. Мы платим налоги и больше ничего не должны никому, кроме Бога и совести". Тогда это требовало определенного... мужества, поскольку произнося ... банальности Авен подставлялся и под праведный гнев народных масс, убежденных в справедливости лозунга "делится надо" поверх налогов, и под вероятную опалу Кремля, брутально нагибавшего РСПП (прозванный "профсоюзом олигархов") под тем же слоганом, но с более конкретным перечнем "бюджетов под распил".

Прошло время. Петр Авен по-прежнему делит социальный мир на производителей (коим респект!) и распределителей-транжир (коим позор!). "Распределителям" он готов симпатизировать если они: " чувствуют фундаментальную несправедливость мира острее прочих. И видят цель своей жизни в том, чтобы по мере сил эту несправедливость уменьшать, думая не о себе, а непосредственно помогая людям. В нормальных условиях именно из них рекрутируются священники, активисты различных благотворительных организаций и т.п. Однако если к церкви нет большого доверия, а инфраструктура благотворительности почти отсутствует, то "соблазнение" таких молодых людей левыми партиями, тоже вроде бы всеми силами защищающих интересы слабых, вполне естественно". Правда даже в этом случае заметна легкая досада: "слабые" - это по любому статья расходов, а расходы, издержки надо того... минимизировать. Или - списывать на государство.

Фишка, однако, в том, что в современной России между государственными мужами и менеджерами крупных кампаний (и, сответственно, между "государством" и "гос.коспорациями" не такая уж большая разница... "Ничьими" (зоной ничьей ответственности) оказывается множество структурных, самовоспроизводящихся проблем. Их перекидывают друг другу, как гранату без чеки... Кончается всегда тем, что на нее ложатся слабейшие, накрывая собой (своим свободным временем, деньгами, умом, связями) " системный эффект" и его " цепные реакции". Хрестоматийная для институциональных экономистов проблема безбилетника по-российски выглядит так: кто, плюнув и чертыхаясь, производит общественное благо за свой счет - тот либо дурак, либо - блаженный, юродивый, подвижник. Посему - активисты благотворительных, социально-защитных организаций имеют в глазах сильных мира сего право на существование, но в доказательство искренности своих мотивов они должны ходить в рубище, питаться акридами плюс убедительно и прилюдно страдать здоровьем. Списывать подобный взгляд на "статусную деформацию" (Авен - банкир, миллиардер и т.д.) я бы не стал. К примеру, уважаемая kosilova совершенно справедливо писала про общее уважение к подвижникам и нелюбовь к "правозащитникам". "Национальный менталитет" по-прежнему разводит "социальный успех" и "социальную активность" (активны - те, кто ущербен, поражен в правах и т.д.; успешные - брезгливы к социальности как к таковой). "Западные сценарии", ставящие публичную карьеру в зависимость от публичных заслуг - чуждый мотив. Вот пример навскидку...

Паскаль Обиспо (Pascal Obispo - анаграмма имени Пабло Пикассо) - один из самых популярных шансонье последних лет пятнадцати. Его мелодичные, сентиментальные песни - бальзам на душу поклонникам классического французского шансона: на концертах - аншлаг, диски - миллионными тиражами, фотографии не сходят с обложек глянцевых журналов... Кабы Обиспо звездил на российской эстраде - быть ему "лидером демонстративного потребления" и кумиром неполовозрелой молодежи. Ведь все при нем - лирические тексты, запоминающийся мотив, идеально преобразуемый в звук рингтона мобильника, внешность, заботливо укутанная "кутюрной" модой, регулярная поставка инфо-поводов для светских хроник, выверенная стратегия гастролей, записей в телестудиях, продаж CD... Короче, все как у... За небольшим исключением: этот парень организовал несколько масштабных гуманитарных акций, собирая огромные деньги на борьбу со СПИДом (свыше 45 млн. франков на исследования и помощь семьям больных), участвовал в сборе средств для помощи бездомным, беженцам, малоимущим (через " Les Enfoires"), выступал против расизма, поддерживая концепцию гражданства jus soli - "по праву почвы" (nationalité отождествляется с citoyenneté: принадлежность к нации - с включенностью в политическое сообщество)... Что самое примечательное, он является популярным артистом, благодаря этому, а не данным о доходах + у него почему-то... нет презрения к тем "лузерам" и "инфантильным дармоедам", которых он, как и Петр Авен, обошел в борьбе за существование. Как же так?

Pascal Obispo - Il Voulait De L'eau


"Il Voulait De L'eau" - не самая известная песня Паскаля Обиспо. Сюжет незатейлив: где-то проливные дожди называют ненастьем, в то время как в других краях вода, падающая с неба или лениво текущая в реках - это жизнь, мечта, предмет молитв, чудо... Теперь вопрос: что общего между звездой французской поп-сцены и африканским оборвышем, завороженно слушающего и не могущего поверить рассказам о реках, ливнях, море и т.д.? Откуда в голове "баловня судьбы" Паскаля Обиспо берется образ ребенка, не способного представить такое количество воды?


Или - другой вопрос: 15 октября был "Blog Action Day 2008 Poverty" - день международной солидарности против бедности и социальной несправедливости (блоггерам, подкастерам, видеокастерам всего мира предлагалось присоединиться к коллективным действиям в реале и онлайне; коды баннеров по-прежнему можно взять - здесь); кто эти почти 12 тысяч блоггеров и 13 с лишним миллионов посетителей, принявшие участие в онлайновой акции?




Il était un village
Où la pluie s'était tue
Où même les mirages
N'avaient pas assez bu

Il faisait bien trop chaud
Dans ce monde perdu
L'enfant était de trop
Et l'eau ne coulait plus


Il voulait de l'eau
Pour qu'un bateau le voie
Nager dans les flots,
il aurait aimer ça

Il voulait de l'eau
Pour pouvoir vivre là
Suivre les ruisseaux
Et vivre comme toi

A boire la poussière
Que devient-on là bas?
Y'a t'il une prière
Qu'ils ne connaîtraient pas?

Mais sur ce sol aride
Où rien ne poussera
On a les yeux si vides
Que l'eau ne coule pas

Il voulait de l'eau
Pour qu'n bateau le voie
Nager dans les flots,
il aurait aimé ça

Il voulait de l'eau
pour vivre comme moi
Suivre les ruisseaux
Jusque dans les deltas

Il était un village
Que la pluie n'a pas vu
Où la mer est de sable
Sur ce radeau perdu

Et pour avoir moins chaud
Il est parti sans moi
Chaque enfant est de trop
Quand l'eau ne coule pas

Il voulait de l'eau
Pour pouvoir vivre là
Il voulait de l'eau
Pour son radeau de bois

Glisser sur les flots
Il aurait aimé ça
BOire dans les ruisseaux
Sur le sable, là-bas

бедность, волонтерство, солидарность, благотворительность, fr, pascal obispo, гражданское общество, милосердие

Previous post Next post
Up