Путешествие на Луну с Жоржем Мельесом!

Mar 26, 2012 23:56


Сегодня мы познакомимся с Жоржем Мельесом! А это один из основоположников мирового кинематографа! Жорж Мельес стал первым режиссером, который перешел от простых съемок обычных жизненных почти документальных сцен (вспомните «Прибытие поезда» братьев Люмьер!) к постановочным, художественным фильмам с невероятным сюжетом, наполненным фантастическими по тем меркам событиями. Мельес снял такие фильмы, как «Замок дьявола» (1896), «Дело Дрейфуса» (1899), «Гулливер» (1902), «В царстве фей» (1903), «Путешествие через невозможное» (1904), «Четыреста шуток дьявола» (1906) и другие.
Но самой его знаменитой картиной является «Путешествие на Луну» (1902)! Наверняка вы не раз видели этот образ лица-луны с непонятным объектом в правом глазу! В сегодняшней статье мы подробно остановимся именно на этом фильме.





«Я родился с душой артиста, одарённого ловкостью рук, изворотливостью ума и врождённым актёрским талантом. Я был одновременно и умственным и физическим работником», - именно так без лишней скромности говорил про самого себя Жорж Мельес. И был прав!

Жорж Мельес родился в Париже 8 декабря 1861 года в семье промышленника. Маленький Жорж с самых молодых лет был наделен поразительной фантазией. Именно поэтому его всегда интересовало искусство иллюзии. Добавьте к этому еще и талант к рисованию и актерству - получится настоящий фокусник и волшебник (некоторое время он и правда занимал пост председателя общества иллюзионистов)! У Мельеса было совершенно особое восприятие на мир, которое он переносил в реальную жизнь, превращая все вокруг в живую сказку.



Как мы уже рассказывали, в 1985 году 28 декабря состоялся показ самого первого фильма братьев Люмьер. Жорж Мельес сразу обратил больше внимания на киноаппарат, а не на полученный с его помощью фильм. В этой вещице он увидел нечто большее, чем просто занятный "гаджет", как сказали бы в наше время. Мельес первым понял, что киноаппарат - это не просто продукт моды на технические приспособления, но нечто принадлежащее к таким вечным вещам, как литература, живопись или театр. Одним словом, кино.

Жорж Мельес предпринимает попытку выкупить изобретение братьев Люмьер, но они отказываются, предполагая, что киноаппарат через некоторое время выйдет из моды и просто исчезнет из обихода, прекратив приносить доход. Многие было восприняли киноаппарат за очередную игрушку вроде волшебного фонаря или зоотропа. Мельес же понял, что именно киноаппарат сумеет по-настоящему показать прежде невыразимые сказочные уголки фантазии человека. Уже в 1896 году он нашёл способ создания первых спецэффектов, основанных на стоп-кадре, покадровой съёмке, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке плёнки, кашировании и других приёмах. В 1897 году Мельес основал собственную студию «Стар фильм» и начал активное производство короткометражных кинофильмов. Также он первый делает попытку перейти от черно-белого кино к цветному, применяя метод раскраски фильмов кисточкой от руки, кадр за кадром, в зеленый, желтый, красный и голубой цвета.

По словам Жоржа Мельеса, «умело применённый трюк, при помощи которого можно сделать видимыми сверхъестественные, воображаемые, нереальные явления, позволяет создавать в истинном смысле этого слова художественные зрелища, дающие огромное наслаждение тем, кто может понять, что все искусства объединяются для создания этих зрелищ».



Плакат и барельеф к «Путешествию на Луну»  в нашем музее

В 1902 году выходит знаменательное произведение искусства, первый научно-фантастический фильм в истории кинематографа - «Путешествие на Луну». Это короткометражная фарсовая комедия, пародирующая сюжеты романов Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне». Фильм был поставлен на простых декорациях, на частной студии Жоржа Мельеса и силами его актёрской труппы.

Сюжет данной картины таков: один учёный зачитывает доклад о возможности полёта на Луну. После бурных дискуссий решено отправить на Луну экспедицию, для которой строится космический корабль в виде полого снаряда, который запускается в космос выстрелом из огромной пушки. Снаряд падает на Луну (и попадает ей прямо в "глаз"!). Академики выходят на поверхность Луны, любуются видом на Землю и ложатся спать. Утром они идут исследовать найденную пещеру с гигантскими грибами, которые превращают зонтики в грибы. Там они также встречают прыгучих инопланетян, по фильму названных селенитов (их изображали профессиональные акробаты). Расправившись с селенитами при помощи зонтиков, ученые решают вернуться на Землю, садятся в снаряд, после чего последний академик сталкивает снаряд с края Луны и сам прыгает следом. Снаряд падает в океан и благополучно доплывает до гавани. Прибывших путешественников с почётом встречают соотечественники.



кадр из фильма

До недавнего времени фильм был известен без финального фрагмента (торжественной встречи путешественников), который считался утраченным. Но в 2002 году во Франции случайно была обнаружена полная копия фильма, которая не только включала в себя этот фрагмент, но была также раскрашена вручную. Эта копия была отреставрирована и показана на Порденонском фестивале немых фильмов в 2003 году. Также в 2011 году вышел фильм Мартина Скорсезе «Hugo» (в российском прокате «Хранитель времени»), сюжет которого переплетается с биографией Жоржа Мельеса и его фильмом «Путешествие на Луну».

история, люди

Previous post Next post
Up